Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Научный анализ распространенности нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний среди работников умственного труда свидетельствует, что сама по себе напряженная умственная деятельность, не осложненная отрицательными эмоциями, неблагоприятного влияния на организм человека не оказывает. При относительно спокойном, регламентированном (как правило, без дефицита времени), интеллектуальном труде конструкторов сердечно-сосудистая заболеваемость низкая. Наиболее эмоционально напряженным в условиях современного производства является труд руководящих работников, у которых заболевания гипертонией и ишемической болезнью сердца достигают 40—50% и возникают в относительно более молодом возрасте.

Содержание

Питание работников умственного труда
Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда…………………………………………….….2
Значение и нормирование пищевых веществ в питании работников умственного труда…………………………………………………………..….6
Значение и нормирование витаминов, минералов и балластных веществ в питании работников умственного труда………………………….9
Режим питания и особенности разработки рационов питания для работников умственного труда ………………………………..…………….13
Питание детей и подростков
. Характеристика функциональных особенностей организма детей и подростков различных возрастных периодов……………………………...15
. Значение и нормирование пищевых веществ (белки, жиры и углеводы) в питании детей и подростков…………………………………18
Значение и нормирование витаминов и минеральных веществ в питании детей и подростков ………………………………………………..22
. Режим питания и особенности разработки рационов питания для детей и подростков…………………………………………………………..25
. Физиологические особенности организации питания в школа обычного типа……………………………………………………………..…28
. Физиологические особенности организации питания в школах- интернатах …………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_1.docx

— 79.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Значение и  нормирование витаминов, минералов  и балластных веществ в питании  работников умственного труда

Витамины – это группа химически различных веществ, имеющих  ряд общих свойств: не образуются в организме человека или образуются в недостаточном количестве, поэтому  относятся к незаменимым химическим веществам; биологически активные вещества, регулирующие обмен веществ и  разносторонне влияющие на жизнедеятельность  организма; активны в очень малых  количествах; при недостатке их в  организме возникают авитаминозы  – резкое истощение запасов витаминов  и гиповитаминозы – та или иная степень снижения обеспеченности витаминами.

Витамин С (аскорбиновая кислота): участвует в обмене некоторых аминокислот, способствуя образованию гормонов – норадреналина, серотонина, а также особого белка, который имеет прямое отношение к иммунитету. Кроме того, витамин С влияет на качество крови: во-первых, присутствие аскорбиновой кислоты в крови оказывает защитное действие на гемоглобин, препятствуя его окислению; во-вторых, этот витамин помогает поддерживать резерв железа в организме – аскорбиновая кислота способствует превращению трехвалентного железа в двухвалентное, которое легче усваивается организмом. Витамин С также участвует в обмене холестерина, нормализуя его уровень в крови. Организм человека способен усвоить только ограниченное количество витамина, обычно 2-3 г в сутки. Избыточные количества сразу выводятся почками в неизмененном состоянии. Минимальная суточная доза витамина С для здорового человека – примерно 30 мг в день. Особенно высока концентрация витамина С в свежих фруктах, овощах или ягодах: шиповнике, зеленом горошке, черной смородине, красном перце, ягодах облепихи, брюссельской капусте. Следующие по ценности источники витамина C– красная и цветная капуста, клубника, ягоды рябины. Семена и зерна высших растений лишены витамина С, однако с первых дней прорастания в них появляется аскорбиновая кислота, поэтому пророщенные злаки тоже очень полезны.

Витамин В1(тиамин): играет важную роль в процессах метаболизма углеводов и жиров. Вещество необходимо для нормального протекания процессов роста и развития и помогает поддерживать надлежащую работу сердца, нервной и пищеварительной систем. Витамин не запасается в организме и не обладает токсическими свойствами. Основные количества витамина человек получает с растительной пищей: горох, фасоль, шпинат, соя, дрожжи, пшеничный хлеб из муки грубого помола. Из животных продуктов: печень, почки, мозг, говядина, свинина. Витамин также синтезируется некоторыми видами бактерий, составляющих микрофлору толстого кишечника.  Взрослому человеку необходимо не менее 1,4-2,4 мг.

Витамин В2(рибофлавин): регулирует важнейшие этапы обмена веществ. Он улучшает остроту зрения, положительно влияет на нервную систему, на деятельность печени. Особенно богаты им печень, мясо, рыба, гречневая крупа, молочные продукты. Суточная потребность в витамине 2-2,5мг.

Витамин РР(ниацин): входит в состав ферментов, участвующих в клеточном дыхании и обмене белков, регулирующих высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Используется для профилактики и лечения пеллагры, заболеваний желудочно-кишечного тракта, вяло заживающих ран и язв, атеросклероза. Основными источниками витамина РР служат мясо, печень, почки, яйца, молоко. Содержится витамин PP также в хлебных изделиях из муки грубого помола, в крупах (особенно гречневой), бобовых, присутствует в грибах. Суточная потребность в витамине РР взрослого человека составляет 14-18 мг. Витамин РР может синтезироваться в организме человека из незаменимой аминокислоты триптофана, входящей в состав белков.

Витамин В6(пиридоксин): участвует в обмене белков, жиров, холестерина и углеводов, нормалезующе влияет на функции печени. Он необходим для усвоения организмом  аминокислот и незаменимых жирных кислот. Его много в мясе, печени, некоторых видах рыбы, яйцах, крупах, бобовых, картофеле.  Суточная потребность в витамине 2-2,5мг.

Витамин В12(кобаламин): необходим для нормального кроветворения, он участвует в жировом обмене и усвоении аминокислот. Источником витамина являются животные продукты. Суточная потребность 0,003мг.

Витамин А участвует в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, функции клеточных и субклеточных мембран, играет важную роль в формировании костей и зубов, а также жировых отложений; необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения.  Издавна известно благотворное влияние витамина А на зрение. Витамин А необходим для нормального функционирования иммунной системы и является неотъемлемой частью процесса борьбы с инфекцией. Витамин А защищает от простуд, гриппа и инфекций дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочевых путей. Витамин А необходим для поддержания и восстановления эпителиальных тканей, из которых состоят кожа и слизистые покровы. Богаты витамином - морковь, тыква, сладкий перец, шпинат, брокколи, зеленый лук, зелень петрушки, рыбий жир, печень, икра,сливочное масло, соя, горох, персики, абрикосы, яблоки, арбуз, дыня, шиповник. Суточная потребность – 1мг.

Витамин D регулирует обмен кальция и фосфора, способствуя их всасыванию из кишечника и отложению в костях. Поступает в организм с животными продуктами. Суточная доза витамина – 0,0025 мг.

Витамин Е предохраняет от окисления жирные кислоты мембран клеток, стимулирует деятельность мышц, влияет на функцию половых желез. Им богаты растительные масла. Суточная потребность 12-15мг.

Минеральные вещества участвуют во всех биохимических процессах, протекающих в организме, являются необходимым компонентом всех органов и тканей. К минеральным веществам относятся кальций, фосфорэ, магний, калий, натрий, хлор, сера, а также микроэлементы – железо, медь, цинк, йод, фтор, марганец, селен, которые содержаться в организме в очень малых количествах.

Все необходимые минеральные  вещества наш организм получает только с пищей, поэтому они являются незаменимыми компонентами питания. При  недостатке тех или иных минеральных  веществ возникают различные  расстройства здоровья. К примеру, различные  нарушения деятельности центральной  нервной системы могут вызываться недостатком натрия, кальция, калия, фосфора, хлора, брома; дефицит йода приводит к снижению функций щитовидной железы и развитию зобной болезни.

В свою очередь избыток  некоторых минеральных веществ  также вреден для здоровья. Минеральными веществами богаты многие продукты как животного, так и растительного происхождения, однако в очень многих растительных продуктах содержание микроэлементов плохо сбалансировано. В продуктах же животного происхождения сбалансированность минеральных веществ гораздо лучше. В самом оптимальном сочетании микроэлементы содержатся в молоке и в молочных продуктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим питания  и особенности разработки рационов питания для работников умственного  труда

Энергозатраты работников умственного труда меньше, чем у людей, занятых физическим трудом, и составляют около 2400 ... 2500 ккал в сутки, что наряду с необходимостью полноценного питания предъявляет определенные требования к составу рациона и режиму питания. Велика нагрузка на психо-эмоциональную сферу работников, что может вызвать неблагоприятные сдвиги в деятельности центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, в процессах обмена веществ. Это приводит к развитию утомляемости и снижению работоспособности. Усиливается выделение адреналина, кортикостероидов, повышается содержание в крови холестерина, триглицеридов, глюкозы. Наряду с недостаточностью физической нагрузки это способствует развитию атеросклероза. Интенсивная деятельность нервных клеток вызывает увеличение расходования белков и водорастворимых витаминов, в связи с чем потребность в витаминах С и группы В повышается на 25—30 %.

Общую калорийность рациона целесообразно  покрывать следующим образом: за счет углеводов — 1300 ... 1400 ккал, за счет жиров — 650 ... 700 и за счет белков — 400 ... 450 ккал, что соответствует примерно содержанию в рационе 100 ... 115 г белков, 70 ... 80 г жиров и 300 ... 350 г углеводов.

Основными источниками полноценных белков должны быть продукты животного происхождения. На их долю должно приходиться 50 ... 60 %, желательно, чтобы примерно половину из них составляли молочные белки. Не следует включать в питание копченые колбасы, мясо должно быть нежирным, рыба — нежирной и несоленой. Половину потребности в жирах следует удовлетворять за счет сливочного и растительного масел (поровну). Нужно ограничивать продукты, богатые холестерином. Хлеб целесообразно использовать преимущественно черный (если нет противопоказаний). Вследствие невысоких энергетических затрат на долю сахара должно приходиться не более 15% общего количества углеводов (60 ... 70 г/сут), а на долю сложных углеводов — не менее 70 ... 80 %.

С учетом большой нагрузки на органы зрения важное значение имеет снабжение  рациона источниками витамина А и b-каротина (молоко, сыры, рыбий жир, яичный желток, морковь, перец сладкий, горошек зеленый, ягоды облепихи, плода шиповника, абрикосы, хурма, печень).

Для регуляции  обмена холестерина и профилактики атеросклероза необходимо включать в рацион питания источники липотропных веществ: гречневую и овсяную крупу, свежую зелень, овощи, фрукты, морскую капусту, мясо, пасту «Океан».С целью профилактики ожирения следует ограничить потребление таких высококалорийных продуктов, как конфеты, шоколад, печенье, пирожные, хлебобулочные изделия из муки высшего и первого сорта. Для увеличения содержания кальция в рацион следует включать такие его источники, как сыры и творог.

Поваренная  соль способствует задержке в организме  воды и продуктов обмена, поэтому  следует ограничивать ее количество или потреблять продукты — источники  калия, улучшающие выведение этих веществ (картофель, салат, тыква, кабачки, свекла, овсяная крупа, сухофрукты, особенно изюм, курага).

Наряду  с источниками пищевых веществ  в рационы лиц умственного  труда должно быть включено достаточное  количество пищевых волокон. Людям, занятым умственным трудом, следует  питаться 4—5 раз в сутки. При этом основную калорийность рациона следует  реализовать в первой половине дня.

Рацион  питания должен иметь антисклеротическую, липотропную и антистрессорную направленность для оптимизации обмена жиров, снижения уровня холестерина в крови, обеспечения оптимальных условий для нормального функционирования нервной системы.

 

 

 

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  И ПОДРОСТКОВ

Характеристика  функциональных особенностей организма  детей и подростков различных  возрастных периодов

В гармоничном развитии ребёнка, среди многих других факторов, ведущее  место занимает сбалансированное питание.

Существует схема возрастной периодизации. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I:  новорожденный—1—10 дней;

II:  грудной возраст—10 дней—1 год;

III:  раннее детство—1—3 года;

IV:  первое детство—4—7 лет;

V:  второе детство—8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки;

VI:  подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII:  юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

У детей школьного возраста продолжаются процессы, характерные  для растущего организма; происходит увеличение мышечной ткани, скелета, других органов и тканей, формируются вторичные половые признаки, развивается интеллект.

За десять лет рост детей  увеличивается на 40–50 см, масса тела – более чем на 30 кг. Однако изменение  размеров тела и его формы осуществляется неравномерно. Это связано со сложной перестройкой обмена веществ, функции отдельных органов и систем у детей и подростков.

В школьном возрасте происходят существенные изменения в обмене веществ. До 10 лет жировой обмен у мальчиков и девочек протекает одинаково, а затем в возрасте 14–15 лет у девочек увеличивается отложение жира в подкожную клетчатку, у мальчиков же жир в основном расходуется на восполнение энергетических затрат. К 14–15 годам происходит интенсивное увеличение мышечной ткани и силы мышц – главным образом у девочек. У мальчиков этот процесс заканчивается позже. Потребность в углеводах у мальчиков-подростков выше, чем у девочек.

В период полового созревания высок уровень минерального обмена, обусловливающий рост скелета. У подростков увеличивается функциональная нагрузка на все органы и системы и прежде всего на центральную нервную систему, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы.

Информация о работе Характеристика физиологических особенностей организма работников умственного труда