Гражданство ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования:
1. Исследовать историю происхождения и современные трактовки понятия гражданства в Европейской цивилизации.
2. Изучить, как гражданство Европейского Союза отражено в официальных документах и общественных представлениях граждан ЕС
3. Проанализировать, как влияет институт гражданства ЕС на построение общего и внутреннего рынка ЕС
4. Проанализировать перспективы развития концепции гражданства ЕС:
5. Рассмотреть возможность построения Европейского гражданства вне рамок гражданства ЕС в частности с Россией

Содержание

Введение.

Глава 1. Общие вопросы гражданство ЕС
1.1. История возникновения концепции и субъекты гражданства ЕС.
1.2. Правовые отношения субъектов ЕС:
1.2.1. Экономические права
1.2.2. Политические права
1.2.3. Социальные права
1.2.4. Культурные права

Глава 2. Влияние институту гражданства на формирование общего рынка ЕС.

Глава 3. Актуальные тенденции в развитии экономических взаимоотношений России с ЕС и концепции гражданства ЕС
3.1. Экономические взаимоотношения между ЕС и Россией
3.2. Перспективы развития концепции гражданства ЕС.

Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Гражданство ЕС.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

1.2.3 Социальные права

Гарантией социальных прав для всех граждан Государств-членов (за исключением Соединенного Королевства) является Соглашение, содержащееся в  Протоколе №16 (Annex., TOC). Оно относиться к защите прав трудящихся в пяти основных областях: условия труда, равенство возможностей для мужчин и женщин на рынке труда и др. и основано на положениях Европейской социальной Хартии  18.10.1961 и Хартии основных социальных прав трудящихся Сообществ 8.12.1989 г. (Art. 136, TEU)

На практике экономическое  и социальное измерение взаимозависимы, а, следовательно, должны развиваться  совместно. Невозможно обеспечить устойчивый экономический рост, не принимая во внимание экономическое измерение [31].

Социальное измерение правовых отношений граждан и ЕС достаточно хорошо разработано и отражено как непосредственно в Договоре (Раздел XI TEU), так и в многочисленных регламентах директивах и других нормативно правовых документах ЕС. 

В то же время реализация Социальной политики ЕС базируется на принципах субсидиарности и уважения национальных систем, принимая во внимание необходимость согласования экономических и социальных мотивов [33]. Т.е. непосредственно реализацией социальных прав трудящихся (социальная защита, обеспечение деятельности профсоюзов, социальное обеспечение) обязано то Государство-член ЕС, на территории которого данный гражданин осуществляет свою деятельность.  

1.2.4 Культурные права

Культурные права, гарантируемые  ЕС согласно Договора (Art.6 TEU) распространяются, прежде всего на уважение национальной идентичности Государств-членов. Т.е. напрямую в Договоре не определены основные права меньшинств на сохранение своей культуры, права на обучение на родном языке и т.д. Можно сделать вывод, что защита культурных прав граждан ЕС определяется национальными законодательствами, договорами и программами, действующими в рамках Совета Европы и практикой рассмотрения конкретных судебных дел Судом ЕС.       

 

Выводы:

1.          Национальное государство не обладает более исключительным (монопольным) правом на исполнение прав и обязанностей в отношении граждан этого государства.

2.          Гражданство Европейского Союза в правовом отношении является в некоторой степени «недоразвитой» моделью гражданства национального государства: количество прав на супранациональном уровне ограничено национальным суверенитетом Государст-членов + отсутствуют уникальные права, не являющиеся аналогом существующих на национальном уровне.

3.          Права, гарантируемые Договором, либо устанавливают особые правовые отношения Гражданина ЕС с институтами ЕС (выборы в Европарламент, подача петиции), либо облегчают переход из юрисдикции (правового поля) одного Государства-члена под юрисдикцию другого (свободное передвижение).

4.          Нормативно-правовые акты ЕС в области гражданства содержат положения, ведущие к унификации законодательств Государств-членов ЕС. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ЕС

Он покоится на четырех столпах – свободном передвижении людей, товаров, услуг и капитала. С 1985 года добрых 10 лет государства, входящие в Союз, последовательно и настойчиво устраняли все преграды – технические, бюрократические, протекционистские, законодательные, культурные, ограничивавшие эти свободы. Тем самым была создана нормативно-правовая база, общая для стран, население которых ныне достигает почти полумиллиарда человек.

По данным Европейской Комиссии, начиная с 1993 года в ЕС появилось 2,3 миллиона новых  рабочих мест, а дополнительно созданные за это же время материальные ценности составляют гигантскую сумму в 800 миллиардов евро. Устранение национальных ограничений сделало возможным для 15 миллионов европейцев отправиться в другие страны, чтобы найти там работу или пожить на заслуженном отдыхе.

Европейская Комиссия тщательно следит за тем, как  выполняются принятые правила игры и при необходимости побуждает  нарушителей неукоснительно выполнять  установленные нормы, совершенствование  которых ведется, как говорят, без  перерывов и выходных. Например, в 2005 году было завершено выполнение плана действий в сфере финансовых услуг, и теперь трансграничные инвестиционные каналы еще более успешно осуществляют перелив капиталов туда, где они будут использованы с наибольшей эффективностью.

В этом проявляется один из важнейших принципов европейской экономической интеграции – выравнивание стандартов по всему Старому Свету осуществляется по высшей планке, а не по низшей.

Конечно, совершенствование общего рынка  тесно увязано с другими направлениями деятельности Европейского Союза. Тем самым достигается примечательный эффект: совершенствуясь, общий рынок способствует улучшениям в других сферах, в тоже время, испытывая на себе благотворное влияние от этих перемен.

Так, с  помощью структурных фондов ЕС, составляющих до одной трети 115-миллиардного годового бюджета Союза, выделяются средства на экономическое и социальное развитие более бедных стран и регионов. Антимонопольная политика Брюсселя защищает потребителей от завышенных цен и сговоров по скрытному разделу рынка, а также позволяет внимательно отслеживать с этой точки зрения деятельность крупных компаний, которые прежде были национальными монополиями. В развитии транспорта приоритетное внимание уделяется трансграничным коридорам, играющим роль своего рода «осей» развития. Деятельность в сфере экологии, по определению не могущая быть ограниченной национальными рамками, также вносит свою лепту в утверждение стандартных правил игры на всей территории Старого Света. Единое исследовательское пространство, объединяющее огромный научный и технологический потенциал стран ЕС, позволяет предприятиям, в том числе малым и средним, играющим роль своеобразного станового хребта европейской индустрии, воспользоваться передовыми достижениями ученых.

 

Глава I. «Общий рынок» как качественно новая ступень экономической интеграции (структура, характерные черты, цели)

В международной экономике уже  давно стал постулатом один простой  факт: любые ограничения, накладываемые  на свободное перетекание товаров  и услуг между странами (таможенные пошлины и тарифы, квоты, лицензирование и так далее), в конечном итоге приводят к потерям с обеих сторон. Эта концепция называется “фритрейдерство” (от английского free trade - свободная торговля). С целью уменьшения потерь, связанных с пересечением товарами и услугами государственных границ, во всем мире по мере развития и совершенствования мирового хозяйства пришли к выводу о том, что наилучшим выходом служит создание так называемых “зон свободной торговли”. Некоторые из них, как, например, Европейское Объединение Угля и Стали позже перерастают в политические объединения, некоторые исчезают вовсе. Иногда, наоборот, политические группировки, созданные экономически “на пустом месте”, впоследствии обрастали торговыми союзами, закрепляющими стратегическое партнерство.

Исторически и организационно этапу  собственно интеграции предшествуют несколько  иных этапов, которые последовательно  проходят государства, вступающие в  процесс тесного экономического воздействия. Интеграционный процесс  представляет собой как бы цепь, формирования единых пространств, постепенно, в ходе восхождения к более высоким ступеням межгосударственного взаимодействия, дополняющих друг друга и охватывающих все больше элементов хозяйственной жизни интегрирующихся стран, и завершается созданием полноценного единого экономического пространства (его еще можно назвать общехозяйственным пространством).

Так, на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют  полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отменяют или, напротив, вводят новые пошлины либо иные ограничения, заключают любые торгово-экономические договоры и соглашения. В этой связи между странами-участницами ЗСТ сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение товаров через их границы, особенно льготный провоз товаров в третьи страны.

Более совершенную интеграционную группировку представляет собой  таможенный союз. В рамках данного  интеграционного объединения внешнеторговые связи всех членов с третьими странами определяются коллективно, вводится единый таможенный тариф в торговле с странами, не входящими в группировку. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить свои позиции на международной арене.

Следующим этапом процесса объединения  является единый или общий рынок. 
Общий рынок рассматривается как качественно более высокая ступень экономической интеграции.

Общий рынок - это уже начальная  часть стадии собственно интеграционного  взаимодействия, когда вступающие в него государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов и рабочей силы[1]), формируя таким образом общее рыночное пространство 
(отсюда название).

Иногда приходится слышать что  панацеей от "пробуксовки" развития межгосударственного экономического сотрудничества, способной "вдохнуть" в него жизнь, может быть "скорейшее  создание общего пространства по обмену всеми факторами производства". На самом деле подобные надежды лишены экономического смысла, поскольку никакой группе государств не удавалось сразу, в один этап сформировать единое пространство по свободному обмену всеми факторами производства.

Дело в том, что торговля услугами и перемещение рабочей  силы являются крайне "чувствительными" сферами международного обмена, поскольку  затрагивают наиболее важные вопросы  государственного суверенитета, национальной безопасности и т.д. Перевести взаимоотношения в этих сферах в стадию свободного обмена могут лишь государства, уже создавшие единое торговое (частично) и таможенное пространства и отличающиеся большой степенью взаимного политического доверия. Что же касается свободного перелива капиталов, то эта часть международного обмена вообще является едва ли не наиболее контролируемой государством, поскольку финансы, как общеизвестно, служат своего рода кровеносно-сосудистой системой любой национальной экономики, и ни одно даже самое "рыночное", самое 
"либеральное" государство не разрешает ни свободного допуска чужого капитала на собственный рынок, ни бесконтрольного отлива за рубеж отечественного капитала.

Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического  доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами, в том числе информационно-технологического характера.

Первоначально именно создание общего рынка фигурировало в договорных документах в качестве основной цели ЕЭС, в связи с чем Европейское сообщество долгое время носило еще и второе, "неофициальное" название - 
"Общий рынок". Реально же общий, или единый, внутренний рынок стран ЕЭС можно считать официально функционирующим с 1 января 1993 г., когда вступил в силу подписанный в 1987 году Единый европейский акт - основополагающий документ, определивший срок и порядок перехода к свободному обмену факторами производства в пределах границ Сообщества.

Наконец полноценное  интеграционное сотрудничество предполагает, что вступающие в него государства договариваются не только о взаимной отмене пошлин и ограничений на обмен факторами производства или об организации взаимных платежей, но и о проведении совместной торговой, а вслед за ней и общей экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации экономической политики. Кроме того, при переходе к этой стадии взаимодействия общая экономическая политика по отношению к окружающему миру постепенно дополняется и согласованной внешней политикой, что, в свою очередь, предоставляет еще более широкие возможности взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах экономического развития. Однако согласование политик знаменует переход к высшему этапу интеграции — экономическому и валютному союзу, которого в полной мере не достигла ни одна группировка, в том числе и ЕС.

Итак в качестве основных целей общего рынка выделяются в  первую очередь свободное перемещение  капитала, затем свобода миграции населения, и наконец свобода  предоставления услуг.

Помимо достижения основных целей создание единого экономического пространства требует решения ряда других важных задач: разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики (так в ЕС в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт); формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию; создание специальных наднациональных механизмов управления и контроля (в 
ЕС — это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский 
Совет).

Говоря о политическом сотрудничестве и взаимном политическом доверии государств в процессе становления интеграционного объединения, необходимо напомнить об определенном единстве процессов экономического и политического сближения, при котором каждой новой стадии экономического сближения соответствует и новая веха в сближении политическом. Более того: переход от одной стадии экономического сближения между странами попросту невозможен без политического сближения между странами-членами соответствующего объединения. При этом важно подчеркнуть, что указанное сближение выражается не в разовых политических контактах, а в формировании устойчивой политической общности, т.е. группы государств со сходными политическими целями и интересами, которые в случае неурегулированности политических отношений рано или поздно иссякнут или превратятся в свою прямую противоположность.

 

 

  

ГЛАВА 3. Актуальные тенденции в развитии экономических взаимоотношений России с ЕС и концепции гражданства ЕС 

Информация о работе Гражданство ЕС