Конституционное право Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе будет рассмотрена тема: «Конституционное право Испании». Изучение конституционного права зарубежных стран имеет большое познавательное значение, так как многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в любой стране. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция испании курсовая.docx

— 96.53 Кб (Скачать файл)

Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль за конституционностью был упразднен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный характер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и проводится по запросу председателя правительства, народного защитника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблеей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона15.

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний. Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются.

Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебных органов в Конституционный суд. Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро. Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников. Процедура ампаро в отношении законов не применяется.

Иски ампаро в отношении актов и действий административных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган. Ампаро также возможно и в отношении актов судебной власти, если эти акты прямо и непосредственно нарушают права и свободы, указанные в статьях 14-30 конституции и при условии, что обычные пути обжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаются в 20-дневный срок со времени последнего решения.

При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный суд может обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены, Народный защитник и прокуратура. Свои полномочия Конституционный суд распространяет на всю территорию страны. Его решения имеют обязательную силу.

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских посеет. Судом более низкого уровня является Национальный высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.

В этом же разделе отводится место для Прокуратуры Испании. Прокуратура независимо от функций, осуществляемых другими органами, имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и охраняемых законом публичных интересов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдение за независимостью судей, и защиты в них общественных интересов. Прокуратура осуществляет свои функции через свои собственные органы в соответствии с принципами единства действия, иерархической соподчиненности и во всех случаях на основе законности и беспристрастности. Закон определяет органический статус прокуратуры. Генеральный прокурор назначается Королем по предложению правительства и по выслушивании мнения Генерального совета судебной власти20.

 

7. Территориальное устройство Испании.

 

Современная Испания - это одно из самых старых политических образований Европы, отличительной особенностью которого является этническое, культурно - языковое и социально - экономическое многообразие ее исторических областей и отдельных провинций.

Согласно Конституции Испания - это правовое демократическое социальное государство. Испанский народ является носителем суверенитета и источником государственной власти. Политической формой правления провозглашается парламентарная монархия.

Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы). Помимо кастильцев в стране проживают каталонцы, галисийцы, баски и иные народности, имеющие свою культуру и язык. Многонациональность Испании и ее разнообразие языков предопределили форму ее национально - территориального устройства. Начиная с XVI века, в стране существуют сильные националистические движения в двух сообществах: в Каталонии и Стране Басков, которые имели и имеют огромное влияние на развитие территориального устройства Испании.

Современная организация территории Испании имеет следующий вид:

1) автономные сообщества (высший уровень). На данный момент  существует 17 автономных сообществ. Согласно Конституции 1978 года граничащие  друг с другом провинции, имеющие  общие исторические, культурные  и экономические особенности, островные  территории и провинции, представляющие  собой единую историческую область, могут получить самоуправление  и образовать автономные сообщества. Автономные сообщества, на которые  разделена Испания, имеют к тому  неодинаковый статус. Автономия может быть: «широкой», «узкой», «специальной».

Широкой автономией обладают Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия, Валенсия, Канарские острова, Наварра. Данным регионам принадлежат все права кроме тех, которые переданы в ведение Испании.

Специальной автономией пользуются города Сеута и Мелилья: статуты могут быть реформированы парламентом Испании без участия или против воли этих городов. Узкой автономией пользуются все остальные.

Несмотря на то, что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющий разный статус автономий, все испанцы в любом сообществе пользуются равными правами. Автономиям запрещено устанавливать внутренние таможни.

2) Провинции - это то, на что делятся автономные сообщества. В настоящее время их 50. Согласно Конституции Испании: «Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниц21ипиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона». Руководство и автономное управление провинциями осуществляется собранием представителей или другими представительными органами.

3) Муниципии – это то, на что делятся провинции. Конституция  гарантирует автономию муниципиев. Они обладают всей полнотой  прав юридического лица. Руководство  и управление ими осуществляются  соответствующими муниципальными  советами, состоящими из алькальдов  и советников. Муниципии могут  объединяться в сообщества (mancomunidades) для развития производства, услуг и других целей. Стоит обратить внимание на то, что они могут быть объединяться, даже когда не являются сопредельными.

В архипелагах каждый остров имеет соответствующее самоуправление в виде кабильдо или советов.

Порядок формирования автономии закрепляется в статьях 143 и 151 Конституции Испании. Конституция предусматривает два пути формирования автономии: быстрый и медленный.

«Быстрый путь» закреплен в статье 151 пункт 1. Здесь закрепляется ускоренная процедура принятия Статута для регионов, в прошлом проголосовавших на плебисците за проект Статута автономии и имевших в момент принятия Конституции временный режим. По этой процедуре статус автономии получили изначально Каталония, Страна Басков, Галисия и Андалусия.

Автономные сообщества обычного режима или «медленного пути», являются те, которые получают все права и полномочия автономии лишь по истечении 5 лет: Арагон, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия – Ла Манча, Кастилия – Леон, Валенсия, Балеарский остров, Мадрид, Мурсия, ла Риоха.

В случае с Наваррой статут разрабатывался обеими сторонами, и был принят парламентом Испании без возможности дальнейшего внесения каких-либо изменений.

Для того, чтобы создать автономию все заинтересованные собрания представителей, соответствующие межостровные органы или две трети муниципий, население которых составляет по меньшей мере большинство избирательного корпуса в каждой провинции или на острове, могут подавать ходатайство о предоставлении. Данное ходатайство должно быть оформлено в течение шести месяцев после принятия первого решения по этому вопросу заинтересованными местными собраниями представителе, но случае негативного решения ходатайство может быть представлено вновь лишь по прошествии пяти лет.

Пока на этом остановимся, так как процедура получения автономии также связана с разработкой такого законодательного акта как Статут автономии, речь о котором пойдет в следующей главе.

Согласно Конституции Испании статутами автономий предусматривается следующая институциональная организация:

законодательное собрание, избираемое путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства;

глава исполнительной власти (председатель правительства);

правительственный совет, выполняющий исполнительные и административные функции;

Парламент автономной области занимает одно из ведущих мест в системе органов власти и управления. Парламент – это сравнительно новое явление, так как в истории страны только в годы второй республики существовал подобный орган в Каталонии.

Парламент автономной области - однопалатный орган, во главе которого стоит президиум (mesa), которым руководит председатель, избираемый депутатами. Представительный орган располагает своим собственным регламентом, уставом его персонала и собственным бюджетом. Статуты в отношении парламентов устанавливает две формы их работы – пленарную и в комиссиях.

Согласно Конституции Испании он избирается путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства, сроком на 4 года. Он гарантирует представительство различных районов территории. Избирательный округ, как правило, провинция. Депутаты парламента пользуются парламентским иммунитетом, мандат депутата автономий области не является императивным.

Компетенция парламента автономной области традиционна для представительного учреждения автономной области с той существенной поправкой, что действует в масштабе одной автономной области. Выделим некоторые особенности парламента:

право законодательной инициативы принадлежит каждому депутата парламента, тогда как в кортесах - это делает группы депутатов или парламентские группы;

может делегировать право принятия актов, имеющих силу закона, правительству;

уполномочен назначать сенатора, представляющих область в Сенате, а также избирает (или назначает) главу правительства автономной области;

контроль за деятельностью правительства осуществляется с помощью вопросов (ruegos), запросов (preguntas), интерпелляций и резолюций порицания (mocion) в рамках пленума и комиссий парламента;

Глава исполнительной власти занимает в системе органов региональных сообществ ведущее место. Он избирается из членов парламента области и назначается на пост королем. По существу он является единоличным носителем власти.

Президент руководит правительственным советом, является высшим должностным лицом в автономном сообществе и представителем государства в нем.

В сфере его компетенции следует выделить его полномочия в области законодательства: принимает участие в реализации права законодательной инициативы, статутами он уполномочен обнародовать законы, принятые в парламенте регионального сообщества, на что отводится двухнедельный срок.

Информация о работе Конституционное право Испании