Двойное гражданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:34, реферат

Краткое описание

Население любого государства состоит из граждан этой страны, иностранных граждан и апатридов. При этом юридический статус граждан, иностранцев и апатридов различен. В то же время в силу различных обстоятельств многие люди становятся гражданами двух и более государств. В мировом сообществе это явление давно известно, но в то же время в теории и практике государственных отношений еще нет основательных разработок по двойному гражданству, несмотря на то, что данный институт существует реально во всем мире.

Вложенные файлы: 1 файл

весь_текст диплом.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство почти всех государств запрещает лишение гражданства лица в одностороннем порядке. Хотя, в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом,  прекращение гражданства может быть осуществлено по инициативе государства. Ряд стран в своем  законодательстве предусматривает, что лицо при приобретении другого гражданства утрачивает автоматически предыдущее. Утратить гражданство может и натурализованный гражданин (денатурализация), причинами могут послужить сообщение заведомо ложных данных при натурализации, грубое нарушение обязанностей  гражданина и др. Денатурализация известна, например, в законодательствах Канады, Ирландии, Судана, Венесуэлы, Болгарии. Гражданство – это национальный институт, который регламентируется только самим государством и не может определяться нормами международного права. Но одновременно международное сообщество берет под свою защиту лиц, чьи права человека не соблюдаются обязанными это делать государствами. Для этого и выработаны универсальные и региональные документы по защите как общих прав человека, так и прав лиц, оказавшихся в ситуации безгражданства.88

 

Параграф.3. Бипатризм и апатризм

Безгражданство (апатризм) представляет собой такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.89 Это состояние, как правило, возникает в результате несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах. Апатризм может возникнуть в случаях, когда одно государство лишило лицо своего гражданства и не предоставило возможность сразу приобрести гражданство другого государства. Например, в Эстонии после распада СССР гражданами были признаны только лица, которые являлись гражданами этого государства до 1940 года, следовательно, все остальные, кто не подпадает под это условие, автоматически теряет эстонское гражданство, т.е., в большинстве случаев, становятся апатридами. По данным председателя Комиссии по гражданству при президенте РФ Абдулаха Микитаева, в Эстонии насчитывается более 300 тысяч апатридов, которым отказано в эстонском гражданстве.90 Также, когда лицо добровольно вышло из гражданства и не приобрело другое, когда женщина по законодательству теряет автоматически гражданство, выходя замуж за иностранца, в некоторых случаях вследствие территориальных изменений. На апатридов распространяется юрисдикция того государства, на территории которого он проживает, но апатрид ограничен в определенных, прежде всего в политических правах. Апатризм негативное явление в международном праве.  В международной практике принимаются документы в целях сокращения и возникновения новых случаев безгражданства. Так была принята в 1961году Конвенция в рамках ООН о сокращении случаев безгражданства (принята Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (XI) Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1954 года)91, нацеленная на установления благоприятных условий приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания, при рождении дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения, т.е. дети не должны оставаться апатридами. Родители же детей-граждан, не имеющие гражданства, могут в упрощенном порядке получить гражданство государства своих детей. Что, по общему смыслу, должно привести, если не к исчезновению безгражданства, то, по крайне мере, к значительному уменьшению. Также в Конвенции предлагается ряд других норм для сокращения числа апатридов, однако государства избегают в своих законодательствах устанавливать какие-либо обязательства перед лицами безгражданства.

В связи с коллизией законов о гражданстве различных стран, может возникнуть еще одна проблема, прямо противоположна вышеизложенной: многогражданство. В современной юридической литературе дается определение двойному гражданству, подразумевая, что наличие еще нескольких гражданств ни как не изменяет юридическую природу этого явления и последствия.  Двойное гражданство (бипатризм) – правовое состояние лица, при котором оно одновременно имеет гражданство двух государств.92  В отношении данного явления существует множество мнений. Большинство авторов сходятся во мнении, двугражданство – нетерпимое явление, содержащее само в себе противоречие, как источник серьезных международных конфликтов93. Двойное гражданство влечет за собой установление сложного правового положения лица, имеющего одновременно гражданство двух или более государств, поскольку его устойчивая правовая связь с двумя государствами порождает не только «двойные права», но и «двойные обязанности».94 Б.Н. Чичерин еще в 1894 году отмечал: «При переходе из одного подданства в другое возникает вопрос: может ли одно и то же лицо состоять подданным двух государств? Некоторые законодательства это допускают, но большей частью ответ дается отрицательный. Последнее законодательство согласно с началами государственного права. Подданство есть отношение всецелое, которое делиться не может. Человек может пользоваться теми или другими правами в разных государствах: он всегда обязан подчиняться законами той страны, где он находится; но своим лицом он принадлежит только одному отечеству».95 Другие же утверждают его необходимость, приводя такие доводы, как равенство прав и обязанностей для бипатрида с гражданами страны проживания и возможность сохранения культурных и иных связей со страной происхождения.96  В связи с распадом СССР и возникшими в связи с этим вопросы гражданства в правопреемственных государствах, наблюдается позитивное отношение к институту гражданства российских авторов, по крайне мере в рамках СНГ. Двойное  гражданство – это идеальная и прекрасная вещь, ориентир, к которому надо стремиться, придерживается точки зрения Игорь Гришаев – руководитель секретариата Правительственной комиссии РФ по делам соотечественников за рубежом.97 

В федеративных государствах лицо наряду с общефедеральным гражданством может также обладать гражданством субъектов федерации. Это не означает наличие у лица двойного гражданства, здесь имеется наличие двууровнего гражданства одного государства. Как, например, в РФ  лицо имеет гражданство российской федерации и гражданство субъекта Российской Федерации. В данном случае это особенности устройства федеративного государства. Для международного права наличие у лица гражданства субъекта федерации ничего не изменяет, лицо будет рассматриваться как моногражданин данного государства.

Двойное гражданство по своей структуре не однородно. Принципиальным различием является юридическое и фактическое двойное гражданство. В первом случае государство признает за своим гражданином наличие у него гражданства другого государства. Принцип непризнания двойного гражданства прямо следует из ст.3 Гаагской Конвенции 1930 года98, однако признанной международно-правовой нормы, запрещающей или даже ограничивающей применение государствами принципа непризнания двойного гражданства, не существует. Во втором случае государство не признает другого гражданства и рассматривает этого гражданина только как гражданина своего государства. Это второе гражданство (в науке порой его называют «спящим») ничего человеку не дает. Оно «просыпается» когда человек приезжает в страну второго гражданства. Он будет пользоваться правами и свободами гражданина данного государства, а также выполнять обязанности, не имея права от них отказываться на той основе, что имеет гражданство и другого государства.99 Так как после распада СССР  вопрос гражданства особенной остро встал для РФ в связи с регулированием гражданства в РФ и странах СНГ, и многие авторы видят одним из вариантов решения проблемы – признание двойного гражданства в форме «спящего» или «отложенного», т.е. вступающего в силу лишь после переезда на постоянное жительство при однократности такого переезда. Подобное решение не несет в себе негативных последствий для государств, зато способно служить средством социальной терапии, помочь многим людям обрести чувство уверенности в будущем, в своем праве на переселение или возвращение в качестве полноправного гражданина, предотвратить экстремальную, неподготовленную миграцию.100

 В Гаагской Конвенции вопросы гражданства рассматриваются прямо и непосредственно, в частности, там говорится, что лицо, имеющее два гражданства, не может апеллировать к одному государству в поисках защиты против другого. При этом все другие страны должны также считаться с двугражданством данного лица101. Из этого следует, что если гражданин находится на территории одного государства, гражданством которого обладает, то другие государства не вправе оказывать ему дипломатическую защиту (ст.4 Гаагской Конвенции). Исключение из этого правила могут быть только по соглашению сторон, что на практике встречается крайне редко. Если гражданин, который обладает несколькими гражданствами, находится на территории третьего государства, то этого государства, исходя из фактической связи лица с государством, признает его только как гражданина одного государства.102

Основная причина возникновения бипатризма – в силу коллизий права различных государств. Так как в настоящее время действует смешанная система приобретения гражданства по рождению, то ребенок при рождении может стать бипатридом. Многие государства придерживаются принципа почвы, независимо от гражданства родителей, если ребенок родился на территории данного государства, то автоматически получает гражданство этого государства. В  Венских  Конвенциях о дипломатических сношениях 1961года и о консульских сношениях 1963 года затрагивался вопрос о предотвращении двойного гражданство детей иностранных дипломатов и консулов на основании права почвы: на них не распространяется этот принцип103. В других странах, наоборот, придерживаются права  крови. В некоторых государствах гражданство автоматически предоставляется до бесконечного числа поколений детей, родившихся у граждан определенного государства, постоянно проживающих за границей и потерявших всякую реальную связь с родиной.104  Государства самостоятельно выбирают, каким законом регулировать приобретение, утрату гражданства, «само определяет в соответствии со своим законом,  кто является его гражданином. Данный закон признается другими  государствами, в случае его соответствия международным конвенциям,  международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства» (ст.1 Конвенции,  регулирующая некоторые вопросы,  связанные с коллизией законов о гражданстве 12 апреля 1930 года). Но в этой Конвенции предусмотрены и ограничения применения своего законодательства, так, если гражданин обладает гражданством одного государства, то другим государством не может осуществляться дипломатическое представительство на территории этого государства, лицо, находящееся на территории третьего государства, имеющее не одного гражданства, рассматривается как гражданин одного государства, с которым имеет более тесную связь или постоянно проживает (ст. 4, 5 Конвенции). Также сам гражданин может самостоятельно по собственной воле приобрести второе гражданство. Законодательство некоторых государств не запрещает приобретение второго гражданства, а, иногда, даже поощряет, Испания признает двойное гражданство без договоров с другими странами иберо-американцев или которые имели или имеют особые связи с Испанией105, также в некоторых африканских странах предусмотрена возможность приобрести гражданства их государства без отказа от предыдущего. Рассуждая вообще, можно назвать такие варианты возникновения двойного гражданства. Во-первых, государство может предусмотреть для своих граждан возможность второго гражданства и разрешать его приобретение (т.е. по каждому конкретному случаю принимается решение компетентного органа государства). Во-вторых, гражданин может явочным путем (т.е. по собственному желанию, не спрашивая разрешения своего государства) приобрести гражданство другого государства, но затем просить свое государство признать его второе гражданство. В-третьих, государства могут заключить соглашение о двойном гражданстве, позволяющее гражданам по их инициативе приобретать второе гражданство.106

В международной практике можно выделить, по крайней мере, три различных подхода к двойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; допущение двойного гражданства107. В связи с этим в международной практике различаются три вида международных договоров:

  1. договоры, направленные на урегулирования вопросов двойного гражданства, например, договор РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года108
  2. договоры, направленные на предотвращения случаев  двойного гражданства как такового; значительное число договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства в свое время заключил Советский Союз с социалистическими странами, в основу было положении правило, согласно которому лица с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из гражданств, если в течение этого срока выбор не был сделан, такое лица сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало,109 к ним относятся, например, договоры: между СССР и Монголией – Конвенция от 11 сентября 1975 года (вступила в силу 22 марта 1984 год); СССР и Польской Республикой – Конвенция от 31 марта 1965 года; между СССР и Словацкой Республикой, СССР и Чешской Республикой – договоры от 06 июня 1980 года.110
  3. договоры, направленные на урегулирование последствий двойного гражданства; они включают ряд положений многосторонней Гаагской конвенции 1930 года111, Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года,112 Соглашение между Швейцарией и Францией о прохождении воинской службы лицами, обладающими двойным гражданством и другие двусторонние договоры, соглашения и конвенции.

В международной практике можно выделить по крайней мере три различных подхода в двойному гражданству:

  1. запрещение двойного гражданства – применение общего принципа одного гражданства (Германия, Швеция);
  2. допущение двойного гражданства – некоторые страны допускают двойное гражданство или не требуют отказа от прежнего гражданства при приобретении нового (Бельгия, Франция, Англия, Италия, Нидерланды, США, большинство европейских стран);
  3. признание двойного гражданства – государство свободно разрешает двойное гражданство или гражданство более чем одной страны (Англия, Ирландия, Испания, Франция, Канада).113

По мнению А..Микитаева, «… возникновение многогражданства - объективный процесс. Независимо от желания или нежелания политиков и государства в целом, люди хотят свободно перемещаться из одной страны в другую, более широко пользоваться экономическими правами»114.

Основным международно-правовым средством устранения двугражданства является заключение международных договоров на двусторонней, региональной или многосторонней основе. Также регулирование бипатризма нашло свое отражение и в национальном законодательстве государств. Национальные правовые нормы содержат как способы устранения двойного гражданства, так и меры по предотвращению и регулированию последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.3.Правовое  регулирование двойного гражданства

Параграф.1. Двойное гражданство в РФ

В Преамбуле Конституции РФ от 12 декабря 1993 года подтверждено исторически сложившееся государственное единство многонационального народа России, а в ст.1 Конституции определено, что РФ является демократическим федеративным правовым государством, а не унитарным государством или же конфедерацией государств. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст. 3 Конституции РФ)115. Гражданство – основа правового статуса личности, определяющая взаимоотношения человека и государства. Из этого же исходит и Конституция РФ, которая провозглашает приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.2) и относит нормы о гражданстве (ст.6) к основам конституционного строя, которым положения других актов не могут противоречить. Наличием или отсутствием гражданства обусловлены наиболее значимые конституционные права и обязанности человека, его свободы и ответственность, защита государством не только на своей территории, но и за ее пределами.116 Поскольку  одним из необходимых  государственно-правовых признаков является гражданство, РФ устанавливает свое гражданство- гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств, а только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. Следовательно, приобретение или утрата российского гражданства зависит только от волеизъявления гражданина, а не от политической обстановки в стране или желания должностных лиц различных госукударственных органов.117 В ст.6 Конституции РФ указывается, что гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральными законами. П.3 данной статьи закрепляет положение о том, что «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».118  Из этого следует, что никто не может препятствовать гражданину в отказе от своего гражданства, за исключением случаев, когда гражданин после прекращения гражданства становится апатридом, что соответствует международным стандартам в области прав человека, в частности, конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года (вступившая в силу  31 декабря 1975г.).

Информация о работе Двойное гражданство