Государственная территория: вопросы теории и практики международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы. Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право готово.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Пограничная полоса - это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы.

Пограничная зона - это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами - членами СНГ государственные границы «прозрачные», номинальные.

 Международные  реки и каналы. Международными  реками следует считать те, что  протекают по территории двух  или более государств и неизбежно  являются предметом международно-правовых  отношений прибрежных государств.

Международное судоходство не является в настоящее время единственным критерием международной реки, поскольку развилось использование вод этих рек в промышленных и сельскохозяйственных целях. Пересечение или разделение международной рекой территории нескольких государств создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки.

Основным здесь является правило о том, что любое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств.

Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом - разделять. Судоходство по международным рекам. Ре6жим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран - это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международном договоре. Международными реками являются Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и др.7

Несудоходное использование международных рек. К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т. п. В последнее время подобные виды использования международных рек в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.

Международные каналы - гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Они прокладываются по территории, на которую распространяется власть определенного государства. Принимая решение о прокладке канала, который будет использоваться для международного морского судоходства, государство соглашается на изменение не только состояния части своей территории (сухопутная территория становится водной), но и ее статуса, предоставляя право на использование ими морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы государства, по территории которого проложен канал, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих международных договорах.

К их числу относится Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888г., которая провозгласила свободное пользование морским Суэцким каналом «на все времена и для всех государств» (преамбула).

Под территорией в современном международном праве понимаются весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три основные категории:

1) государственная территория;

2) международная территория общего  пользования;

3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении ее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Сдача государственной территории в аренду не лишает ее указанных двух характеристик - принадлежности и суверенитета, поскольку в этом случае государство реализует свое суверенное право распоряжаться своей территорией.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не подлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три; прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Прилежащая (таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная) зона является морским районом, прилегающим к территориальному морю и совместно с ним имеющим ширину не более 24миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль и юрисдикцию в специально установленных областях.

В исключительной экономической зоне соответствующее прибрежное государство обладает суверенными правами и исключительной юрисдикцией в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, использования энергии воды и ветра, а также ограниченной юрисдикцией в отношении охраны природной среды в пределах 200 морских миль от той же линии, от которой отсчитываются территориальные воды.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет.

Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.

В пределах своей территории государство осуществляет территориальное верховенство, заключающейся в легитимизации публичной власти.

Пределы Государственной территории определяются государственной границей. Значение государственных границ велико для каждого государства, поскольку они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальными условиями жизни всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства, то есть полной и исключительной власти государства, обеспеченной всеми средствами принуждения, предусмотренными его законодательством. Четкое разграничение принадлежащих государствам ресурсов и пределов их верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между ними и развития мирного сотрудничества на границах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Научная литература

  1. Антонов И. П. Международное право: Курс лекций. - М.: Книжный мир, 2007. - 255с.
  2. Бирюков П. Н. Международное право: Учебник. - М.: Юрайт, 2013. - 793с.
  3. Гетьман-Павлова И. В. Международное право. - М.: Эксмо, 2008. - 768с.
  4. Ковалев А. А., Черниченко С. В. Международное право. - М.: ТК Велби, 2008. - 832с.
  5. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - М.: Норма, 2010. - 784с.
  6. Усенко Е. Т., Шинкарецкая Г. Г. Международное право. - М.: Юристъ, 2005. - 495с.
  7. Шумилов В. М. Международное право. - М.: Велби, 2013. - 488с.

 

1 Ковалев А. А., Черниченко С. В. Международное право. - М.: ТК Велби, 2008. - С. 528.

2 Шумилов В. М. Международное право. - М.: Велби, 2013. - С. 388.

3 Гетьман-Павлова И. В. Международное право. - М.: Эксмо, 2008. - С. 582.

4 Антонов И. П. Международное право: Курс лекций. - М.: Книжный мир, 2007. - С. 216.

5 Бирюков П. Н. Международное право: Учебник. - М.: Юрайт, 2013. - С. 577.

6 Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - М.: Норма, 2010. - С. 316.

7 Усенко Е. Т., Шинкарецкая Г. Г. Международное право. - М.: Юристъ, 2005. - С. 400.


Информация о работе Государственная территория: вопросы теории и практики международного права