Выдача лиц (экстрадиция), совершивших преступление на территории европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:39, доклад

Краткое описание

Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица. Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. При необходимости предоставления доказательств виновности подозреваемого возникает вопрос о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.

Вложенные файлы: 1 файл

экстрадиция.docx

— 25.01 Кб (Скачать файл)

 

Филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

в станице Ленинградской

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«ВЫДАЧА ЛИЦ (ЭКСТРАДИЦИЯ), СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 4 курса 

Юридического факультета

Сергеян Светлана

 

 

Ст. Ленинградская 2012г.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

В настоящее время является общепризнано, что выдача преступников - это право государства, а не его обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство  не привлекать к уголовной ответственности  и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена.

Правонарушения, связанные  с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить  основанием для постановки вопроса  о выдаче того или иного физического  лица. Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство  считает преступным деяние, совершенное  данным лицом. При необходимости  предоставления доказательств виновности подозреваемого возникает вопрос о  проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных  преступлений и преступлений международного характера, например, Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г., Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.

Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении  которого поступило такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение  о том, чтобы прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношении государства, к которому предъявлено данное требование.

В настоящее время наряду с принципом невыдачи своих граждан  иностранным государствам утвердился принцип невыдачи политических преступников. Он закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве многих стран. Однако несмотря на общее признание самого этого принципа в международной правовой теории и практике нет единого толкования вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на «абсолютные» и «относительные». К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям). К «относительным» причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.).

Определение характера преступления относится к внутренней политике государства, на территории которого находится  беглец. Борьба с преступлениями, носящими международный характер, предусмотрена  международными правовыми документами.

Для приведения приговора об экстрадиции в исполнение к требованию о выдаче должны быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного законоположения, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщается и об этом (п. 3 ст. 58 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.).

7 ноября 1996 г. Россия подписала  две европейские конвенции: «О  взаимной правовой помощи по  уголовным делам» 1959 года и «О  выдаче» 1957 года. Через три года  они были ратифицированы Федеральным  Собранием. В силу для Российской  Федерации конвенции вступили 9 марта  2000 г.

В соответствии с Конвенцией 1959 года правовая помощь оказывается по вопросам уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей Стороны.

К вопросам оказания правовой помощи относятся:

- исполнение  судебных поручений, касающихся  уголовных дел, в целях получения  свидетельских показаний или  передачи вещественных доказательств,  материалов или документов;

- вручение  судебных повесток и постановлений  о явке в суд запрашивающей  Стороны свидетелей, экспертов и  обвиняемых;

- передача  выдержек из судебных материалов  и информации о них, необходимых  для рассмотрения уголовного  дела;

- информирование  государств - участников Конвенции  о вынесении обвинительных приговоров  и принятии последующих мер  в отношении их граждан (на основании оговорки к ст. 22 Конвенции эта информация будет направляться Россией на основе взаимности и только в отношении сведений, признанных официальными в соответствии с российским законодательством).

В феврале 2000 г. Европейская  комиссия по проблемам преступности СЕ разработала типовую форму  запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать: наименование запрашивающего государства  и органа, фамилию, имя, отчество должностного лица, адрес, телефон, факс; дату запроса; номер, на который необходимо ссылаться  запрашиваемой стороне при ответе, наименование запрашиваемого государства  и органа; предмет запроса, в том числе меры, которые необходимо предпринять; дату, к которой ожидается ответ; координаты и фамилию, имя, отчество заинтересованного должностного лица запрашивающего государства; ходатайство может содержать также просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответ.

В соответствии с международным договором РФ выдача возможна в отношении находящихся  в России иностранных граждан  или лиц без гражданства, совершивших  преступление вне пределов Российской Федерации. Так, например, государства-участники СНГ приняли 22 января 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Канадой, Кипром, Китаем, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.99 № 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Как правило, в договорах  устанавливается, что выдача для  привлечения к уголовной ответственности  производится за такие деяния, которые  являются наказуемыми по законам  РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых  предусматривается наказание в  виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и  запрашивающего о выдаче государства  являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы  на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.

В большинстве международных  договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное  преследование согласно российскому  законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения  срока давности или по другому  законному основанию;

б) в  отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении  производства по делу, вступившее в  законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством  запрашивающего о выдаче государства  или российским законодательством  преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Россия воспользовалась  возможностью сделать оговорку к  п. 6 ст. 15 Конвенции 1959 года, в связи с чем по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам для Российской Федерации компетентными органами являются: 1) Генеральная прокуратура РФ - по всем вопросам, кроме перечисленных ниже; 2) Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 3) Минюст РФ - по вопросам, связанным с работой других судов; 4) МВД РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации; 6) ФСБ РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов Федеральной службы безопасности; 7) ФСНП РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции федеральных органов налоговой полиции.

Запросы о предоставлении выдержек из судебных материалов и  информации о них рассматриваются  Ген. прокуратурой РФ или Минюстом РФ.

К компетенции Ген. прокуратуры РФ и Верховного Суда РФ относится решение вопроса о применении при исполнении поручения, по просьбе запрашивающей Стороны, процессуального законодательства последней. При этом не должно возникать противоречий законодательству Российской Федерации.

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены в  российские судебные органы. В соответствии с оговоркой к ст. 24 Конвенции  в качестве судебных органов в  Российской Федерации рассматриваются  суды и органы прокуратуры.

При ратификации Конвенции  Россия сделала оговорку к ст. 2, допускающей отказ в оказании правовой помощи. В соответствии с ней, а также ст. 2 Конвенции, обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

- просьба  касается преступления, которое  запрашиваемая Сторона считает  политическим или связанным с  политическим;

- запрашиваемая  Сторона считает, что выполнение  просьбы может нанести ущерб  суверенитету, безопасности, общественному  порядку или другим существенно важным интересам страны;

- лицо, которое в запрашивающем государстве  подозревается или обвиняется  в совершении правонарушения, находится  под судом, либо было осуждено  или оправдано в связи с  этим правонарушением в Российской  Федерации или в третьем государстве,  либо в отношении этого лица  в Российской Федерации или  в третьем государстве вынесено  решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;

- преследование  или исполнение решения по  делу невозможно ввиду истечения  срока давности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 

В соответствии со ст. 2 Конвенции 1957 года выдача производится в том  случае, если за совершение преступления, в связи с которым поступил запрос, законодательством запрашивающей  Стороны и запрашиваемой Стороны  предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее  одного года.

Органом Российской Федерации, к компетенции которого ст. 4 Федерального закона о ратификации Конвенции, отнесено решение вопросов о выдаче, является Ген. прокуратура РФ. До присоединения России к Конвенции вопросы экстрадиции также рассматривались этим ведомством.

Новацией, введенной указанным  Федеральным законом о ратификации  Конвенции, является возможность судебного  обжалования лицом решения компетентного  органа о его выдаче иностранному государству. Очевидно, что такого рода жалобы должны рассматриваться Верховным  Судом РФ.

Информация о работе Выдача лиц (экстрадиция), совершивших преступление на территории европейского союза