Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Научный анализ распространенности нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний среди работников умственного труда свидетельствует, что сама по себе напряженная умственная деятельность, не осложненная отрицательными эмоциями, неблагоприятного влияния на организм человека не оказывает. При относительно спокойном, регламентированном (как правило, без дефицита времени), интеллектуальном труде конструкторов сердечно-сосудистая заболеваемость низкая. Наиболее эмоционально напряженным в условиях современного производства является труд руководящих работников, у которых заболевания гипертонией и ишемической болезнью сердца достигают 40—50% и возникают в относительно более молодом возрасте.

Содержание

Питание работников умственного труда
Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда…………………………………………….….2
Значение и нормирование пищевых веществ в питании работников умственного труда…………………………………………………………..….6
Значение и нормирование витаминов, минералов и балластных веществ в питании работников умственного труда………………………….9
Режим питания и особенности разработки рационов питания для работников умственного труда ………………………………..…………….13
Питание детей и подростков
. Характеристика функциональных особенностей организма детей и подростков различных возрастных периодов……………………………...15
. Значение и нормирование пищевых веществ (белки, жиры и углеводы) в питании детей и подростков…………………………………18
Значение и нормирование витаминов и минеральных веществ в питании детей и подростков ………………………………………………..22
. Режим питания и особенности разработки рационов питания для детей и подростков…………………………………………………………..25
. Физиологические особенности организации питания в школа обычного типа……………………………………………………………..…28
. Физиологические особенности организации питания в школах- интернатах …………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_1.docx

— 79.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рекомендуемое суточное потребление минеральных веществ для детей и подростков

Возраст, лет

Минеральные вещества, мг

Ca

P

Mg

Fe

6

1200

1450

300

15

7–10

1100

1650

250

18

11–13 (мальчики)

1200

1800

350

18

11–13 (девочки)

1100

1650

300

18

14–17 (юноши)

1200

1800

300

18

14–17 (девушки)

1100

1650

300

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим питания  и особенности разработки рационов питания для детей и подростков       

 У детей и подростков в  школьный период  наблюдаются  интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко  в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников  должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей.

В настоящее время в  состоянии здоровья школьников преобладает  увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников стали чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.

Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.

Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме этого, регулярное питание, соблюдение режима питания- это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Поэтому, при организации школьного питания лучше ориентироваться на принципы здорового питания.

Рацион должен быть сбалансирован  не только по основным общеизвестным белкам, жирам, углеводам, но и по витаминному составу и содержанию макро и микроэлементов.

Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. При составлении рациона питания для учащихся  необходимо правильно распределить продукты и калорийность блюд в течение суток: завтрак - 25%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 25%, причем в первую половину дня лучше предлагать продукты, наиболее богатые белком, а на ужин, в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания детей должен быть максимально разнообразным, питательным, аппетитным. Одни и те же блюда не  должны повторяться в течение дня, а в течение недели - не более 2-3 раз.   Завтрак  для школьников должен быть обязательным, Желательно предлагать утром  горячее блюдо (творожная запеканка, молочная каша или мясное блюдо), содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий  для покрытия предстоящих расходов энергии. Обед должен состоять из первого горячего блюда, мясного или рыбного  блюда с гарниром, лучше из овощей. Нельзя забывать и о необходимости свежих  овощных салатов. На ужин детям лучше предлагать легкие молочно – растительные блюда, молочные или  овощные.

Примерное 3-дневное меню для детей школьного возраста

 

1-й день  

2-й день

3-й день 

Завтрак

Яичница с колбасой

Салат капустный

Кофе  с молоком

Хлеб  с маслом

Свежие  фрукты

Молочная каша

Тертая морковь

Кофе с молоком

Хлеб с маслом и сыром

Свежие фрукты

Ленивые вареники

Помидор или огурец

Чай с молоком

Чай с молоком

Хлеб с маслом

Свежие фрукты

Второй завтрак 

Каша  пшенная с тыквой

Салат морковно-яблочный

Молоко

Котлета с картофельным пюре

Свежий огурец с зеленым луком

Кефир

Рыбный рулет  с тушеными овощами

Икра баклажанная  с зеленым луком

Кефир

Обед

Тертая  редька со сметаной

Куриный бульон с клецками

Курица  с рисом

Свежие  фрукты, отвар шиповника

Салат из свежей капусты

Суп молочный с  вермишелью

Жареная рыба с овощным гарниром

Фруктовый сок

Сельдь с отварной свеклой

Щи кислые с  бобами

Бефстроганов  с гарниром (картофелем, макаронами, гречкой)

Компот

Ужин

Творожная запеканка

Тертая  морковь

Молоко  или кефир

Свежие  фрукты

Овощное рагу

Яйцо «в мешочек»

Молоко или  кефир

Свежие фрукты

Молочная каша

Омлет с яблоками

Молоко или  кефир

Свежие  фрукты


Способ приготовления  пищи также оказывает влияние  на здоровье. В питании детей необходимо использовать те способы приготовления пищи, при которых не требуется большого количества масла, жира, соли, сахара (это отваривание, запекание, тушение).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физиологические особенности организации питания  в школа обычного типа

В школьном возрасте интенсивно развивается интеллект и мышление ребенка, значительно увеличивается  двигательная активность, которая обусловлена как естественной потребностью, так и спортивными занятиями, производственным обучением, усиливающими энергетический обмен.

При составлении рациона  школьников необходимо использовать такие  продукты, как молоко и молочные продукты, мясо, рыбу, яйца, которые  школьник должен получать ежедневно. Весьма полезны субпродукты, продукты моря. Следует также максимально использовать разнообразный ассортимент круп, овощей, плодов.

В зимне-весенний период года, когда количество витамина С в продуктах заметно снижается, необходимо дополнительно вводить синтетическую аскорбиновую кислоту до 75 мг/сут в составе первых, сладких блюд и напитков. Для удовлетворения потребности в витамине А в рацион детей следует ежедневно включать морковь или другие источники b-каротина, которые должны потребляться с жирами.

В меню завтрака, который должен обеспечить 20–25 % энергетической ценности суточного рациона, следует обязательно включать одно горячее блюдо (например, омлет или сосиски с картофелем, сырники, мясная котлета с капустой и т. д.) и горячий напиток (чай, кофе с молоком), а также хлеб пшеничный с маслом.

На второй завтрак или, соответственно, полдник, обеспечивающий 10–15 % суточной энергетической ценности рациона, рекомендуют давать молочные и молочнокислые продукты, соки с мякотью, какао, выпечные изделия.

Обед должен обеспечить 35–40 % суточной потребности в энергия и состоять из четырех блюд: салата, первого (разнообразные супы), второго (мясные, рыбные, яичные, творожные блюда с гарниром) и третьего (сладкие блюда, напитки).

В состав ужина следует включать легкоусвояемые блюда в основном из яиц, молочных продуктов или рыбы. Его пищевая ценность должна обеспечить 20–25 % суточной энергетической ценности рациона. Ужинать необходимо за 1,5–2 ч до сна.

Если школьники учатся в первую смену, то они завтракают дома, а в школе получают второй завтрак и обед. Учащиеся, посещающие школу во вторую смену, завтракают и  обедают дома, а в школе получают полдник.

Школьные столовые должны работать строго по плановому меню, которое разрабатывают на неделю или декаду. Меню составляют с учетом доли суточной потребности детского организма в пищевых веществах и других компонентах продуктов, которую нужно обеспечить за время пребывания в школе. Блюда не должны повторяться в течение 4–5 дней. Если в качестве первого блюда планируют овощные супы, то на второе – лучше предусмотреть мясное или рыбное блюдо или запеканку из творога с молочным соусом. Молочный суп следует сочетать с овощными, крупяными или мучными блюдами. Разнообразие пищи можно обеспечить соответствующим подбором гарниров, которые дополняют питательную ценность и вкус основных блюд.

Для школьников старшего возраста следует увеличить порцию тех  блюд, которые являются источником белков и других ценных пищевых веществ  или дополнительно отпускать  порционно соответствующие продукты (сыр, яйца, колбасу, молоко).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физиологические особенности организации питания  в школах- интернатах

Сеть интернатных учреждений предусматривает обучение, воспитание и оздоровление детей школьного возраста. В общем режиме для учащихся школ-интернатов большое значение уделяют организации рационального, сбалансированного питания, соответствующего возрастным физиологическим потребностям в основных питательных веществах и энергии.

Одним из требований рационального  питания являются правильная организация и соблюдение режима приема пищи. В школах-интернатах для здоровых детей рекомендуется 4-разовое питание, для диспансерной группы — 5-разовое. Режим питания должен согласовываться с режимом дня и учетом расписания занятий: завтрак — 8.00—8.30, обед — 13.00—13.30, полдник — 16.30—17.00, ужин — 19.30—20.00, или завтрак — 7.30—8.00, второй завтрак — 11.30—12.00, обед— 15.00— 15.30, ужин— 19.00—19.30.

Каждый прием пищи по энергетичности и химическому составу должен отвечать требованиям рационального питания. Завтрак и ужин должны составлять по 20—25 % суточной энергетичности рациона, обед — 35, второй завтрак и полдник—по 10—15 %.

Для обеспечения детей  разнообразным полноценным питанием необходимо составить примерно 1- или 2-недельное меню на зимне-весенний и летне-осенний периоды года. На его основании подают на базы предварительные ежеквартальные заявки на продукты питания. Регулярно один раз в 2—3 дня делают периодическую  заявку (заказ) в целях коррекции.

Разнообразия питания  достигают не только за счет ассортимента продуктов, но и широкого выбора блюд, приготовленных из этих продуктов. Так, из мяса можно приготовить котлеты, бефстроганов, гуляш, биточки, зразы; из творога — вареники, сырники, запеканки, ватрушки и пр. Разнообразить можно овощные и крупяные блюда.

В зависимости от сезона года, наличия продуктов меню можно  изменять. Необходимо следить за тем, чтобы дети 
всегда получали достаточное количество свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. При отсутствии одних продуктов их заменяют другими, равноценными по химическому составу. Это делают в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов.

Меню составляют на две  возрастные группы (7—10 и 11— 17 лет) единое с дифференцированным выходом блюд. Начинают с обеда, затем переходят  к завтраку и ужину. В последнюю  очередь предусматривают блюда  на второй завтрак и полдник.

На обед готовят первое жидкое горячее блюдо — борщ, суп, рассольник, свекольник, бульон и  пр. Второе блюдо обычно мясное или  рыбное с гарниром. Готовят котлеты, гуляш, биточки, зразы, бефстроганов, голубцы, рыбу тушеную, отварную, на пару и т.д., 1—2 раза в неделю — блюда из субпродуктов. Гарниры лучше делать комбинированные. На третье подают компот, кисель, соки. В летне-осенний период хорошо дать на десерт свежие фрукты, ягоды, арбуз, дыню. К первым блюдам рекомендуются чеснок, лук репчатый или зеленый, ко вторым — салаты, свежие или квашеные овощи.

На первый завтрак желательно готовить салаты, горячее мясное или  рыбное блюда, каши, вермишель с молоком  или маслом, яйца и горячий напиток  — чай, кофе с молоком, какао, на ужин — блюда из творога, рыбы, яиц, изредка  и в небольших количествах  мясные (отварные сосиски, сардельки, вареная  колбаса), а также гарниры из овощей, картофеля, салаты из свежих овощей. В качестве напитка дают чай с молоком, молоко, кефир. На второй завтрак и полдник рекомендуются стакан кефира или молока с булкой либо яблоко с печеньем, фрукты, компот.

При составлении меню следует  правильно сочетать различные блюда. Так, к борщу, свекольнику, овощному супу на второе готовят гарниры из круп и макаронных изделий или  их комбинируют с овощами. К супам  с крупой либо вермишелью, на второе в качестве гарнира используют блюда  из различных овощей или из их сочетаний  с картофелем. На гарнир к мясным и рыбным блюдам лучше подавать различные  овощи и картофель, к курам  — рис или картофельное пюре. Полезны комбинированные гарниры  из овощей и круп, макаронных изделий. Составляя меню, обращают внимание на то, чтобы дети не получали два раза в день блюда из одних и тех же продуктов, например, на завтрак — кашу, а на ужин — крупяные котлеты.

Ежедневное употребление свежих овощей, фруктов, ягод и зелени в течение летне-осеннего периода  обеспечивает организм определенными  запасами витаминовой необходимым  количеством минеральных веществ.

Информация о работе Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда