Всеобщая декларация прав человека и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Всеобщая декларация прав человека, которая в скором времени отметит свое 70-летие, без всякого сомнения, является высочайшим достижением человечества. Как отметили В.У. Хатуаев и М.Д. Истиховская, «ее жизнеутверждающая суть никогда не померкнет, всегда будет ориентиром для мирного сосуществования всех людей планеты и всех государств мира».
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Международно-правовое регулирование прав человека……………….5
1.1. Формирование современной концепции прав человека………………5
1.2. Международные стандарты в области прав человека………………..11
2. Всеобщая декларация прав человека – основополагающий акт о правах человека………………………………………………………………..25
2.1. Предпосылки и история создания Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….25
2.2. Классификация прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека………………………………………………………………………….32
2.3. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации……………………………………………………………………….35
3. Значение Всеобщей декларации прав человека……………………..46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников и литературы…………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДЕКЛАРАЦИЯ.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

         Таким образом, на универсальном уровне «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» могут содержаться, например, в таких международных правовых актах рекомендательного характера, принимаемых Комитетами ООН, в которых истолкован масштаб поведения государств при реализации соответствующих норм международного права в области, касающихся защиты прав и свобод человека, как замечания общего порядка, соображения по индивидуальным жалобам.

          Региональные «международно-правовые стандарты в сфере прав и свобод человека» вырабатываются, например, в рамках такой международной региональной организации, как Совет Европы.

В этом отношении примечательны, например, Европейские пенитенциарные правила, принятые в рамках Совета Европы в 2006 году44 в виде Рекомендации и закрепляющие, в частности, условия тюремного заключения, охрану здоровья заключенных, внутренний распорядок в пенитенциарных учреждениях, обязанности администрации и персонала пенитенциарных учреждений, государственную инспекцию пенитенциарных учреждений и независимый надзор за ними, особенности содержания заключенных, дела которых еще не рассмотрены в суде, и осужденных заключенных [21], которые, как представляется, в силу установления ими масштаба поведения государства в лице его пенитенциарных учреждений при обращении с заключенными, также содержат в себе «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека».

        Отдельного исследования заслуживает вопрос о возможности отнесения правовых позиций международных судов универсальных и региональных международных межправительственных организаций к «международно-правовым стандартам в сфере защиты прав и свобод человека».

          Представляется, что органами, вырабатывающими универсальные и региональные «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека», в рамках Организации Объединенных Наций и Совета Европы являются, в том числе, Международный Суд ООН и Европейский Суд по правам человека, соответственно. Международный Суд ООН формирует такие стандарты в своих правовых позициях при толковании норм международного права, содержащихся в международных договорах, а Европейский Суд по правам человека – в своих правовых позициях при выявлении нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

        И Международный Суд ООН, и Европейский Суд по правам человека в своих судебных постановлениях регулярно напоминают о ранее выработанных ими правовых позициях по делам, имеющим аналогичный предмет, обязательных при решении таких дел, которые представляют собой «судебный прецедент».

        Вместе с тем в отечественной науке международного права вопрос о возможности отнесения «судебного прецедента» к «международно-правовым стандартам» рассматривается неоднозначно. Например, Переплеснина Е.М. считает, что «международно-правовые стандарты», несмотря на наличие общих черт, нельзя рассматривать как судебный прецедент (источник прецедентного права), поскольку судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого решения всех аналогичных дел»45.

        Вместе с тем представляется, что несоответствие действий (бездействия) государства, которые обжалуются в указанные суды, правовым позициям этих судов предполагает несоответствие таких действий (бездействия) нормам международного права, которые толкуются этими судами, поскольку масштабы реализации этих норм установлены именно в правовых позициях таких судов. Поэтому данное несоответствие влечет за собой ответственность.

       Согласно теории международного права «международно-правовая ответственность» – это либо юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства, либо юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы»46.

        Поскольку «международно-правовой стандарт в сфере защиты прав и свобод человека» не может существовать в виде нормы международного права, то, несмотря на то, что ответственность за его игнорирование будет аналогична той, которая имеет место в случае нарушения самой толкуемой им нормы международного права, по своей правовой природе эта ответственность отличается от международно-правовой ответственности за нарушение нормы международного права и носит «опосредованный» характер. Данная «опосредованность» заключается в том, что ответственность за игнорирование «международно-правового стандарта в сфере защиты прав и свобод человека» наступает не непосредственно, как в случае нарушения самой толкуемой им нормы международного права, а через посредство нарушения такой нормы.

         В этой связи следует прийти к выводу о том, что все «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека», ввиду наличия ответственности за их игнорирование, носят обязательный характер.

В отечественной науке международного права имеются точки зрения, подтверждающие данный вывод. Например, Гаврилов В.В. обращает внимание на то, что «обязательность норм определяется не только статусом документов, в котором нормы, гарантирующие права человека, закреплены, но также и наступлением международно-правовой ответственности в случае нарушения предусмотренных гарантий»47.

          Таким образом, представляется, что само по себе наличие у судебного прецедента характера общеобязательного правила не препятствует его отнесению к «международно-правовым стандартам», в том числе в сфере защиты прав и свобод человека.

         Имеются аналогичные научные позиции о возможности существования «международно-правовых стандартов» в виде судебного прецедента. Например, Косевич Н.Р., исследуя проблему защиты прав детей в практике Европейского Суда по правам человека, говорит о том, что «на основании соответствующих статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом были разработаны определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве»48.

          Таким образом, универсальные и региональные «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» содержатся в решениях универсальных и региональных международных межправительственных организаций, а также в судебных постановлениях международных судов таких организаций, в которых истолкованы масштабы поведения государств при реализации соответствующих норм международного права. 

       По итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:

       1.    «Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» являются «результатами толкования» норм международного права.

       2.    «Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» содержатся в решениях универсальных и региональных международных межправительственных организаций, а также в судебных постановлениях международных судов таких организаций, толкующих масштабы поведения государств при реализации соответствующих норм международного права.

       3.    К конкретным формам решений международных межправительственных организаций, в которых существуют «международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека», относятся, например: вырабатываемые в рамках таких организаций замечания общего порядка, соображения по индивидуальным жалобам, рекомендации, судебные постановления.

      4.    «Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» выполняют следующие функции: а)  толкование норм международного права в сфере защиты прав и свобод человека, б) установление масштаба поведения участников межгосударственных отношений в сфере защиты прав и свобод человека, в) «превентивная функция», которая заключается в том, что такие стандарты призваны препятствовать отступлению от принципов и норм международного права, с одной стороны – посредством закрепления масштаба реализации этих принципов и норм в законодательных актах государств, а с другой – они являются масштабами, в рамках которых органами исполнительной власти государств осуществляется их деятельность, а судами государств осуществляется их правоприменительная деятельность, в целях пресечения нарушений основных прав и свобод человека.

      5.    «Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав и свобод человека» носят обязательный характер, поскольку за их игнорирование наступает ответственность, аналогичная той, которая имеет место в случае нарушения самой толкуемой им нормы международного права. Однако данная ответственность является «опосредованной», так как наступает не непосредственно, как в случае нарушения толкуемой нормы международного права, а через посредство нарушения такой нормы.

       6.    Сферами реализации «международно-правовых стандартов в сфере защиты прав и свобод человека» являются законотворческая, исполнительная и судебная виды внутригосударственной деятельности.

На основании вышеизложенных выводов представляется возможным сформулировать собственное определение понятия «международно-правовой стандарт в сфере защиты прав и свобод человека».

        Итак, «международно-правовой стандарт в сфере защиты прав и свобод человека» – это результат толкования универсальной (региональной) международной межправительственной организацией нормы международного права в сфере защиты прав и свобод человека, определяющий масштаб поведения государств-участников таких организаций при реализации толкуемой нормы международного права, который может содержаться как в решениях данных организаций, так и в судебных постановлениях международных судов данных организаций, применяется государствами в их законотворческой, исполнительной и судебной внутригосударственной видах деятельности, является обязательным и влечет «опосредованную» ответственность за его игнорирование, аналогичную той, которая имеет место в случае нарушения толкуемой им нормы международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Всеобщая декларация  прав человека – основополагающий  акт о правах человека

 

2.1. Предпосылки и история  создания Всеобщей декларации  прав человека

 

Всеобщая декларация стала  преемницей основных положений выдающейся Французской декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г.49. В этих двух документах первые статьи очень близки по содержание, очень значимы по сути.

Так, ст. 1 Французской декларации гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны только на соображениях общей пользы».

Во Всеобщей декларации прав человека через 159 лет в ст. 1 будет написано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Сравнительный анализ норм исследуемых источников наталкивает на мысль, что в них нашли отражение положения библейских заповедей. Среди них: «Почитай отца твоего и мать твою, что продлились дни твои на земле…, Не убивай, Не кради, Не произноси ложные свидетельства на ближнего твоего, Не желай дома ближнего твоего …»50. Аналогичные положения содержатся и в священной книге мусульман Коране.

Закрепление в Уставе ООН обязанности уважать права личности с привело к необходимости решить вопрос о том, о каких именно правах идет речь, т.е. о перечне прав человека. Еще при разработке Устава ООН в 1943 - 1945 годах вносились предложения включить в него перечень прав человека51. Но эти предложения не нашли поддержки разработчиков Устава ООН, в частности Великобритании, поскольку установление такого перечная повлекло бы необходимость регламентировать процедуру предоставления этих прав, гарантии их соблюдения, механизм контроля, ответственности за нарушение прав человека. Кроме того, в случае дополнения или изменения списка прав человека требовалось бы вносить изменения в Устав ООН, что достаточно сложно. Поэтому по инициативе США в процессе создания Организации Объединенных Наций предлагалось разработать и принять самостоятельный документ. Таким документом стала Всеобщая декларация прав человека, которая является своеобразным продолжением Устава ООН, реализацией его установлений.

Причины, по которым разработка концепции прав человека и создание механизма международной защиты в области прав человека были связаны с созданием Организации Объединенных Наций, сводились к сформулированным впоследствии в преамбуле Всеобщей декларации прав человека моментам:

1. Пренебрежение и презрение  к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества.

2. Стремление людей сводится  к созданию такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу  слова и свободу убеждений  и будут свободны от страха  и нужды».

3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту («обеспечиваться законом»), чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения».

4. Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». Огромное значение для выполнения этой обязанности» имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе.

5. Закрепление прав и свобод  в едином документе создаст  условия для просвещения и  образования в области прав  человека, содействуя, таким образом, их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления»52.

Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и ее значение