Всемирная торговая организация (ВТО): возникновения и основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

Содержание

Введение
Глава 1. Возникновение ВТО
1.1 Уругвайский раунд и его итоги
1.2 Образование ВТО
1.3 Цели и принципы ВТО
Глава 2. Основные направления деятельности ВТО
2.1 Обзор национальной торговой политики
2.2 Принятие многосторонних торговых соглашений
2.3 Разрешение спорных вопросов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО возникновения и основные направления деятельност.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

Всемирная торговая организация (ВТО): возникновения и основные направления деятельности

Оглавление

Введение

Глава 1. Возникновение ВТО

1.1 Уругвайский раунд и его  итоги

1.2 Образование ВТО

1.3 Цели и принципы ВТО

Глава 2. Основные направления деятельности ВТО

2.1 Обзор национальной торговой  политики

2.2 Принятие многосторонних торговых  соглашений

2.3 Разрешение спорных вопросов

Заключение

Список литературы

Введение

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. Всемирная торговая организация функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо больше полномочий в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения спорных торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО является: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товаром и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

В обязанности ВТО входит контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда, проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами, разрешение торговых споров, мониторинг национальной торговой политики стран-членов, техническое содействие развивающимся странам по вопросам, касающимся компетенции ВТО, сотрудничество с международными специализированными организациями.

Располагается штаб-квартира Всемирной торговой организации в Женеве (Швейцария). В ее состав входит 146 стран (по состоянию на январь 2004). Бюджет ВТО составляет примерно 90 млн. долларов США.

Глава 1. Возникновение ВТО

1.1 Уругвайский раунд и его итоги

Уругвайский раунд - многосторонние торговые переговоры. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название "Уругвайский раунд". Однако большая часть переговоров проходила в Женеве, в штаб- квартире Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Переговоры технически завершились на заседании Комитета по торговым переговорам в Женеве 15 декабря 1993 года. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров стран-участниц переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года. Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений.

Декларацию приняли на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994г.В переговорах принимали участие Министры, Представляющие 124 правительства. Декларация должна была закрепить успех Уругвайского раунда. Документ декларировал участие национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.

Историческое достижение Уругвайского Раунда, состояло в стремлении стран - участниц к укреплению мировой экономики и расширению торговли, инвестиций, занятости и росту доходов во всем мире. В частности, декларация приветствовала: - более прочную и четкую юридическую структуру, которую принятую для осуществления международной торговли, включая более эффективный и надежный механизм урегулирования споров; - глобальное сокращение тарифов на 40% и более широкие соглашения, открывающие рынки для товаров, а также большую предсказуемость и надежность в виде расширения объема тарифных обязательств; - создание многосторонней правовой структуры правил в области торговли услугами и охраны торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, а также усиленные положения многосторонних торговых соглашений в области сельского хозяйства, текстиля и одежды.

Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации (ВТО) открыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов. Министры стран - участниц выразили решимость противостоять всевозможным протекционистским тенденциям, считая, что либерализация торговли и более строгие правила, о которых была достигнута договоренность в ходе Уругвайского раунда, приведут к большей открытости в торговле. Страны - участницы подтвердили свою решимость добиваться большей гармонизации мировой политики в области торговли, валютно-финансовых отношений, включая сотрудничество между ВТО, МВФ и Всемирным банком, осуществляемое с этой целью.

Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых переговорах. В частности, что развивающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к более сбалансированному и интегрированному партнерству стран в области торговли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, направленные на проведение экономической реформы и автономную либерализацию торговли. Результаты переговоров воплотили в себе положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций. Они согласились регулярно рассматривать на Конференции министров и соответствующих органов ВТО влияние реализации результатов Уругвайского раунда на наименее развитые страны, а также на развивающиеся страны, которые являются нетто-импортерами продовольствия, для разработки позитивных мер, позволяющих таким странам достичь целей национального развития. Министры признают необходимость укрепления способности ГАТТ и ВТО предоставлять расширенную техническую помощь в сферах их компетенции и, в особенности, расширить ее оказание наименее развитым странам. Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров, положили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подготовительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты. Кроме того, министры приняли решение по вопросам торговли и окружающей среды.

1.2 Образование ВТО

ВТО родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели Уругвайского раунда. В предшествовавших документах: Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 года), открывшей Раунд; в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 год), в первом предварительном проекте Заключительного акта Раунда, представленного в Брюсселе Конференции Министров (декабрь 1990 года), не предусматривалось, что Раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное, новое международное учреждение -- ВТО.

Однако на неофициальном уровне переговоры о создании организационного механизма в рамках ГАТТ велись с конца 1988 года. ЕС 9 июля 1990 года официально представил Группе, где обсуждались проблемы организационного укрепления ГАТТ, предложение о создании Международной Торговой Организации. Примерно в это же время Швейцария предложила преобразовать межправительственные органы ГАТТ в международную организацию и рассматривать ее как недостающее звено Бреттон-Вудской экономической системы. США предложили 18 октября 1990 года создать Совет управляющих ГАТТ, который обладал бы широкими организационными функциями и нес основную ответственность за подготовку и создание в будущем организации-преемника ГАТТ.

В проекте Заключительного акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 года, содержалось предложение о создании Международной Торговой Организации, однако многочисленные квадратные скобки почти по всем основным положениям проекта указывали на серьезные разногласия между его участниками и говорили о том, что вопрос этот остался нерешенным.

В 1992 и 1993 годах работа над проектом соглашения о создании ВТО продолжалась в неофициальном порядке буквально до последней предельной даты завершения Раунда, которая была установлена на 15 декабря 1993 года. Что же касается названия новой организации, то оно появилось в последние минуты перед официальным подписанием

Заключительного акта переговоров: когда слово “Международная” (International) была замена на слово “Всемирная” (World).

15 апреля 1994 года в городе Марракеше  официальный документ о завершении  переговоров -- Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение  об учреждении Всемирной Торговой  Организации -- ВТО.

Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.

Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной “архитектуре” пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.

Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.

Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа:

* Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ  как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие  в это новое ГАТТ ряд договоренностей  и соглашений (часть из которых  имелась ранее, но в новой редакции);

* Генеральное  Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй  составной частью ВТО;

* Соглашение  о торговых аспектах прав интеллектуальной  собственности -- третья составная  часть ВТО.

Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.

Соглашение об учреждении ВТО состоит из преамбулы, 16 статей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, фигурирующих в его вводной части, Соглашение не содержит каких-либо норм и правил торговли (касающихся, например, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, недискриминации и т. п.). Преамбула Соглашения воспроизводит в новой редакции преамбулу ГАТТ--1947 и является единственным разделом Соглашения, где затрагиваются вопросы его существа.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры -- многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Статья II Соглашения о ВТО устанавливает, что правовые документы, названные в приложениях 1, 2 и 3, являются неотъемлемыми составными частями Соглашения о ВТО, и их положения создают права и обязанности для всех участников ВТО.

1.3 Цели и принципы  ВТО

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). оглашение об учреждении ВТО содержит 29 юридических документов, которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность.

Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО. Однако через все эти правовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов. Торговля без дискриминации. На протяжении почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится знаменитое положение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним дискриминацию: все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые дают им любые меры по снижению торговых барьеров.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО): возникновения и основные направления деятельности