Конституционное право Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе будет рассмотрена тема: «Конституционное право Испании». Изучение конституционного права зарубежных стран имеет большое познавательное значение, так как многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в любой стране. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция испании курсовая.docx

— 96.53 Кб (Скачать файл)

Вступление на трон совершается по процедуре коронации. За последние десятилетия во многих монархиях к коронующимся особам стали предъявлять требование о принесении присяги в соблюдении конституции, прав и свобод, привилегий и вольностей народа. Это же правило действует и в Испании. Так, при коронации перед Генеральными кортесами Король приносит присягу в том, что будет честно выполнять свои обязанности, исполнять и защищать Конституцию и законы и уважать права граждан и автономных Сообществ. Наследный принц, по достижении совершеннолетия, и регент или регенты, приступая к исполнению обязанностей, приносят такую же присягу.

В практике государственно-правового регулирования зафиксированы три основные системы престолонаследия, каждая из которых по-своему распределяет право на замещение трона.

Самой древней и практически вышедшей из употребления системой является наследование по принципу сеньората. По сеньорату наследует старший член династии. Иными словами, наследником трона становится лицо, старшее по возрасту среди прочих претендентов8.

Другой системой является наследование по принципу майората, то есть по ближайшей степени родства к монарху. Степень родства определяется количеством родственных колен, на которые претендент отстоит от наследодателя. Наследование совершается в пользу члена династии, отстоящего от наследодателя на наименьшее число родственных колен. При одинаковом их количестве преимущество имеет старший по возрасту претендент. Таким образом, по началу майората брат исключает от престолонаследия внука или правнука.

В Испании действует третья система - наследование по праву первородства (промогенитуры) с правом замещения (представительности). При этой системе наследование совершают потомки монарха по прямой нисходящей линии. Сначала наследует лицо, являющееся перворожденным от монарха. В случае его смерти, отказа от наследования перворожденного замещают (наследуют вместо него) его прямые потомки и так далее. Престолонаследие не переходит в боковые родственные линии до тех пор, пока у монарха есть дети, внуки, правнуки. Только при полном пресечении прямой нисходящей линии наследование переходит в боковые родственные линии, то есть братьям монарха, а в случае отсутствия таковых - более дальним членам фамилии. Так, испанский престол (Корона) наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви - более близкой степени родства, при той же степени родства - мужчине перед женщиной, при том же поле - старшему перед младшим.

Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны Конституции зарубежных государств.

Существуют различия в престолонаследии в монархиях и в зависимости от степени ограничений на участие женщин в наследовании трона. Различаются три типа (системы) распределения права на трон между наследниками и наследницами.

Самой древней и строгой является салическая система, по которой женщина не наследует корону. Не наследуют также и потомки монарха по женской линии - то есть дети, внуки, правнуки его дочерей. Такая система действует в настоящее время в Иордании и Японии, где женщины не участвуют в престолонаследии.

Менее строга к женщинам австрийская система, введенная в Австрии Леопольдом I в 1703 г. и ныне действующая, например, в Нидерландах. По правилам данной системы женщины могут наследовать, но только при полном отсутствии мужчин в прямой и боковых мужских и женских линиях династии.

Наибольший шанс стать главой государства дает женщинам действующая в Испании кастильская система. Они наследуют трон наравне с мужчинами. Однако, при прочих равных условиях, на трон заступает все же мужчина, даже если он младше по возрасту. Как уже отмечалось, в наследовании трона при одинаковой степени родства преимущество будет отдано мужчине перед женщиной.

Необходимо отметить, что в отсутствие законных наследников судьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. В случае если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.

Супруга Короля или супруг Королевы не могут осуществлять конституционных функций, кроме функций регента при несовершеннолетнем Короле9.

Если Король окажется неспособным к исполнению своей власти и эта неспособность признается Генеральными Кортесами, то регентом становится незамедлительно Наследный Принц, если он достиг совершеннолетия. Если он несовершеннолетний, то регентом являются его мать или отец.

В случае если нет никого, кто имеет право наследования стать регентом, Генеральные кортесы назначают регентство в составе одного, трех или пяти человек, которые должными быть испанцами и совершеннолетними.

Полномочия Короля как главы государства закреплены в статье 62 Конституции Испании. Король обладает следующими полномочиями:

а) подписывает и обнародует законы,

б) созывает и распускает Генеральные кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном Конституцией,

в) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией,

г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, при необходимости, назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции,

д) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности,

е) издает согласованные в Совете Министров декреты, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания в соответствии с законами,

ж) осведомлен о государственные делах и председательствует в силу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, по просьбе председателя Правительства,

з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами,

и) осуществляет право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает всеобщих амнистий,

к) оказывает высшее покровительство королевским Академиям10.

В сфере международных отношений Король назначает послов и других дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты послов иностранных государств, подписывает международные договоры от имени государства, а также с предварительного согласия Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир.

Реальными привилегиями Короля Испании являются его неприкосновенность, безответственность и право на особое содержание.

Личность короля неприкосновенна и не подлежит ответственности. Эта прерогатива означает всеобщий запрет посягательства на его жизнь и достоинство. В обеспечение королевской неприкосновенности уголовное законодательство устанавливает особые составы преступлений - покушение на особу монарха, оскорбление королевского величества. Естественно, и наказания за такие преступления предусматриваются особые, более суровые, чем на посягательства на личность и честь подданных. Режим неприкосновенности распространяется и на членов династии, особенно супругов и наследных принцев.

Король не несет ответственности и за политические неудачи, и за правонарушения. В законе нет санкций за такие правонарушения. Безответственность испанского короля, как и безответственность всех монархов, является не только универсальной, но и экстерриториальной.

Право на особое содержание включает в себя право на оплату расходов правящей фамилии из государственного бюджета и право на имущество династии (королевский домен). Король получает от государственного бюджета общую сумму на содержание своей семьи и Двора и свободно распоряжается ей.

Таким образом, Король Испании, являясь Главой государства, обладает соответствующими полномочиями как в сфере исполнительной, так и законодательной власти со специфическими особенностями, обусловленными конституционно-правовым статусом монарха.

 

4. Законодательная власть Испании – Генеральные Кортесы.

 

Конституция 1978 г. большое значение придает роли испанского парламента - Генеральных кортесов, - которые являются старейшим в мире парламентским учреждением наряду с английским Парламентом. Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру. Нижняя палата Генеральных кортесов - Конгресс депутатов, верхняя палата - Сенат11. Также в статье 66 сказано, что Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают его бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные полномочия, возлагаемые на них Конституцией. Генеральные кортесы неприкосновенны.

Конгресс депутатов по Конституции может включать от 300 до 400 депутатов, избираемых сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Выборы в Конгресс депутатов осуществляются на основе пропорционального представительства по избирательным округам, которыми являются испанские провинции (всего их 50). Закон распределяет общее число депутатов пропорционально количеству населения провинции с обязательным обеспечением минимум одного представителя от каждого избирательного округа. Выборы в Конгресс депутатов проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента окончания действия полномочий парламента. Депутаты вновь избранного Конгресса собираются на сессию в течение 25 дней со дня проведения выборов12.

Верхняя палата - Сенат - является органом территориального представительства. Конституция и Органический закон устанавливают порядок формирования Сената. От каждой провинции избирается 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования избирателей соответствующей провинции. Островные провинции избирают сенаторов по установленным Конституцией нормам, а региональные автономные объединения направляют в верхнюю палату по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение сенаторов осуществляется законодательной Ассамблеей в соответствии со статутом регионального автономного объединения. Сенат избирается на 4 года. Действие мандата сенатора заканчивается через 4 года после избрания сенаторов или со дня роспуска палаты. Избирательный закон устанавливает принцип несовместимости постов сенаторов и депутатов с должностями членов Конституционного суда, высших должностных лиц государственной администрации, за исключением членов Правительства, народного защитника, членов судов, судей, прокуроров, профессиональных военных и лиц, находящихся на действительной службе в вооруженных силах, корпусе безопасности и в полиции, а также членов избирательных комиссий13.

Депутаты и сенаторы в течение всего срока своего избрания пользуются парламентским иммунитетом и могут быть задержаны лишь на месте преступления. Без предварительного разрешения соответствующей палаты им не может быть предъявлено обвинение, и они не могут быть привлечены к суду. Они пользуются неприкосновенностью, как при выполнении своих депутатских функций, так и при высказывании своего мнения. Уголовное дело в случае снятия парламентского иммунитета в отношении депутата или сенатора может рассматриваться лишь уголовной палатой Верховного суда страны.

Палаты устанавливают свои собственные регламенты, сами устанавливают свои бюджеты, определяют статус служебного персонала, избирают своих председателей, членов президиумов палат. Палаты собираются на две очередные ежегодные сессии: первая - с сентября по декабрь, вторая - с февраля по июнь. По требованию Правительства, постоянной комиссии Кортесов или абсолютного большинства членов любой из палат, палаты могут быть собраны на чрезвычайную сессию для обсуждения определенной повестки дня. После принятия решений по повестке дня сессия свою работу заканчивает.

Другая важная форма работы Кортесов - постоянные комиссии, которые предварительно рассматривают все законопроекты и готовят их к пленарным заседаниям палат. Конституция разрешает палатам передать постоянным комиссиям право самим принимать законопроекты и законодательные предложения, оставляя за собой возможность в любой момент потребовать обсуждения и голосования на своих пленарных заседаниях любого законопроекта или предложения, рассматриваемого комиссиями. Делегирование таких полномочий комиссиям не может быть осуществлено по законопроектам о конституционной реформе, международным отношениям, органическим и базовым законопроектам, а также по законопроекту о бюджете.

В каждой палате предусмотрено создание постоянной депутатской комиссии, которая состоит не менее чем из 21 члена, организованной пропорционально численности парламентских групп. Они обладают полномочиями созыва палат на чрезвычайные сессии, обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями. По истечении срока действия мандатов или в случае роспуска палат, постоянные депутатские комиссии продолжают осуществлять свои функции до созыва новых Генеральных кортесов. Постоянная депутатская комиссия отчитывается перед соответствующей палатой о принятых решениях.

Для открытия заседания необходимо присутствие более половины членов каждой палаты, а для принятия решения необходимо согласие абсолютного большинства членов палаты, если в соответствии с Конституцией, органическими законами или регламентом предусматривается иное большинство. Голосование депутатов и сенаторов осуществляется персонально и не может быть поручено другим лицам. При необходимости пленарные заседания палат по решению абсолютного большинства присутствующих членов могут проводиться в закрытом порядке.

Информация о работе Конституционное право Испании