Госслужба по делам молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее. На наш взгляд, эта тема актуальна на сегодняшний день. Исследование историко-правового аспекта деятельности государственных служб по делам молодежи дает нам возможность проанализировать основные проблемы осуществления их деятельности и понять перспективы развития молодежной политики в РФ.

Содержание

Введение 3
1. История деятельности органов государственной власти РФ по делам молодежи 5
1.1. Деятельность органов государственной власти в период 1991-2008 гг. 5
1.2. Деятельность Федерального агентства по делам молодёжи (2008-...) 13
1.3. Деятельность Комитета по делам молодёжи Государственной Думы 17
1.4. Деятельность региональных о местных Комитетов по делам молодежи 21
2. Правовые основы работы с молодежью 23
2.1. Анализ нормативно-правовой базы 23
2.2. Основные направления работы с молодежью 26
Заключение 32
Основные источники и литература

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Gos_sluzhba_po_delam_molodezhi-_istorik.docx

— 75.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет

 им. И. А. Бунина»

Факультет педагогики и методики начального образования

 

Кафедра педагогики начального обучения

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Государственная служба по делам молодежи: историко-правовой аспект

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы О-41

Полунина Анжела

Научный руководитель:

Алонцева Д.В.

 

 

 

 

 

Елец - 2012

Содержание

Введение 3

1. История  деятельности органов государственной  власти РФ по делам молодежи 5

1.1. Деятельность органов государственной власти в период 1991-2008 гг. 5

1.2. Деятельность Федерального агентства по делам молодёжи (2008-...) 13

1.3. Деятельность Комитета по делам молодёжи Государственной Думы 17

1.4. Деятельность региональных о местных Комитетов по делам молодежи 21

2. Правовые  основы работы с молодежью 23

2.1. Анализ  нормативно-правовой базы 23

2.2. Основные  направления работы с молодежью 26

Заключение 32

Основные  источники и литература Ошибка! Закладка не определена.

 

 

Введение

Молодежь  не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими  социально-экономическими и политическими  условиями. Молодой человек в  соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

На  наш взгляд, эта тема актуальна  на сегодняшний день. Исследование историко-правового аспекта деятельности государственных служб по делам  молодежи дает нам возможность проанализировать основные проблемы осуществления их деятельности и  понять перспективы  развития молодежной политики в РФ.

На  современном этапе развития общества деятельность государственных служб  по делам молодежи детально исследуют  как  зарубежные, так и отечественные  авторы: Ю. Ю. Ветюнтев, А. С. Широков, А. С. Трифонов,  В. Ф. Галушко,  Ю. А. Зубок,  И. В. Ивойлов,  Ф. Н. Ильясов,  О. И. Карпухин,   А. И. Ковалева,   Е. Кострова,   А. В. Кочетков,  С. В. Кочнев,  Г. А. Лукс,  В. А. Луков,  Р. К. Мертон,  Б. З. Мильнер,  О. А. Михайлова, М. П. Ганичкина,  Л. С. Пастухова, Ж. Т. Тощенко,  А. Редькин, В. Л. Римский,  Р. А. Ромашов,  П. С. Самыгин,  В. К. Скляров, Г. А. Чередниченко,  В. Л. Черняк,  А. В. Шабанов,  А. В. Юрьева, М. Янсум, К. Бэккер и др.

Актуальность  данной курсовой работы состоит в  том, что программа действий нацелена на укрепление национального потенциала  и расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.

Цель  данной курсовой работы — проанализировать основные проблемы осуществления деятельности государственных органов власти в РФ по делам молодежи и оценить перспективы развития молодежной политики в РФ.

Для достижения нашей цели мы определили следующие задачи:

    1. Исследовать история деятельности органов государственной власти РФ по делам молодежи.
    2. Выделить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью.
    3. Проанализировать нормативно-правовую баз РФ по работе с молодежью.
    4. Выделить основные направления работы с молодежью в РФ.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. История деятельности органов государственной власти РФ по делам молодежи

1.1. Деятельность органов государственной власти в период 1991-2008 гг.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  имеет свои корни. В условиях СССР главным организационным институтом по работе с молодежью являлся  комсомол.  ВЛКСМ  был мощным общественным объединением, влиявшем на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавший с органами государственной власти,  профсоюзами.  В комсомоле сочетались и самодеятельность, и инициатива и идеологическое принуждение, и дисциплина на основе требований к членам ВЛКСМ. Фактически  ВЛКСМ являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи.

Первые  шаги перестройки в СССР и Российской Федерации сопровождались попытками  выработки сильной социальной политики, важным направлением которой , в результате многолетних дискуссий, в конце концов, была признана молодежная политика. В мае 1991 года был принят Закон СССР “О государственной молодежной политике”1.

Подготовка  и принятие Закона играли важную роль в становлении современной государственной  молодежной политики. В структуре  государственных органов под  его воздействием создавались комиссии, отделы по делам молодежи, которые  занимались в том числе разработкой комплексных целевых программ “Молодежь”. Таким образом, к моменту принятия декларации о суверенитете РФ в целом ряде регионов имелись государственные органы по работе с молодежью. Была введена должность полномочного Представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи, но остро ощущалась потребность в образовании федерального органа.

В июле-августе 1992 года молодежные организации  провели Общероссийскую акцию “Хотим быть услышанными”, что явилось  прологом к проведению 4 сентября 1992 года встречи Президента России с  представителями общероссийских детских  и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам  молодежи. По итогам этой встречи 16 сентября 1992 года Президентом был подписан Указ “О первоочередных мерах в  области государственной молодежной политике”2.

В соответствии с Указом Президента от 29 октября 1992 г. в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также для координации деятельности государственных органов в сфере молодежной политики было подписано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи.

Важнейшей проблемой, требовавшей своего решения  как в момент начала формирования государственной молодежной политики, так и в современных условиях является определение содержания деятельности государства в отношении молодежи. Это предполагает нормативно-правовое регулирование государственной  молодежной политики, формирование организационно-управленческого  механизма ее осуществления, выделения  приоритетных направлений работы с  молодежью, определяемых сущностью  и особенностями ее социального  становления и развития. В начальном  виде эти задачи были решены в Указе  Президента РФ “О первоочередных мерах  в области государственной молодежной политики” и постановлении Правительства  РФ и относились к сфере управления. Основные приоритеты и направления  государственной молодежной политики разрабатывались Комитетом в  первой половине 1993 года и были приняты  Верховным Советом Российской Федерации 3 июня 1993 года.

Следует подчеркнуть, что Комитет по делам  молодежи с первых дней своего функционирования начал сотрудничество с Верховным  Советом Российской Федерации, а  затем и с Государственной  Думой. Эта работа велась совместно с депутатами, специалистами из заинтересованных министерств и ведомств, общественными организациями.

Вместе  с тем и сегодня существует настоятельная необходимость законченного правового оформления государственной  молодежной политики, вбирающего в  себя следующие наиболее важные аспекты:

  • правовое закрепление концептуальных положений государственной молодежной политики;
  • приведение норм различных отраслей права в соответствие с концепцией государственной молодежной политики и обновление законодательства Российской Федерации, затрагивающего интересы молодежи;
  • принятие законодательных норм на уровне субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной молодежной политике, как предмете совместного ведения.

Вопросы государственной молодежной политики неоднократно  ставились в Государственной  Думе при обсуждении законопроектов, рассматривалось на заседаниях Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. 16 мая 1995 г. в  Государственной Думе прошли парламентские  слушания “О реализации государственной  молодежной политике в Российской Федерации”.

Важное  значение имело принятие в самом конце 1995 года Семейного кодекса Российской Федерации3, в котором впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка4.

Федеральным законом от 24.11.95 г. “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"5 установлена новая граница возраста, с которого допускается прием на работу, - 15 лет (раньше–16лет), введено запрещение на использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственности и др.

Федеральный закон “О государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединений” от 28.07.95 г. ввел важные механизмы  субсидирования таких объединений, их включения в систему формирования и реализации государственной молодежной политики. В связи с принятием  данного закона было принять постановление  Правительства Российской Федерации  от 9.10.95 г. № 991 “О внесении изменений  и дополнений в некоторые постановления  Правительства Российской Федерации  по вопросам государственной поддержки  молодежных и детских общественных объединений”. Сформировалась правовая основа для партнерских действий органов государственной власти с организованным молодежным движением.

Ряд важнейших дополнений, защищающих интересы, были внесены в федеральные законы “О рекламе”, “О средствах массовой информации”, “Об основах градостроительства”. Были приняты также федеральные  законы “О внесении изменений в  Законы Российской Федерации “Об  образовании”, “О некоммерческих организациях”, учитывающие позицию органов  по делам молодежи. К сожалению, следует  отметить, что исполнение этих законов  оставляет желать лучшего.6

В настоящее время созрела настоятельная  необходимость принятия Федерального закона “Об основах государственной  молодежной политики в Российской Федерации”. Это тем более важно, если учесть, что во многих субъектах Российской Федерации накоплен значительный опыт разработки законодательства о молодежи и государственной молодежной политике. Данный процесс во многом идет по инициативе субъектов Российской Федерации. Законы были приняты или прошли обсуждение в Московской, Вологодской, оренбургской областях, в г. Санкт-Петербурге, республиках  Алтай, Бурятия, Коми, Мордовия, Якутия(Саха), Чувашии, Кемеровской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Тульских областях, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и др.

Основные  направления государственной молодежной политики на федеральном уровне с  конца 1994 г. осуществлялись в соответствии с федеральной программой “Молодежь  России”, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15.09.94 г. №1922 (23). Несмотря на отсутствие опыта разработки подобных программ, Комитет проделал большую работу по ее согласованию и доведению до соответствующего уровня, воплотил многое из того, что  было достигнуто в области разработки теории государственной молодежной политики. Реализация четырнадцати подпрограмм  федеральной программы была направлена на достижение конкретных результатов  по двум основаниям: обеспечение работы с молодежью по приоритетным направлениям и развитие инфраструктуры органов, учреждений и организаций по работе с молодежью.

В январе 1996 года ход реализации программы  “Молодежь России” был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации. По итогам рассмотрения 3 апреля 1996 г. Правительство Российской Федерации  приняло одно из ключевых в сфере  государственной молодежной  политики документов: постановление “О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации”.

В настоящее время в России успешно  работают более ста молодежных бирж труда и служб трудоустройства  молодежи. Вновь активизировались объединения, продолжающие традиции студенческих строительных отрядов.

Координации деятельности в поддержку молодых  семей, ее методическому обеспечению  призван способствовать созданный  в 1995 г. Российский центр содействия молодой семье (РЦСМС). Представительства  РЦСМС в городах  Астрахань. Тула, Ижевск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Уфа, Москва, в Московской области и др. реализуют целевые региональные программы – информационные, образовательные, издательские.

Успех реализации государственной молодежной политики во многом определяется деятельностью  органов, ее осуществляющих.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”7 Комитет получил статус Государственного комитета.

Консультативные функции по вопросам молодежной политики осуществляет Совет по делам молодежи при Президенте Российской Федерации.

Для поддержки молодежного  движения в России, организационного и финансового  обеспечения приоритетных молодежных и детских программ Указом Президента Российской Федерации от 6.03.95 г. было одобрено предложение об образовании  Национальной фонда молодежи. Безусловно, основная часть практической работы по реализации государственной молодежной политики осуществляется на региональном и местном уровнях. Органы по делам  молодежи созданы практически во всех администрациях субъектов Российской Федерации.

Активную  научно-исследовательскую работу в  области изучения проблем молодежи ведут Научно-исследовательский  центр при Институте молодежи, Институт социально-политических проблем  РАН, Московский, Санкт-Петербургский, Красноярский университеты, НИИ семьи  Министерства труда и социального  развития РФ и другие учебные и  научные учреждения страны. В 1995 г. впервые издана книга “Социология молодежи”, подготовленная  с участием ведущих социологов страны.

Постепенно  восстанавливается практика крупных  исследований общероссийского масштаба. Научно-исследовательский центр  при Институте молодежи на протяжении трех лет ведет мониторинговое исследование “Молодежь России”, в основном ориентированное  на изучение  социально – экономического положения, политических ориентаций и  электорального поведения молодежи. Особенно следует подчеркнуть важность подготовки ежегодных докладов о  положении молодежи в России, которые  готовятся творческим коллективом  НИЦ при ИМ с привлечением ученых.

Информация о работе Госслужба по делам молодёжи