Всемирная торговая организация (ВТО): возникновения и основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

Содержание

Введение
Глава 1. Возникновение ВТО
1.1 Уругвайский раунд и его итоги
1.2 Образование ВТО
1.3 Цели и принципы ВТО
Глава 2. Основные направления деятельности ВТО
2.1 Обзор национальной торговой политики
2.2 Принятие многосторонних торговых соглашений
2.3 Разрешение спорных вопросов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО возникновения и основные направления деятельност.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

· в сфере торговых аспектов прав интеллектуальной собственности - создание системы применения и регистрации географических наименований на вина и крепкие алкогольные напитки;

· обеспечение прозрачности и недискриминации при применении торговых мер инвестиционного характера при сохранении права принимающих инвестиции стран регулировать иностранные инвестиции в общественных интересах;

· достижение максимальной прозрачности в области правительственных закупок без ограничения права государств предоставлять преимущества национальным поставщикам (это свидетельствует о намерении государств - членов ВТО начать процесс распространения обязательных правил по либерализации мировой торговли и на правительственные закупки);

· обеспечение большей прозрачности, недискриминации и справедливости применяемых процедур в области торговли и конкуренции, выработка условий и правил добровольного сотрудничества в этой сфере, повышение степени свободы транзита;

· изучение взаимосвязи между правилами ВТО и многосторонними соглашениями по защите окружающей среды, снижение тарифов на товары и услуги экологического характера;

· совершенствование правил функционирования ВТО по вопросам практического применения:

ѕ соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

ѕ соглашение по сельскому хозяйству;

ѕ соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (Антидемпингового кодекса);

ѕ соглашения по текстильным изделиям и одежде;

ѕ соглашение по техническим барьерам в торговле;

ѕ соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам;

ѕ соглашение по правилам происхождения;

ѕ соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер;

ѕ положений, связанных с региональными торговыми соглашениями;

· повышение эффективности процедур разрешение споров;

· изучение взаимосвязи мировой торговли и государственного долга для выработки в рамках ВТО мер, способствующих решению проблемы задолженности;

· изучение взаимосвязи мировой торговли и практики передачи технологий для выработки в рамках ВТО мер, способствующих увеличению масштабов передачи технологий развивающимся странам;

· обеспечение снятия всех тарифных ограничений и квот на ввоз товаров из наименее развитых стран;

2.3 Разрешение спорных вопросов

всемирная торговая организация товар

В любой организации, особенно объединяющей субъектов с неоднородными интересами, ключевым вопросом, обуславливающим ее эффективность и целостность, является действенность механизма урегулирования возникающих между ее членами разногласий.

Создатели ВТО понимали это. Недаром Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, прямо указывает: «Система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Это Соглашение нацелено на обеспечение урегулирования спорных вопросов на основе консультаций, а также четко прописанных и справедливых процедур, предусматривающих возможность апелляции, без применения участниками конфликта действий или угроз, способных дезорганизовать мировую торговлю.

Важнейшим элементом Соглашения о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, сдерживающим возможность развязывания разрушительных «торговых войн», является обязательство всех государств - членов ВТО не предпринимать в одностороннем порядке никаких мер против действий, расцениваемых ими как нарушение установленных ВТО правил мировой торговли. Участники потенциальных конфликтов в момент присоединения к ВТО берут на себя однозначное обязательство урегулировать возникающие разногласия, не поддающиеся разрешению в ходе двухсторонних переговоров, в рамках многосторонней системы урегулирования споров, являющиеся частью этой организации, и безусловно подчиняться вырабатываемым ею решениям.

В качестве органа по рассмотрению споров созывается Генеральный Совет ВТО. Естественно, при этом он сохраняет все свои полномочия, в том числе связанные с созданием разнообразных рабочих групп и временных структур. Генеральный Совет ВТО обладает исключительными полномочиями по созданию групп экспертов и третейских групп для рассмотрения конкретных споров; утверждению докладов, представляемых указанными группами; утверждению докладов апелляционного органа; контроля исполнения всех решений, принятых в связи с регулируемыми спорами; предоставлению разрешения на применение ответных мер в случае неисполнения участниками спора принятых в ходе его рассмотрения решений.

На первом этапе разрешения споров обязательно проводятся двусторонние консультации, причем в случаи их неудачи стороны могут привлечь Генерального директора ВТО в качестве независимого посредника и попытаться договориться еще раз, уже с его участием.

Если двусторонние консультации не приводят к урегулированию конфликта на протяжении 60 дней, начинается второй этап работы: истец получает право обратиться в Орган по рассмотрению споров с просьбой об образовании третейской группы. В этом случаи Соглашение предусматривает возможность отказа со стороны Органа по рассмотрению споров - такое решение может быть принято только консенсусом. Порядок определения состава третейской группы носит стандартный характер. Секретариат ВТО выбирает из перечня специалистов, обладающих необходимой квалификацией в рассматриваемом вопросе, трех кандидатов на роль третейских судей.

Работа третейской группы является третьим этапом урегулирования конфликта и также регламентируется Соглашением о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Основные этапы ее функционирования представляются следующими:

до начала рассмотрения третейской группой существа конфликта каждая из участвующих в нем сторон представляет третейской группе свое заявление, в котором излагаются все факты и аргументы, имеющие отношение к рассматриваемому конфликту;

в ходе первого заседания третейской группы по рассмотрению спорных вопросов по существу истец, ответчик и все третьи стороны, заинтересованные в рассматриваемых вопросах, излагают свою позицию;

в ходе второго заседания третейской группы по рассмотрению спорных вопросов по существу ответчик представляет официальные возражения и доказательства;

по итогам проведенной работы третейская группа готовит и затем представляет участникам спора описательный раздел своего доклада, содержащий изложение фактов и аргументации сторон;

в течении двух недель после того участники спора представляют в третейскую группу свои замечания к описательной части доклада;

затем третейская группа представляет участникам спора предварительный вариант своего доклада, содержащего сделанные ею выводы и заключения;

в течение недели участники спора имеют право подать в третейскую группу аргументированные заявления о пересмотре ее доклада;

сроки пересмотра доклада не могут превышать двух недель, в течение которых третейская группа имеет право проводить дополнительные заседания с участием спорящих сторон;

итого всей описанной деятельности является заключительный доклад третейской группы, содержащий анализ и оценку ситуации; доклад должен быть передан участникам сторон в течении шести месяцев;

спустя три недели после представления участникам спора заключительный доклад третейской группы направляется всем членам ВТО;

если третейская группа выявила нарушение Соглашений ВТО, ее заключительный доклад содержит рекомендацию по исправлению указанного нарушения, причем третейская группа имеет право предложить конкретный способ или способы этого исправления;

в течении 60 дней с момента подготовки заключительного доклада третейской группы он рассматривается Органом по рассмотрению споров и, если один из участников конфликта не заявит о своем намерении подать апелляцию, утверждается либо отвергается этим Органам.

Четвертым этапом разрешения спорных вопросов в рамках ВТО является подача и рассмотрение апелляции, которая должна быть ограничена затронутыми в заключительном докладе третейской группы юридическими вопросами и касаться исключительно трактовки соответствующих правовых положений данным докладом.

Для рассмотрения апелляций Орган по рассмотрению споров создает специализированный постоянный Апелляционный орган, состоящий из семи назначаемых на четыре года членов, которые:

подбираются так, чтобы обеспечивать возможно более широкое представительство членов ВТО;

обладают безусловным авторитетом в области международного торгового права;

не связаны непосредственно ни с одним правительством.

Рассмотрение апелляции не должно продолжаться более 60 дней и ни при каких обстоятельствах не может быть затянуто более чем на 90 дней. Апелляционный орган либо подтверждает, либо видоизменяет, либо аннулирует положения заключительного доклада третейской группы.

В течение 30 дней после обнародования доклада Апелляционного органа по рассмотрению споров либо принимает этот доклад (в этом случае его положения подлежат принятию и исполнению участниками спора в безусловном порядке), либо отклоняет его (такое решение может быть принято только консенсусом).

После того как заседание Органа по рассмотрению споров принимает доклад Апелляционного органа (или третейской группы, если на него не подается апелляция), участник спора, на которого принятый доклад накладывает те или иные обязательства, должен прямо на этом заседании заявить о своих действиях по исполнению этих обязательств.

Если их немедленное исполнение представляется технически невозможным и Орган по рассмотрению споров признает это, он устанавливает «разумные сроки», в течении которых рекомендации заключительного доклада третейской группы или доклада Апелляционного органа должны быть выполнены участником спора.

Их выполнение является пятым, завершающим этапом урегулирования споров между государствами - членами ВТО. Если в установленные «разумные сроки» признанный неправым участник спора не выполняет наложенных на него обязательств, он обязан немедленно начать с истцом переговоры для установления взаимоприемлемой компенсации за неисполнение этих обязательств.

Механизм урегулирования споров Генерального соглашения по тарифам и торговле всегда рассматривался в качестве одного из основополагающих элементов многосторонней торговой системы. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, которая была выработана в ходе переговоров «Уругвайского» раунда, является значительным шагом вперед, повышающим эффективность процедуры урегулирования споров в рамках ВТО. По сравнению с процедурой, существовавшей в ГАТТ 1947, значительно повышен автоматизм функционирования механизма урегулирования споров:

все третейские группы экспертов, образуемые для рассмотрения существа спора и вынесения рекомендаций, действуют на основе стандартно сформулированного мандата, текст которого приводится в Статье 7 Договоренности; ранее согласование мандатов третейских групп между заинтересованными сторонами могло длиться месяцами.

в течение 60 дней со дня выхода доклада третейской группы экспертов он должен быть принят на заседании Органа по разрешению споров (ОРС), если только ОРС консенсусом не решит не принимать этот доклад, либо одна из сторон не уведомит о своем намерении подать апелляцию; решения Апелляционного органа принимаются и выполняются безусловно.

в случае невыполнения рекомендаций доклада стороной-ответчиком сторона, подавшая жалобу, имеет право обратиться к ОРС с просьбой предоставить ей разрешение на отзыв обязательств, вытекающих из членства в ВТО, на сумму, эквивалентную понесенному ущербу; величина этой суммы определяется специально назначаемым арбитром.

Важной характеристикой механизма разрешения споров ВТО является то, что созданная им система является интегрированной, то есть любая страна-член ВТО имеет право представлять свою жалобу, базируясь на положениях любого из многосторонних соглашений, приложенных к Соглашению об учреждении ВТО.

Если спор между сторонами не разрешается путем консультаций, предусмотренных процедурой, то на заседании ОРС создается третейская группа экспертов. Подобные группы обычно состоят из трех человек, имеющих необходимое образование и опыт работы и не являющихся гражданами стран, вовлеченных в спор. В Секретариате ВТО ведется специальный реестр экспертов, отвечающих этим критериям.

Одним из центральных элементов механизма урегулирования споров ВТО является положение о том, что страны-члены не имеют право самостоятельно определять, были ли нарушены их права по соглашениям ВТО и вводить встречные меры. В подобных случаях они обязаны прибегать к правилам и процедурам, предусмотренным механизмом разрешения споров ВТО.

Заключение

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно- правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств - членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность.

Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела “разгонного” периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. К середине 1996 года 123 страны стали членами ВТО и еще 30 находятся в процессе присоединения (ГАТТ к концу 1994 года имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участницы ГАТТ. И это создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятельности новой международной организации. Значительное расширение круга ведения ВТО по сравнению с ГАТТ потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО): возникновения и основные направления деятельности