Сравнительный анализ конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Латвии по законодательной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – изучение конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы по законодательной власти.
Задачи курсовой работы:
изучить классификацию конституций пяти стран;
определить теоретические положения об институте законодательной власти;
изучить институт законодательной власти в России, США, Финляндии, Франции и Литвы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………. 3
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ ПЯТИ СТРАН……………………4
Российская Федерация…………………..…………………………..……..4
США…………………………………….……………………………..……6
Финляндия……………………………..………………………………..….8
Франция……………………………………...…………………………….9
Литва………………………………………………………………...……..11
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…..13
2.1.Теоретические положения об институте законодательной власти…..…13
2.2.Институт законодательной власти в Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы …………..….16
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы……………………………………….……. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

На тему: «Сравнительный анализ конституционного     права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Латвии по законодательной власти»

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: студентка 2 курса

                                            Группы 09/ЮЗ-21

                                            Анпилогова Ю.Н.

 

                                                                   Проверил: к.ю.н. Майфет Ю.Ю.

 

 

 

 

 

Железногорск 2010

Содержание:

Введение………………………………………………………………..…………. 3

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ ПЯТИ СТРАН……………………4
    1. Российская Федерация…………………..…………………………..……..4
    2. США…………………………………….……………………………..……6
    3. Финляндия……………………………..………………………………..….8
    4. Франция……………………………………...…………………………….9
    5. Литва………………………………………………………………...……..11
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…..13

2.1.Теоретические положения об  институте законодательной власти…..…13

2.2.Институт законодательной власти в Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы …………………...……………………..….16

Заключение……………………………………………………………………… 28

Список используемой литературы……………………………………….……. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законодательной власти  во многих  зарубежных странах, в соответствии с концепцией разделения властей, принадлежит первое место среди ветвей государственной власти. Законодательную власть называют также еще и представительным органом власти. Она осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис, Верховная Рада и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент». Именно законодательная власть облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Цель моей работы – изучение конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Литвы по законодательной власти.

Задачи курсовой работы:

  • изучить классификацию конституций пяти стран;
  • определить теоретические положения об институте законодательной власти;
  • изучить институт законодательной власти в России, США, Финляндии, Франции и Литвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация конституций пяти стран

1.1. Российская Федерация

  1. По времени действия Конституция РФ постоянная - п.1: «День всенародного голосования 12 декабря 1993 года считается днем принятия Конституции Российской Федерации».
  2. По субъекту и порядку принятия Конституция РФ народная - «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,…, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  3. По политическому режиму Конституция РФ утверждает демократический режим, ст.1 п-1: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», ст.2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
  4. По форме правления Конституция РФ утверждает смешанную республиканскую форму, ст. 81 п-1: «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», ст.117 п-2: «Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации».
  5. По форме государственного устройства РФ – федеративное государство, п-1: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», ст.5 п-1: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
  6. По внесению поправок Конституция РФ жесткая, ст.134: «Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы», ст.135 п-1: «Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием».
  7. По форме писания Конституция РФ кодифицированная, так как представляет собой единый писаный акт, состоящий из преамбулы, 2 разделов: 1 раздел - 9 глав, 137 статей; 2 раздел – заключительные и переходные положения включают 9 частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Соединенные Штаты Америки

  1. По времени действия Конституция США постоянная.
  2. По субъекту и порядку принятия Конституция США народная - «Мы, народ Соединенных Штатов,…, провозглашаем и учреждаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».
  3. По политическому режиму Конституция США утверждает демократический режим. Поправка 14: «Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные их юрисдикции, являются гражданами Соединенных Штатов и того штата, где они проживают. Ни один из штатов не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединенных Штатов; и не может какой-либо штат лишать какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры; не может отказывать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите на основе законов»
  4. По форме правления Конституция США утверждается в виде президентской республики, ст.2: «Президент имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии одобрения их двумя третями присутствующих сенаторов; он по совету и с согласия Сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливается законом, но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтет уместным, Президенту единолично, судам или главам департаментов».
  5. По форме государственного устройства США - федеративное государство, ст.1: «Ни один штат не может заключать какой-либо договор, вступать в союз или конфедерацию, выдавать удостоверения на каперство и репрессалии, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, уплачивать долги чем-либо, кроме золотой или серебряной монеты, принимать билли об опале, законы ex post facto или законы, нарушающие договорные обязательства, либо жаловать дворянские титулы»; ст. 6: «Настоящая Конституция и принимаемые в ее исполнение законы Соединенных Штатов, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать такому праву, чтобы ему ни противоречило в конституции или законах любого штата».
  6. По внесению поправок Конституция США жесткая.
  7. По форме писания Конституция США кодифицированная, так как представляет собой сравнительно краткий документ, состоящий из преамбулы; 7 статей, большинство из которых делятся на разделы и 27 поправок, из которых первые десять образуют Билль о правах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Финляндия

  1. По времени действия Конституция Финляндии постоянная - «Данный Основной закон вступает в силу с 1 марта 2000 года».
  2. По субъекту и порядку принятия Конституция Финляндии парламентская.
  3. По политическому режиму Конституция Финляндии утверждает демократический режим, §2: «Государственная власть в Финляндии принадлежит народу, представленному в Эдускунте. Целью демократии является обеспечение каждому права участвовать в общественной деятельности и развитии среды обитания. Любое осуществление государственной власти должно основываться на законе. Во всей государственной деятельности должен неукоснительно соблюдаться закон».
  4. По форме правления Конституция Финляндии утверждает смешанную республиканскую форму.
  5. По форме государственного устройства Финляндия - унитарное государство, §4: «Территория Финляндии неделима. Границы государства не могут изменяться без согласия Эдускунты»;
  6. По внесению поправок Конституция Финляндии жесткая. §131: «Данным Основным законом отменяются вместе с изменениями: Форма правления Финляндии; Акт об Эдускунте; Акт о Государственном суде, Акт о праве Эдускунты контролировать законность деятельности членов Государственного совета и Канцлера юстиции, а также юридического уполномоченного Эдускунты при исполнении ими своих обязанностей».
  7. По форме писания Конституция Финляндии кодифицированная.

 

 

 

 

 

 

1.4. Французская Республика

  1. По времени действия Конституция Франции постоянная. Принята 4 октября 1958 года.
  2. По субъекту и порядку принятия Конституция Франции народная. «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года. Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые желают присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию».
  3. По политическому режиму Конституция Франции утверждает демократический режим. ст. 1: «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы, религии. Она уважает все вероисповедания»; ст. 4: «Политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии».
  4. По форме правления Конституция Франции утверждает президентскую республиканскую форму. ст. 24: «Парламент состоит из Национального собрания и Сената»; ст. 79: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра»
  5. По форме государственного устройства Франция – унитарное государство. ст. 1: «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии»; ст. 2 «Язык Республики — французский. Национальная эмблема — трехцветный флаг: синий, белый, красный. Национальный гимн — «Марсельеза». Девиз Республики — «Свобода, Равенство. Братство». Ее принцип — правление народа, народом и для народа».
  6. По внесению поправок Конституция Франции жесткая. ст. 79: «Инициатива пересмотра Конституции принадлежит президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Однако проект пересмотра Конституции не выносится на референдум, если Президент Республики решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса, в этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет три пятых поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории».
  7. По форме писания Конституция Франции кодифицированная, так как представляет собой единый писаный акт, состоящий из преамбулы, 16 разделов, 79 статей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Литовская Республика

  1. По времени действия Конституция Литвы постоянная. Принята 25 октября 1992 года на референдуме.
  2. По субъекту и порядку принятия Конституция Литвы народная. «ЛИТОВСКИЙ НАРОД…принимает и провозглашает настоящую  КОНСТИТУЦИЮ»
  3. По политическому режиму Конституция Литвы утверждает демократический режим. ст. 1: «Литовское государство является независимой демократической республикой»; ст. 2: «Литовское государство созидается Народом. Суверенитет принадлежит Народу».
  4. По форме правления Конституция Литвы утверждает смешанную  республиканскую форму. ст. 78: «Президент Республики избирается гражданами Литовской Республики сроком на пять лет на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования»; ст.92: «Премьер-министр с одобрения Сейма назначается и освобождается Президентом Республики. Министры по представлению Премьер-министра назначаются и освобождаются Президентом Республики».
  5. По форме государственного устройства Литва - унитарное государство. ст. 10: «Территория Литовской Республики является единой и неделимой. Государственные границы могут быть изменены только в соответствии с международным договором Литовской Республики после его ратификации четырех пятых голосов всех членов Сейма»; ст.11: «Административные единицы территории Литовского государства и их границы устанавливаются законом».
  6. По внесению поправок Конституция Литвы жесткая. ст.147: «Внести в Сейм предположение относительно изменения или дополнения Конституции Литовской Республики имеет право группа членов Сейма в составе не менее 1/4 всех членов Сейма или не менее 300 000 избирателей. Во время чрезвычайного или военного положения поправки в Конституцию вноситься не могут»; ст.149: «Принятый закон об изменении Конституции подписывается Президентом Республики и не позднее чем в течение 5 дней официально оглашается».
  7. По форме писания Конституция Литвы кодифицированная, так как представляет собой единый писаный акт, состоящий из преамбулы, 154 статей, объединенных в 14 глав, и заключительного раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

2.1.Теоретические положения  об институте законодательной  власти

Законодательной власти  во многих  зарубежных странах, в соответствии с концепцией разделения властей, принадлежит первое место среди ветвей государственной власти. Законодательную власть называют также еще и представительным органом власти. Она осуществляется общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, Верховная Рада и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».

Информация о работе Сравнительный анализ конституционного права Российской Федерации, США, Финляндии, Франции, Латвии по законодательной власти