Выдача лиц (экстрадиция), совершивших преступление на территории европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:39, доклад

Краткое описание

Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица. Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. При необходимости предоставления доказательств виновности подозреваемого возникает вопрос о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.

Вложенные файлы: 1 файл

экстрадиция.docx

— 25.01 Кб (Скачать файл)

В целом, процедура экстрадиции  в России осуществляется в соответствии с положениями Конвенции и  сделанными к ней оговорками и  заявлениями.

Не  допускается выдача другим государствам иностранных граждан и лиц  без гражданства, преследуемых за политические убеждения, которым Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  в соответствии с общепризнанными  нормами международного права (ст. 63 Конституции). При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2). Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН.

При выполнении мероприятий  по экстрадиции граждан стран-участниц Минской конвенции исполнители  руководствуются положениями ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 13 УК РФ, ст. ст. 60 - 62 Минской конвенции от 22 января 1993 г., ратифицированной Законом РФ от 4 августа 1994 г. Однако для эффективной  организации этой работы действующих  нормативно-правовых актов недостаточно. Наибольшие проблемы на практике создают пробелы в правовом регулировании вопросов заключения под стражу лиц, находящихся в международном розыске. Отсутствие соответствующих норм в национальном процессуальном законодательстве заставляет руководствоваться непосредственно нормами Минской конвенции. Формулировки ст. ст. 60, 61, 62 Конвенции нуждаются в пересмотре и уточнении. Практика показывает, что сотрудничество в процессе экстрадиции вкладывается по правилам ст. 61 Конвенции, хотя в тексте договора она предусмотрена как исключение из правил. Тем не менее, работники уголовного розыска на основании сведений информационного центра либо получив шифротелеграмму о розыске указанного лица, задерживают его, но за неимением других процессуальных норм вынуждены руководствоваться требованиями ст. 91 УПК РФ. О задержании информируются органы внутренних дел страны - инициатора розыска, откуда впоследствии поступает подтверждение намерения потребовать выдачи. Однако вопросы экстрадиции находятся в исключительной компетенции Генеральной прокуратуры и указанные документы нельзя признать легитимными. Такую переписку нельзя расценивать как получение ходатайства о взятии под стражу в связи с последующей экстрадицией в смысле ч. 1 ст. 61 Конвенции. Таким образом, практика международного сотрудничества в вопросах экстрадиции складывается по наиболее упрощенному пути, предусмотренному ч. 2 ст. 61 Конвенции. Задержание лиц указанной категории производится без каких-либо процессуальных документов - на основании служебной переписки территориальных органов внутренних дел. Это существенно нарушает права и свободы человека и несовместимо с принципами и нормами как международного, так и российского права.

Из ч, 2 ст. 62 Минской конвенции  следует, что при помещении в  изолятор временного содержания задержанных, они могут находиться там до поступления требования о выдаче, но не более срока, предусмотренного законодательством для задержания.

Наше уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  для задержания срок не более трех суток.

В такой срок практически  невозможно подготовить требование о выдаче со всеми необходимыми в  приложении документами и переправить  их в Генеральную прокуратуру  соответствующего государства, что  приводит к незаконному содержанию в ИВС. Это существенно нарушает права и интересы всех задержанных.

Перевод указанных лиц  в следственный изолятор, где должны содержаться заключенные, также  представляет большую сложность  из-за неурегулированности вопроса на процессуальных основаниях помещения лиц в следственный изолятор. Установленный ч. 1 ст. 62 Конвенции месячный срок для содержания заключенных по международному поручению лиц не достаточен и практически не соблюдается из-за ряда объективных трудностей.

Учитывая, что ст. 91 УПК  РФ в данном случае не применима, основанием для помещения в ИВС должно служить постановление об исполнении международного поручения о розыске  и задержании упомянутых лиц, утвержденное начальником соответствующего органа ОВД, в котором должны быть отражены анкетные данные, гражданство, каким  органом какого государства, когда  и в связи с чем объявили в розыск. При помещении указанных лиц в ИВС работники ОВД, производящие задержание, обязаны в срок не более трех дней представить в ИВС следующие документы: постановление об аресте и розыске обвиняемого страной - инициатором поручения, копию телеграммы-уведомления инициатора розыска о задержании, а также подтверждение намерения потребовать выдачи от страны-инициатора розыска. Подтверждение намерения потребовать выдачи, предусмотренной ч. 1 ст. 61 Минской конвенции, только если оно подписано прокурором, которому это право делегировано Генеральным прокурором государства-инициатора выдачи. О произведенном задержании работники милиции немедленно информируют надзирающего прокурора, который доводит информацию об этом до вышестоящего прокурора. В России прокурор субъекта Федерации направляет спецдонесение, в соответствии с п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ № 20 от 5 мая 1997 г, в международно-правовое управление Ген. прокуратуры.

Работники ИВС, получив указанные  документы, принимают меры для перевода задержанного в СИЗО. Основанием для помещения в СИЗО являются все вышеназванные документы. При помещении в СИЗО выносится постановление о выполнении международного поручения о заключении под стражу для последующей экстрадиции, которое санкционируется территориальным прокурором по месту задержания. Им же, в соответствии с п.2. Указания Ген. прокурора РФ № 42/35 от 23 июня 1998 г., организуется сбор материала для решения вопроса об экстрадиции: объяснение о цели приезда в РФ, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, препятствиях для их выдачи, документы, подтверждающие личность и гражданство, заключение ПВС ВУВД в спорных случаях. Собранный материал направляется в прокуратуру области для последующего направления в Генеральную прокуратуру РФ. Вопросы об освобождении из под стражи указанных лиц решается только прокуратурой субъекта РФ.

Частично указанные вопросы урегулированы Указанием Ген. прокурора РФ № 42/35 , но этого явно не достаточно для практической работы и для надлежащей координации деятельности всех ведомств, участвующих в процессе экстрадиции.


Информация о работе Выдача лиц (экстрадиция), совершивших преступление на территории европейского союза