Эфективность гигиены полости рта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 23:43, реферат

Краткое описание

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации: к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории); к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта); к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т. д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

рррррррррррррррррр1.docx

— 26.66 Кб (Скачать файл)

1)Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет

 

В этом возрасте основным способом ухода за полостью рта является чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют  родители, постепенно привлекая к  этому ребенка. Ребенок и родитель располагаются возле умывальника  перед зеркалом, взрослый стоит за спиной у ребенка.

 

Для чистки зубов ребенка  родители используют мягкие щетки с  маленькой головкой и длинной  ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям). В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять  чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит  процедуру и т. д.), электрические  ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные.

 

Гигиеническую пасту в  дозе «с ноготок мизинца ребенка» или «с горошину» используют тогда, когда руки родителей совершают  движения щеткой автоматически, при  этом не требуется полного зрительного  контроля. В случаях высокого риска  раннего детского кариеса стоматолог может рекомендовать использование  фторсодержащих детских паст, которые  в этом случае будут играть роль и местного, и системного фторпрепарата.

 

Предпочтительнее пасты, не содержащие ПАВ, способных повредить  здоровью слизистой оболочки желудочного  тракта. Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить  выплевывать ротовую жидкость после  чистки зубов, полоскать рот. Осуществляя  гигиеническое воспитание детей, следует  хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию.

 

Заинтересовав ребенка личным примером, родители предлагают ему  почистить зубы самостоятельно детской  щеткой. Родители помогают ребенку  освоить элементы метода KAI, взяв руку ребенка в свою. Обучение должно проводиться посредством игры, продолжающейся не более 3—5 мин, так как в этом возрасте дети быстро утомляются. Следует помнить, что дети в возрасте 1—3 лет не способны полноценно очищать свои зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей.

2)Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет

 

Основными средствами для  ухода за полостью рта детей этого  возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования  зубных отложений, в том числе  налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса.

 

Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты  и профилактические кальцийсодержащие  пасты. При высоком риске кариеса  рекомендуют применение детских  фторсодержащих паст, однако родителей  предупреждают о соблюдении мер  безопасности. Ребенок продолжает осваивать  метод KAI, родители контролируют качество чистки (родителей необходимо научить  самостоятельно выявлять зубные отложения при помощи окрашивания!) и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

 

3)У детей 5—6 лет прорезываются первые постоянные моляры, которые требуют повышенного внимания: с одной стороны, на прорезывающихся зубах скорость образования налета максимальна (зубы не участвуют в окклюзии), а с другой стороны — интенсивность движений щеки ограничена присутствием на жевательной поверхности десны и близко расположенной ветвью нижней челюсти.

 

Поэтому родителям рекомендуют  начинать чистку зубов ребенка именно с этих, наиболее проблемных зубов, используя мануальную щетку (головка  щетки располагается поперек  участка зубной дуги, несущего постоянный моляр!) или электрическую ротационную  щетку. Чистку завершают при помощи элементов стандартного метода. В  этом возрасте для адекватной профилактики кариеса временных зубов (в частности — кариеса проксимальных поверхностей временных моляров) необходимо проводить флоссинг.

 

Процедура выполняется руками взрослых, поэтому удобнее использовать флосетты. Для того, чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается по отношению к ребенку «на 12 часах», укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

4)Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

 

Для основной гигиены полости  рта младших школьников применяют  среднежесткие щетки, фторсодержащие детские или взрослые пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты). Усвоенные ребенком элементы метода KAI постепенно трансформируют в более эффективные элементы метода Марталлера.

 

И в этом возрасте значительная часть детей все еще не имеет  ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной степени  ответственности для того, чтобы  выполнять эту процедуру абсолютно  самостоятельно: родители должны постоянно  поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и  качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

 

Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями.

5)Гигиена полости рта подростков 10-14 лет

 

Основными средствами для  гигиены полости рта подростков являются среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые фторсодержащие пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!); обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг.

 

Психический и физический уровень развития подростка принципиально  позволяет ему качественно выполнять  чистку зубов щеткой по методу Марталлера и ручной флоссинг, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи — в том числе и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые моляры, чистка которых представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

 

Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, так как наличие в полости рта съемного, а особенно несъемного аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых или малопучковых щеток, ершиков, флоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

6)Гигиена  полости рта молодых людей  15-18 лет 

 

Юноши и девушки с нормальным психическим и физическим здоровьем  в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого  среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы.

 

Роль родителей в гигиене  полости рта этих детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической  самопомощи подросшего ребенка.

7)Гигиена  полости рта взрослых и пожилых  людей 

 

Основными средствами ухода  за полостью рта взрослого человека являются зубная щетка и зубная паста, средства для чистки межпроксимальных поверхностей. Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

 

При выборе предметов, средств  и методов для механического  контроля зубных отложений у пожилых  людей обращают внимание на выраженность рецессии десны (оголенные корни  требуют использования атравматичных щеток и низкоабразивных паст методами Басса, Стилмана или Чартера, зияющие амбразуры — применения зубочисток, ершиков и т. д.), адекватность саливации (при ксеростомии избегают применять средства гигиены, содержащие спирт и ПАВ), на возможности самообслуживания (обсуждают возможности применения электрической щетки для самопомощи или ухода за зубами пожилого человека при помощи членов семьи). Для повышения эффективности контроля зубных отложений активно используют средства химического контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8)Обучение гигиене полости рта

 

Стоматолог должен обучить  педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической  профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для  того, чтобы эти работники могли  формировать у детей соответствующие  здоровые оральные привычки.

 

Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих  их возрастным особенностям: занятия  проходят в игровой форме, с элементами состязательности, информация подается небольшими фрагментами в течение  цикла занятий. Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый  элемент несколько раз повторяют  «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка.

 

Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем  и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые  к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка. В результате к шести  годам ребенок должен усвоить, что:

после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы  ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;

зубы нужно чистить  щеткой и пастой 2 раза в день: после  завтрака и перед ночным сном;

у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;

зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени  года — новая щетка);

зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;

перед чисткой зубов нужно  вымыть руки с мылом, прополоскать рот;

чистую щетку нужно  смочить водой, нанести на нее  немного детской пасты (объемом  с горошину) и размазать пасту  по зубам, стараясь ничего не глотать;

щеткой нужно вычистить  все зубы со всех сторон правильными  движениями, стараясь в это время  не глотать слюну, а выплевывать  ее;

закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой  и умыться;

чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом  и поставить ее в стакан вверх  головкой.

Обучение детей 7-10 лет 

 

Обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей проводят как на стоматологическом приеме, так и в школе. Необходимо помнить  об активной роли родителей в гигиене  полости рта младших школьников и поэтому организовывать обучение не только и не столько ребенка, сколько  всей семьи, четко указывая на возможности  и обязанности детей и взрослых.

 

В школьной программе предусматриваются  часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводят стоматолог, гигиенист или обученная  ими медсестра школы. Беседа может  быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов — возле умывальников при входе в столовую, или в  стоматологическом кабинете, или  в специально оборудованном кабинете профилактики.

 

Для учеников младшей школы  проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные  вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи. На практической части урока гигиены  взрослый должен оценить качество щеток  и паст, принесенных детьми из дома, мягко посоветовать замену (ни в  коем случае не давать при этом повода для насмешек одноклассников над  детьми, не имеющими хороших средств  гигиены!).

 

Проводят окрашивание  зубных отложений, их демонстрацию в  зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. Взрослый наблюдает  за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. По истечении 2—3 мин чистки зубов  и полоскания полости рта, проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.

Обучение детей 11—14 лет 

 

Обучение детей 11—14 лет  и подростков следует проводить  в стоматологическом кабинете в  присутствии их родителей, с указанием  на конкретные субъективные и объективные  гигиенические проблемы ребенка, требующие  активного вмешательства взрослых.

 

Родители должны помнить  о том, что интересы подростка  неустойчивы, ему необходимы постоянные психологическая поддержка и  контроль. Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый  уровень знаний и навыков аудитории  по этому вопросу.

 

Это можно сделать путем  предварительного осмотра детей  или с помощью анкетирования: анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед  с той или иной группой.

 

Практические уроки гигиены  в школе лучше проводить в  небольших однополых группах  или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной  осторожностью и искренней заинтересованностью  не только в стоматологическом, но и  в душевном благополучии ребенка.

Обучение взрослых

 

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями  каждого пациента. Мотивация к  уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной  и групповой профилактической работы, практическое обучение - только в индивидуальном порядке.

Информация о работе Эфективность гигиены полости рта