Европейский союз: история образования, страны и народы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

В послевоенном развитии Западной Европы большую роль играет интеграция, идея которой получила распространение еще в прошлом веке. Но прежде, чем она начала воплощаться в жизнь, народам Европы пришлось пережить две мировые войны. В 1948 г. была создана Организация Европейского сотрудничества. Она занималась координацией вопросов, связанных с помощью, поступающей из США по «плану Маршалла». Дальнейшим шагом было учреждение в этом же году таможенного союза БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейский союз курсовая Умаров.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Европейский союз: история образования, страны и народы.

 

1.1 Исторические предпосылки образования Европейского Союза

 

В послевоенном развитии Западной Европы большую роль играет интеграция, идея которой получила распространение еще в прошлом веке. Но прежде, чем она начала воплощаться в жизнь, народам Европы пришлось пережить две мировые войны. В 1948 г. была создана Организация Европейского сотрудничества. Она занималась координацией вопросов, связанных с помощью, поступающей из США по «плану Маршалла». Дальнейшим шагом было учреждение в этом же году таможенного союза БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1949 г. был основан Совет Европы. Так создавались основы и новые формы международного экономического и политического сотрудничества. Новую страницу в интеграционных процессах в Европе открыл план создания Европейского объединения угля и стали, обнародованный Р.Шуманом 9 мая 1950 г. «План Шумана» предусматривал заключение договора с целью установления международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности. Договор должен был быть обязательным для его участников. Это ставило определенные преграды для резкого наращивания производства вооружений с целью подготовки к войне. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург выразили желание присоединиться к плану.  
18 апреля 1951г. Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция заключили Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которое начало выполнять свои функции с 10 августа 1952 г. Первым председателем объединения стал француз Жан Монне. После присоединения еще 6 стран объединение контролировало в начале 90-х годов всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.  
25 марта 1957 г. страны-участницы ЕОУС подписали Римские договоры, учреждавшие Европейское экономическое сообщество (EЭC) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу с 1958 г. Создание трех союзов западноевропейских государств способствовало ускорению экономического роста и повышению жизненного уровня населения стран-участниц. Договоры также оказали влияние на укрепление мира в Западной Европе.  
В процессе интеграции создавались более благоприятные условия для взаимодействующих сторон. Обеспечивался более широкий доступ к финансовым, материальным и трудовым ресурсам, новейшим технологиям. Обеспечивалась защита фирм стран-участниц экономической интеграции от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Немаловажное значение имеет возможность совместно решать наиболее острые социальные проблемы. Высокие темпы экономического развития стран ЕЭС притягивали внимание других стран Западной Европы, выражавших желание вступить в Сообщество. К январю 1986 г. насчитывалось 12 членов ЕЭС. К «Шестерке» добавились Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания. 

Важным событием в деятельности ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт. Он был одобрен и ратифицирован всеми членами Сообщества. В договоры об образовании ЕС были внесены и юридически закреплены глубокие изменения. Предусматривалось создание Европейского Союза. Экономическое, валютно-финансовое, гуманитарное сотрудничество поднималось на более высокую ступень. Согласованно начали решаться вопросы внешней политики и обеспечения безопасности стран-участниц Сообщества. Ставилась задача создания единого внутреннего рынка, обеспечивавшего свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц. Комиссия ЕС разработала специальные программы (около 300) для реализации этой задачи. В мае 1992 г. ЕС заключает Соглашение о едином европейском хозяйственном пространстве с ЕАСТ – другой интеграционной группировкой в Европе. По соглашению стран члены ЕАСТ с 1993 г. изменяют законодательство, приводят его в соответствие с принятыми ЕЭС правовыми нормами, касающимися свободного движения товаров, капиталов, услуг и конкуренции. К концу века предусматривается введение единой денежной единицы (ЭКЮ), выработка согласованной внешней политики, введение единого гражданства. В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств-членов ЕС подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40-летней истории европейской интеграции, равный по своему значению Парижскому и Римскому.  
Вступление в силу с 1 января 1993 г. Договора о Европейском Союзе придает необратимый характер сближению стран ЕС в экономической, валютной, социальной и политической областях. Создание единого внутреннего рынка предполагает устранение препятствий для свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на территории Сообщества, учреждение экономического, валютного и политического союза, европейского гражданства. С 1 января 1995 г. произошло расширение Европейского Союза с 12 до 15 членов. В ЕС были приняты Австрия, Финляндия и Швеция. Должна была вступить и Норвегия, но большинство населения на референдуме высказались против.

С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция) образовали Экономический и валютный союз (ЭВС) и ввели единую европейскую валюту – евро.  
Введение единой европейской валюты позволяет усилить позиции ЕС в международной торговле, а значит, обеспечить стабильность экономического роста, что в свою очередь еще больше повысит притягательность ЕС для других стран континента.

1 мая 1999 г. вступил в силу  Амстердамский договор. В нем  сформулированы правовые рамки  и основания для совместной  деятельности в сфере безопасности  и обороны. 

Создание ЕС и дальнейшее развитие европейской интеграции фактически привело к созданию в Западной Европе мощного центра силы, появление сверхдержавы качественно нового типа, которая имеет колоссальный потенциал для всестороннего прогресса в XXI в

 

1.2 Европейский Союз: членство и языки

 

Страны — члены Европейского союза

 

Страны — члены Европейского союза — это страны, являющиеся членами Европейского союза, целью которого является интеграция европейских государств, заключающаяся в едином экономическом рынке,  отсутствие паспортно-визового режима, использование общей валюты. Членом ЕС может стать страна, соответствующая Копенгагенским критериям.

 В Европейский  союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии,  Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Албания и Македония ещё не начали переговоров по присоединению. Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцарии имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры, Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры и кооперации.

 

Официальные языки Европейского союза.

 

Официальные языки Евросоюза — языки, являющиеся официальными в деятельности Европейского союза.

В европейских институтах официально равноправно используются следующие языки:

английский

болгарский

венгерский

греческий

датский

ирландский

испанский

итальянский

латышский

литовский

мальтийский

немецкий

нидерландский

польский

португальский

румынский

словацкий

словенский

финский

французский

хорватский

чешский

шведский

эстонский

 

Все решения, принимаемые официальными органами ЕС, переводятся на все официальные языки, и граждане ЕС вправе обращаться в органы ЕС и получать ответ на свои запросы на любом из официальных языков.

На мероприятиях на высшем уровне предпринимаются меры по осуществлению переводы выступлении участников на все официальные языки. Синхронный перевод на все официальные языки, всегда осуществляется на сессиях Европарламента и Совета Евросоюза.

Несмотря на декларируемое равноправие всех языков Союза, с расширением границ ЕС все чаще наблюдается «европейское двуязычие», когда фактически в работе инстанций используются в основном немецкий, французский и английский (три рабочих языка Комиссии) – при этом какие-либо иные языки используются в зависимости от ситуации. В связи с расширением ЕС и вступлением в него стран, где французский менее распространен, укрепились позиции английского и немецкого. В любом случае, все окончательные нормативные документы переводятся на остальные официальные языки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Институты Европейского союза

 

Термином “институты” в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия “институт Европейского Союза” и “институт Европейских сообществ”, таким образом, являются синонимами.

Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г.

 

2.1 Европейский совет

 

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.

 

2.2 Европейская комиссия

 

Европейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Информация о работе Европейский союз: история образования, страны и народы