Всеобщая декларация прав человека и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Всеобщая декларация прав человека, которая в скором времени отметит свое 70-летие, без всякого сомнения, является высочайшим достижением человечества. Как отметили В.У. Хатуаев и М.Д. Истиховская, «ее жизнеутверждающая суть никогда не померкнет, всегда будет ориентиром для мирного сосуществования всех людей планеты и всех государств мира».
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Международно-правовое регулирование прав человека……………….5
1.1. Формирование современной концепции прав человека………………5
1.2. Международные стандарты в области прав человека………………..11
2. Всеобщая декларация прав человека – основополагающий акт о правах человека………………………………………………………………..25
2.1. Предпосылки и история создания Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….25
2.2. Классификация прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….32
2.3. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации……………………………………………………………………….35
3. Значение Всеобщей декларации прав человека……………………..46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников и литературы…………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДЕКЛАРАЦИЯ.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Всеобщая декларация  прав человека и Конституция  Российской Федерации

 

      Всеобщая декларация прав человека 1948 года наряду с такими международными документами, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года, Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года и другие, является важнейшим ориентиром для доктрины и практики прав человека в России.

      В силу своеобразия  природы как ведущей, базовой  отрасли российского законодательства, более восприимчивым к имплементации  общепризнанных международно-правовых  принципов и норм в области прав человека оказывается конституционное законодательство.

    Ориентация конституционного  законодательства России на общепризнанные  принципы и нормы международного  права в области обеспечения  прав человека нашла отражение  в восприятии им некоторых  концептуальных положений61.

      Конституция Российской Федерации, как известно, была принята всенародным голосованием также, как и Всеобщая декларация прав человека, в декабре. 12 декабря 2013 г. она отпраздновала свой 20-летний юбилей, являясь, таким образом, одной из самых молодых конституций современных государств.

       Но это дало ей и несомненное преимущество: будучи одной из последних по времени принятия, российская Конституция смогла во многом учесть мировой опыт конституционного творчества62, в том числе и в сфере признания, закрепления и защиты прав и свобод человека. 45 лет разделяют принятие Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Каждый из указанных документов имеет свою историческую и правовую значимость и сферу действия. Но при этом у них есть и нечто общее, связанное с историей их создания. Каждый из них создавался и принимался в условиях острого социально-политического и идеологического противостояния. Декларация, явившись итогом и воплощением многовековых устремлений и борьбы народов и их отдельных представителей-гуманистов за признание и закрепление всеобщего равенства, свободы и других естественных прав человека, прошла через почти трехлетние острейшие споры и согласование своего текста в Комиссии по правам человека ООН, а затем в течение еще трех месяцев на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН стала предметом ожесточенной борьбы делегаций различных стран63.

      Драматизм борьбы  наглядно иллюстрирует и тот  факт, что по тексту проекта  Декларации (относительно небольшому  по объему - преамбула и 30 статей) голосование проводилось свыше 1400 раз - практически по каждому положению, формулировке и даже отдельным словам. И за этим стояли, прежде всего, объективные факторы: за спиной у каждой делегации были их государства со своими историческими, национальными, идеологическими, политическими, религиозными, социальными, культурными традициями, концепциями и практикой по вопросам прав человека.

      За истекшие годы Всеобщая декларация прав человека фактически превратилась из политической декларации в документ политико-правового характера. Как показывают специальные исследования, в конституциях более чем 110 стран мира имеются в той или иной степени ссылки на Декларацию. Данная Декларация вместе с принятыми на ее основе международными пактами о правах человека составила своего рода международный кодекс прав и свобод человека, признанный большинством государств современного мира, который установил общегуманные стандарты прав и свобод человека.       

       Эти стандарты стали правовым ориентиром для отдельных государств и мирового сообщества в целом, а также своеобразным критерием, «планкой», ниже которой государство не может опускаться64.

      Как известно, в  еще более драматических условиях  разрабатывалась Конституция России 1993 г. Конституционно-правовое оформление и закрепление новых политических, экономических и социальных основ Российского государства в условиях острейшего противоборства двух ветвей власти - законодательной и исполнительной, отражавших два подхода и два направления дальнейшего общественного развития страны, сопровождалось использованием и неконституционных средств: Указ Президента РФ от 23 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»65, отменивший ряд статей действовавшей тогда Конституции; прекращение деятельности Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ, Конституционного Суда РФ; применение военной силы для разрешения возникшего политического кризиса.

       Противоборство различных политических сил, использование различных концептуальных подходов и положений, новизна и неясность путей и форм реформирования политических и социально-экономических устоев общества, отсутствие стратегической идеи и программы развития российского общества не могли не сказаться на характере и содержании многих положений Конституции, в том числе и в области признания и защиты прав и свобод человека. Но в целом Конституция РФ 1993 г. явилась важным этапом развития общества, стала ядром правовой системы России, заложила правовые основы реформирования и совершенствования политических и экономических отношений, признала и гарантировала основные права и свободы человека.

      Переходя к анализу конкретных положений Декларации и российской Конституции, остановимся, прежде всего, на исследовании места прав и свобод человека в системе Конституции, а также соответствия норм Основного Закона страны положениям международных актов и по объему, и по содержанию провозглашенных в них прав и свобод. При этом особый интерес вызывает степень заимствования и конкретизации положений Декларации, поскольку многие из них носят не столько формально-правовой, сколько программно-политический и морально-этический характер.

     Права и свободы человека и гражданина, их содержание, пути реализации и механизм защиты заняли особое место в Конституции РФ 1993 г., что соответствует одному из основных положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о необходимости обеспечения того, чтобы в каждом государстве, как сказано в Декларации, «права человека охранялись властью закона», и этот принцип конституирован в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

      При этом следует отметить, что впервые в отечественной конституционной практике в Основном Законе столь значительное место отведено правам человека. Так, из 138 статей Конституции в 66 статьях прямо или косвенно затрагиваются вопросы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и роль государства в их признании и защите. Особый статус прав и свобод человека в правовой системе России, установленный в Конституции, выражается в следующем.

      1. Признание и закрепление уже в ст. 2 главы 1 «Основы конституционного строя» в качестве фундаментального конституционного принципа положения о том, что человек, его права и свободы, их соблюдение и защита составляют высшую ценность и обязанность государства. Это принципиальное положение является правовой новеллой отечественной конституционной практики. Во всех предыдущих конституциях страны в триаде «государство - общество - гражданин» государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений и место в них гражданина. Конституция 1993 г. развернула вышеназванную триаду на 180 градусов - «человек - общество - государство» и во главу угла поставила даже не гражданина, а человека как личность и его права и свободы, не только расширив тем самым круг субъектов государственного внимания и защиты (граждане, лица без гражданства, иностранцы), но изменив сам характер взаимоотношений между ними: государство отныне не «дарует» человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права.

         Конституционное признание и закрепление прав и свобод как «высшей ценности» человека вполне соответствует положениям международных правозащитных актов, и прежде всего Всеобщей декларации 1948 г. и обоих Международных пактов 1966 г., в преамбулах которых провозглашено, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира», и признано, что «эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства».

      В вышеприведенном положении международных актов содержится и важнейшая норма о «равных и неотъемлемых правах человека». Эта норма нашла прямое отражение в двух статьях Конституции. Пункт 2 ст. 17 гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В п. 2 ст. 19 указано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина». Провозглашение и юридическое закрепление нормы о «неотъемлемых, неотчуждаемых и равных правах» является величайшим достижением мирового сообщества и отдельных составляющих его государств, положившим конец всевластию государств в этом вопросе. Однако, как представляется, вышеприведенная формулировка п. 2 ст. 17 Конституции, будучи заимствованной из международных актов, в контексте конкретно определенных норм главы 2 Конституции не совсем корректна и уместна. В таком виде эта конституционная норма выступает как абсолютная, не допускающая никаких отступлений: «права и свободы неотчуждаемы»66.

     2.  Признание и гарантирование (п. 1 ст. 17) в Российской Федерации прав и свобод человека согласно общепринятым принципам и нормам международного права, которые в свою очередь в соответствии с п. 4 ст. 15 входят составной частью в российскую правовую систему. Это положение, являющееся одним из основополагающих, принципиальных положений исследуемой проблемы, радикально изменило направление и характер взаимодействия норм международного права и норм внутригосударственного права России в области обеспечения прав человека. Но одновременно это одно из самых сложных и дискуссионных положений правозащитных статей Конституции. При всей своей внешней привлекательности, благоприятности и демократичности использованная в статье формулировка при ближайшем рассмотрении оказывается довольно расплывчатой, неконкретной, в значительной степени декларативной, вызывающей целый ряд непростых вопросов. Постановка таких вопросов и необходимость поиска ответа на них обусловлены не чисто теоретическим интересом (хотя и это имеет место), а, что особенно важно, возникающими потребностями практики, административной и судебной, поскольку в соответствии с известным положением п. 4 ст. 15 «общепризнанные принципы и нормы международного права ... входят составной частью в российскую правовую систему» и, следовательно, должны, могут и будут использоваться при разрешении споров, при принятии управленческих и судебных решений67.

    3. Выделение в качестве специальной (и самой обширной - 47 статей) главы 2 - «Права и свободы человека и гражданина», анализ содержания которой свидетельствует о соответствии в целом закрепленных в ней правозащитных норм основным международным стандартам в области прав человека.

      Сравнительный анализ статей Всеобщей декларации 1948 г. и Международных пактов 1966 г. со статьями Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что большинство прав и свобод, закрепленных в этих международных документах, нашли отражение и закрепление в статьях Конституции. Так, в частности, из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и/или закрепленных в соответствующем Международном пакте 1966 г., в Конституции воспринято около 40.

        Не нашли своего отражения в Конституции такие провозглашенные в вышеназванных международных актах права и свободы, как право каждого на свободу от рабства (ст. 8 Пакта), от подневольного состояния (ст. 8 Пакта), на равную защиту со стороны закона (ст. 26 Пакта), на эффективное восстановление в правах в случае нарушения основных прав человека (ст. 8 Декларации) и даже права мужчин и женщин по достижении определенного возраста на основе равенства, свободного и полного согласия вступать в брак и создавать семью (ст. 16 Декларации, ст. 23 Пакта).

       Наиболее полно в Конституции отражены политические права человека. Из всех политических прав и свобод, закрепленных в Декларации и Пакте (примерно 10 прав и свобод), все нашли отражение и конкретизацию в Конституции, включая право на участие в управлении государством (ст. 32), свободу мысли, слова, убеждений и беспрепятственного выражения своих мнений (ст. 29), свободу беспрепятственно искать, получать и распространять информацию и идеи (ст. 29), свободу мирных собраний, ассоциаций (ст. 30) и др.

     Анализ соотношения положений Декларации и Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и соответствующих статей Конституции показывает, например, что из четырех закрепленных в международных актах экономических прав (на труд, на свободный выбор работы, на владение имуществом, на свободу от произвольного лишения имущества) все провозглашены в Конституции (ст.34-37). Из примерно 25 социальных прав и свобод человека Декларации и Пакта Конституция подвергла своей прямой защите почти все из них, включая право каждого человека на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции), на вознаграждение за труд без всякой дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда (ст. 37), на защиту от безработицы (ст. 37), на отдых (ст. 37), на создание профсоюзов (ст. 34), на трудовые споры, включая право на забастовку (ст.37), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Отдельные положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах не стали специальными конституционными нормами: право на охрану и помощь семье, на охрану матерей до и после родов, на особые меры охраны и помощи детям и подросткам (ст. 10 Пакта), на необходимый жизненный уровень, включая пищу, одежду и другие материальные и социальные блага (ст. 25 Декларации), включая право каждого на свободу от голода (ст.11 Пакта).

     В то же время в Конституции закреплены новые, не известные Декларации и Пакту права, такие, как право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), право на свободу от произвольного лишения жилища (ст. 40), право малоимущих и иных указанных в законе нуждающихся в жилище лиц на его бесплатное получение или получение за доступную плату (ст. 40). Из закрепленных в Конституции экономических прав больше всего вопросов вызывает право на труд. В ст. 6 Пакта сказано: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права».

Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и ее значение