Интеллектуальная собственность в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

В такое широкое понятие, как «интеллектуальная собственность», входят более узкие представления: промышленная собственность и произведения, охраняемые авторском и смежным правом.
В большинстве стран правовые положения по защите и использованию объектов интеллектуальной собственности регулируются законодательными актами с учетом исторических, национальных, экономических условий и обычаев. Термин «интеллектуальная собственность» стал применяться и во внутреннем законодательстве России, являющейся членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, прежде всего в Конституции РФ (ст. 44, 71) и в ГК (часть первая). В ст. 44 Конституции РФ говорится о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции, к исключительной компетенции Российской Федерации относится

Содержание

1. Введение. 3
2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности в международном частном праве. 4
3. Правовое регулирование охраны интеллектуальной собственности иностранцев в РФ. 7
4. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности. 11
5. Заключение. 22
6. Список литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа МЧП Интелектуальная собственность.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования;

свободу радио- и телепередач  и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных  целях.

Нормы Конвенции не имеют  обратной силы.

Всемирная конвенция (как  и Бернская) исходит из принципа национального режима.

Выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, пользуются в каждом другом государстве-участнике  охраной, которую такое государство  предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории.

Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника  пользуются в каждом другом государстве-участнике  охраной, которую такое государство  предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

Любое государство-участник может в порядке своего внутреннего  законодательства приравнять к своим  гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его  территории.

Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Ст. 1242 ГК РФ предоставлена возможность создания некоммерческих организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Основанием полномочий таких организаций является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый в письменной форме. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, совершать иные юридические действия для защиты прав, переданных в управление на коллективной основе.

В 1991 году появилась тенденция  по расширению охраны авторского права, учитывая многие положения Конвенции  об охране интересов артистов- исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных  организаций (Римская Конвенция).

По решению Генеральной  Ассамблеи ООН, подписанной 10 декабря 1948 года, была создана Всеобщая декларация прав человека. Статья 27 ВДПЧ гласит: Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни  общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных литературных или художественных произведений, автором которого он является. Кроме того, в заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав.

 

 

4. Международно-правовая охрана объектов интеллектуальной собственности.

Охрана прав на объекты  интеллектуальной собственности, возникших в зарубежных странах, и прав российских граждан за рубежом осуществляется:

  • в соответствии с многосторонними международными договорами; 
  • в соответствии с двусторонними международными договорами; 
  • в соответствии с принципом взаимности.

 

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

Особое место в числе многосторонних международных договоров, охватывающих сферу интеллектуальной собственности  – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое представляет собой универсальный договор, охватывающий все аспекты интеллектуальной собственности. Предметом этого соглашения являются: авторские права и смежные права, товарные знаки, указания мест происхождения товаров, промышленные образцы и модели, изобретения, топологии интегральных микросхем и защита производственных секретов. Впервые в многосторонней международной практике в соглашении содержатся обязательства государств-участников в отношении соблюдения международных стандартов охраны прав интеллектуальной собственности от всякого рода нарушений, а также правила по разрешению споров. Основной целью ТРИПС является не столько регулирование международных правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, сколько обеспечение их реализации. ТРИПС вступил в силу с 1 января 1995 г., и с этого момента государство, желающее вступить в ВТО, обязано применять все его положения. В настоящее время членами ВТО является более 140 государств, в том числе и бывшие республики СССР: Грузия, Киргизия, Латвия, Эстония. 

Поскольку Российская Федерация  стала участником ВТО,

то знание и исполнение положений  названного соглашения весьма необходимо.

В соответствии с законом об авторском праве, авторское право распространяется:

  • на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 
  • на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; 
  • на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Необходимость принятия таких международных договоров  возникла уже в 19 веке. Одним из первых международных договоров в сфере интеллектуальной собственности стала конвенция по защите авторских прав 1886 г. - Бернская конвенция по охране литературной и художественной собственности. С 1886 г. конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. Российская Федерация присоединилась к этой конвенции в 1994 г. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 г.. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».

Основными принципами конвенции являются:

  • принцип национального режима охраны авторских прав на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран-участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; 
  • принцип возникновения авторских прав независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.; 
  • принцип предоставления охраны во всех странах-участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Конвенция не содержит исчерпывающего перечня охраняемых произведений. Каждая из стран самостоятельно решает вопрос о правовой охране официальных текстов, нормативных, административных, судебных документов, произведений народного творчества.

Бернская конвенция предоставляет  правовую охрану не только авторам, но и его правопреемникам в течение 50 лет после смерти автора. Для  кинематографических произведений этот срок составляет 50 лет после  первой публичной демонстрации фильма, а для фотографий и произведений прикладного искусства – 25 лет после создания произведения.

Конвенция предусматривает  исключительное право автора на перевод, на воспроизведение в любой форме  или любым способом, право на публичное  исполнение, трансляцию произведения и др. Кроме имущественных прав за автором признаются личные (моральные) права, а именно право требовать признания авторства, право на неприкосновенность произведения.

Бернская конвенция  действует с обратной силой и  распространяет свое действие на те произведения, 50-летний срок охраны на которые не истек. Российская Федерация, присоединяясь к Бернской конвенции, сделала оговорку о том, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием».

В Конвенции предусмотрены  пределы осуществления исключительных прав, в частности, в интересах  обучения, информационных и других целях. В этих случаях произведения могут использоваться без согласия правообладателя.

Другим важнейшим многосторонним международным договором является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. Основным принципом этой конвенции является принцип национального режима. Всемирная конвенция содержит ограниченный перечень материально-правовых норм и специально регулирует лишь право на перевод.

Всемирная конвенция  действует без обратной силы. Срок охраны авторских прав 25 лет после смерти автора.

Всемирная конвенция  не предусматривает, что для возникновения  авторских прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Любое Договаривающееся Государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, будут иметь знак с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска. Знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.

На уровне стран СНГ в 1993 г. заключено  соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. 

Российской Федерацией заключены двусторонние договоры в  сфере авторского права с рядом  стран, в частности, с Австрией, Чехословакией, Арменией, Польшей, Швецией и другими странами.

Права исполнителя признаются за ним в соответствии с внутренним законодательством РФ в случаях, если:

    • исполнитель является гражданином Российской Федерации; 
    • исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; 
    • исполнение, постановка записаны на охраняемую фонограмму; 
    • исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в охраняемую передачу в эфир или по кабелю.

Права производителя  фонограммы признаются за ним, если:

    • производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации; 
    • фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Во всех остальных  случаях смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В числе наиболее важных многосторонних договоров в сфере смежных прав следует отметить Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принятую в Риме в 1961 году (Римская конвенция).

Основной принцип данной Конвенции – принцип национального  режима, в соответствии с которым в любой стране, которая ратифицировала Римскую конвенцию граждане других стран- членов Конвенции получают такую же защиту, как и собственные граждане этой страны, то есть иностранные правообладатели подпадают под действие национального режима. Национальный режим предоставляется:

    • артистам-исполнителям, являющимся гражданами государства, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи; 
    • производителям фонограмм, которые являются гражданами государства, в отношении фонограмм, которые впервые были записаны или впервые опубликованы на его территории; 
    • вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на территории государства, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Римская конвенция не имеет обратной силы. 

Российская Федерация  присоединилась к данной Конвенции  в 2002 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций". 

Конвенция об охране интересов  производителей фонограмм от незаконного  воспроизводства их фонограмм была принята в Женеве в 1971 г. Необходимость ее принятия была вызвана прежде всего слабой эффективностью Римской конвенции и массовым распространением контрафактных экземпляров фонограмм. Женевская конвенция обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие охрану прав производителей фонограмм от производства копий фонограмм без их согласия, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1994 г.

Информация о работе Интеллектуальная собственность в международном частном праве