Дипломатическая и консульская службы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Дипломатия, как особый вид государственной деятельности вошла в обиход на рубеже 16-17вв, когда при дворах монархов появились постоянные дипломатические представители, а в системе государственных органов- специальные ведомства. Характер и формы дипломатической деятельности государств в тот период позволили определить дипломатию, как «применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств»
Дипломатия - это служба, которая входит в систему государственного службы и деятельности и обеспечивает интересы государства. Дипломатия требует большого объема знаний и в какой-то степени представляет собой учение. Это искусство, т.к. предполагает наличие определенных талантов (например, искусство ведения переговоров)

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы дипломатической и консульской служб 5
1.1 Понятие и основные положения о дипломатической и консульской службе 5
1.2 Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты 7
2. Дипломатическая службы Республики Казахстан 9
2.1 Основные понятия дипломатической службы РК 9
2.2 Министерство иностранных дел Республики Казахстан, его статус и задачи 10
2.3 Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан 15
3. Консульская служба Республики Казахстан и ее функции 19
3.1 Основные положения о консульской службе РК 19
3.2 Установление консульских отношений и создание консульских учреждений 20
3.3 Функции консульской службы 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Дипломатическая и консульская службы РК.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.

Министр иностранных дел Республики Казахстан имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Казахстан, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Структура Министерства иностранных  дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы. Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.

В рамках сложившихся структурных  подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции. [7, c.153]

Дипломатические должности в центральном  аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу - атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника. [11, c.101]

В назначении на должность может  иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг - особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую  должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса - на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность - повышение в ранге.

Что касается такой должности, как  директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие  высшие ранги.

2.3 Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан

 

Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РК, объективно не могут дать исчерпывающей картины повседневной практической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая совершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, вытекающие из информации, поступающей из-за рубежа и от внутригосударственных ведомств, не может учесть характер и особенности инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, которые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг.

Работа подразделений  центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми  министром. В указанных документах определены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников.

Информационной работой  в МИД в той или иной мере занимаются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипломатического состава определяет назначение того или иного департамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром. [7, c.154]

Возьмем территориальные  департаменты. Их деятельность регулируется соответствующими положениями, в соответствии с которыми основными для них являются следующие виды работ:

  • сбор, анализ и обобщение официальной документации и информационных материалов по всему комплексу отношений  со странами, входящими в ведение департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти компьютера,  образуя,  таким образом, непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента;
  • выполнение заданий, предусмотренных планом работы департамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых руководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отношений; разработка мер по расширению сотрудничества с указанными странами;
  • выполнение отдельных поручений руководства МИД. Примером может быть подготовка материалов для предстоящих международных встреч и совещаний, разработка позиции казахстанской делегации   по  отдельным вопросам  повестки  дня,   составление текстов заявлений и коммюнике и др.;
  • осуществление дипломатической переписки с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных контактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях;
  • подготовка заключений на документы, поступившие из казахстанских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой.

В своей основной части работа указанных департаментов сосредоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контактов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министерства.

Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он принимается министром или его заместителем, а в отдельных случаях - директором департамента. В других случаях такие встречи и беседы в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посольства - его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.

Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной  записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содержания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы. [11, c.146]

Что касается переписки  с иностранными посольствами, то она  ведется путем обмена нотами (преимущественно  вербальными и очень редко  личными), памятными записками и письмами. В отдельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они касаются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.).

Между МИД и посольством  могут выполняться и некоторые  совместные виды работ, например, при  подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию.

От посольств могут  поступать также различного рода инициативные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в политическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п.

Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руководству МИД с соответствующим заключением департамента относительно целесообразности их реализации.

Примерно в том же плане строится работа департаментов, в функции которых входят отношения Казахстана с международными организациями. К таким департаментам относятся Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС). Своими особенностями отличается деятельность Департаментов консульской службы (ДКС), комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования (КВАиП), служба государственного протокола (СГП). [12, c.175]

Работа перечисленных  департаментов сопряжена с деятельностью международных организаций, в которых так или иначе принимает участие Республика Казахстан. В зависимости от занимаемой должности работники этих департаментов принимают участие в аналитической работе, готовят предложения к очередным сессиям их органов, участвуют в разработке позиций казахстанских делегаций, в оперативной переписке с постоянными представительствами Республики Казахстан.

Что касается других функциональных департаментов, то их деятельность определяется характером вопросов, которые они призваны решать. Особая роль Правового департамента, в функции которого входят вопросы международно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведение консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принадлежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений.

Департамент консульской  службы - важнейшее функциональное структурное подразделение МИДа Республики Казахстан. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств, а также представительств МИД на территории Республики Казахстан, консульских постов в международных аэропортах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и посольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в консульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно.

Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати. На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов.

Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования (КВАиП). В департаменте изучаются закономерности, тенденции и особенности развития современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важнейших международных проблем. Департамент изучает внешнеполитические программы иностранных государств, анализирует состояние общественного мнения, поддерживает связи с научно-аналитическими центрами. [11, c.178]

Особое положение в структуре Министерства иностранных дел занимает Служба государственного протокола, на который возложено соблюдение церемониала встреч и проводов государственных деятелей, делегаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п.

Практическая деятельность Министерства иностранных дел Республики Казахстан за короткий период своего существования показала, что нынешнее внешнеполитическое ведомство РК в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важнейшему ведомству исполнительной власти Республики Казахстан.

 

3. Консульская  служба Республики Казахстан  и ее функции

3.1 Основные положения о консульской  службе РК

 

Консульская служба как  неотъемлемая часть казахстанской дипломатической службы призвана обеспечить в рамках своих функций и задач защиту прав и интересов государства, его юридических и физических лиц в отношениях с иностранными государствами, их ведомствами, организациями и частными лицами. Сохраняя функционально самостоятельный характер, консульские отношения между государствами являются составной частью дипломатических отношений.

Институт консульской  службы играет важную роль в обеспечении международных, межгосударственных и внешнеэкономических связей. Консульское право непосредственно связано с правом дипломатическим и является особой отраслью международного публичного и частного права. С учетом происшедших после распада СССР изменений в сфере международных отношений, когда в них включились дополнительно тысячи юридических и физических лиц, когда существенно возросла международная экономическая и политическая активность и идет широкий процесс врастания Казахстана в международные структуры и рыночные отношения, значение консульской службы и ее учреждений объективно возрастает. [9, c.204]

Основным многосторонним нормативным актом, определяющим консульские отношения, является Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. Венская Конвенция 1963 г. регламентирует порядок установления консульских отношений и создания консульских учреждений, определяет основные консульские функции, привилегии и иммунитеты консульств и персонала, формы и методы их работы. Венская Конвенция не ограничивает прав ее участников в отношении других международных соглашений по консульским вопросам, не препятствует им заключать новые конвенции и соглашения, дополняющие и конкретизирующие ее положения. [5, c.85]

Информация о работе Дипломатическая и консульская службы Республики Казахстан