Физиология эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

Действительно, эмоции пронизывают всю нашу жизнь от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают наши многочисленные потребности и разные формы их удовлетворения, практически все наше поведение. Все наши поступки связаны с ощущениями самих себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому из нас надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей нас среды, а также — предвидеть эти воздействия. Наше благосостояние и различные недомогания также, определяются эмоциональными ощущениями.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.docx

— 33.81 Кб (Скачать файл)

Функции эмоций

Рассмотрение биологического значения эмоций позволяет выделить следующие функции эмоций.

1. Отражательно-оценочная  функция, так как эмоция есть  отражение мозгом человека и  животных какой-либо актуальной  потребности (ее качества и  величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на  основе генетического и ранее  приобретенного индивидуального  опыта.

2. Регуляторные функции.  К ним относится целый комплекс: 1) переключающая  функция  2) подкрепляющая, 3) компенсаторная (замещающая) функции.

Переключающая функция. Эмоция есть активное состояние специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (отрицательная эмоция) или максимизации (положительная) этого состояния. Поскольку  положительная эмоция свидетельствует  о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция особенно ярко проявляется в процессе конкуренции  мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Например, в борьбе между инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать  этическим нормам субъект переживает борьбу между страхом и чувством долга и стыдом.

Подкрепляющая функция - частная  разновидность переключающей функции. Эта функция состоит в облегчении (при положительных эмоциях) и  затруднении (при отрицательных) в  образовании условных рефлексов (особенно инструментальных).

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций состоит в том, что эмоциональное напряжение обеспечивает гипермобилизацию вегетативных функций  организма в процессе поведенческого акта. « Целесообразность этой избыточности мобилизации ресурсов закреплена в  процессе естественного отбора с  целью обеспечить лучшим образом  напряженную деятельность организма (например, в борьбе или бегстве).

Происхождение эмоций

Теория Джеймса-Ланге. Казалось бы, всякий, увидев перед собой раскрытую  пасть льва, сначала осознает, что  ему «страшно», и лишь потом ощутит вегетативное возбуждение, сопровождающее чувство страха. Но не случалось  ли вам, сидя вечером у себя дома за книгой, вдруг почувствовать, как  что-то движется возле вас? И хотя вы, вероятно, не вполне уверены в  том, что именно вы видели и видели ли вообще что-нибудь, сердце ваше учащенно забьется, а во рту станет сухо. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший  на мгновение после напугавшего  его события, сначала замечает, что  сердце его колотится и во рту  пересохло, а уже затем делает вывод: «До чего же я испугался!»  В сущности, теория эта предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений  в собственном организме. Иными  словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим» (James, 1884).

 Центральная теория

Периферическую теорию опроверг Ч.Шеррингтон, противопоставив ей центральную  теорию происхождения эмоций. При  перерезке блуждающих нервов и спинного мозга, устранявших сигналы от внутренних органов, эмоции не исчезали. Оказалось, что при разных, противоположных эмоциях вегетативные реакции однонаправлены.

Центральная теория подтверждена впоследствии многими другими. Установлена  связь эмоций с кортико-таламо-лимбико-ретикулярными  структурами мозга (Бехтерев, Кеннон, Барт, Линдсли, Пайпец и др.). Так, при  раздражении ядер миндалины у  человека возникают состояния страха, гнева, ярости, иногда - удовольствия. Стимуляция перегородки, как правило, сопровождается эйфорией, наслаждением, сексуальным  возбуждением, общим подъемом настроения. При раздражении переднего и  заднего отделов гипоталамуса наблюдаются  реакции тревоги и ярости, а  при стимуляции среднего отдела - реакции  гнева и сексуального возбуждения. Декортицированные кошки не способны к целенаправленному эмоционально-приспособительному поведению. Поражение лобных долей  у человека ведет к эмоциональной  тупости или растормаживанию  низших эмоций и влечений и подавлению эмоций высшего типа, связанных с  целенаправленной деятельностью, социальными  отношениями и творчеством. Конкретные эмоции нельзя связать с функцией ограниченного круга мозговых структур, так как каждая из них имеет  отношение и к положительным, и к отрицательным эмоциональным  состояниям.

Таким образом, в настоящее  время не существует единой общепринятой научной теории эмоций, а также  точных данных о том, в каких центрах  и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный  субстрат. Возможно, в развитии и  дифференцировке эмоций участвуют  все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область  среднего мозга и лобные области  коры. В пользу этого свидетельствует  тот факт, что при опухолях и  воспалительных заболеваниях этих структур эмоциональное поведение больного изменяется. С другой стороны, осторожное стереотаксическое разрушение небольших  их участков может привести к улучшению  состояния больных или излечению  больных, страдающих такими невыносимыми и не поддающимися консервативному  лечению психическими страданиями, как обсессивный невроз, ненасытное половое влечение, депрессия и  т.д. (удаляют переднюю часть поясной  извилины, пояс, свод, пути от лобных долей  коры и ядра таламуса, гипоталамуса и миндалины).

Развитие физиологии показало правильность центрального происхождения  эмоций. Однако необходимо указать, что  в порядке обратной афферентации периферические стимулы влияют на эмоциональную  сферу. Например, нарушение кровообращения миокарда прк спазме коронарных сосудов  часто сопровождается страхом смерти.

Понятие об эмоциогенных зонах  мозга

В подтверждение правильности центральной теории обнаружены эмоциогенные зоны мозга в связи с открытием  Дж.Олдсом и П.Милнером феномена внутримозгового  самораздражения. Крысы получали возможность, нажимая на педали, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать  через вживленные электроды различные  отделы мозга. Если электрод располагался в положительной эмоциональной  структуре - в области медиального  пучка переднего мозга (зоны "удовольствия", "награды", "поощрения"), то самораздражение  многократно повторялось (до 7000 в 1 час), при этом в течение уже нескольких минут вырабатывались инструментальные условные рефлексы. Наоборот, если электрод был вживлен в зоны "наказания" (перивентрикулярные отделы промежуточного и среднего мозга), то животное всячески избегало его раздражения. "Зоны награды" находятся в тесном соседстве  с мотивационными структурами мозга, раздражение которых вызывает возникновение  той или иной потребности, например, голода или жажды, а затем - поведения, направленного на ее удовлетворение. При увеличении силы раздражения животные переходили к реализации самораздражения. Мотивационные "точки" могут совпадать с эмоциогенными и могут с ними различаться. Организму свойственно единство мотивационно-эмоционального поведения, развившегося в онтогенезе как результат формирования сложных условно-рефлекторных стереотипных реакций, наиболее целесообразных для приспособления в конкретной обстановке.

 

Системные механизмы эмоций

Теория функциональных систем, предложенная П. К. Анохиным, существенно  меняет отношение исследователя  к проблеме эмоций. В развитии рефлекторной теории, которая останавливается  на отраженном действии, с точки  зрения теории функциональных систем, любой поведенческий акт должен быть прослежен и доведен до его  полезного для субъекта приспособительного результата.

С точки зрения приспособительных  реакций животных эмоциональные  состояния должны рассматриваться  в отрезке поведенческой деятельности, включающем доминирующую потребность  и ее удовлетворение, в так называемом «кванте» поведения (рис. 1). В этом отрезке  поведенческой деятельности эмоции, как указывалось выше, определяют субъективную оценку потребности, предвидение  свойств погребного результата и, наконец  — оценку действия на организм подкрепляющих  раздражений.

П. К. Анохиным разработаны  представления о системной архитектонике  центральных механизмов поведенческих  актов любой степени сложности. Системные механизмы поведенческого акта включают следующие узловые  стадии: афферентный синтез, принятие решения, предвидение будущего результата (акцептор результата действия), эфферентный  синтез, действие, результат действия на его оценку с помощью обратной афферентации. Согласно теории функциональных систем эмоции пронизывают практически  все стадии центральной архитектуры  целенаправленных поведенческих актов.

С позиций теории функциональных систем, эмоциональная окраска определяется не только внешними стимулами, но прежде всего, мотивом и результатом  поведенческой деятельности, точнее отношением субъекта к доминирующей потребности и достигнутому результату. В случае достижения потребного приспособительного результата возникает эмоция положительного качества, биологический и социальный смысл которой — санкционировать  успех поиска. В случае отсутствия достижения приспособительного результата на основе ориентировочно-исследовательской  реакции нарастает общая отрицательная  эмоция неудовлетворенности, которая  позволяет субъекту преодолевать препятствия  или строить другие формы результативной деятельности. При длительном отсутствии возможности достижения потребного результата возникает эмоциональный  стресс. На основе предшествующих удовлетворений ведущих биологических и социальных потребностей эмоции все в большей  степени включаются в формирование аппарата предвидения потребного результата, определяя формирование эмоционально окрашенной «цели». Эмоции, следовательно, существенно зависят и от обучения.

Таким образом, с точки  зрения системного подхода эмоции не могут рассматриваться в отрыве от системных механизмов поведения. В этом плане следует говорить о системной организации эмоций.

Роль моноаминерг ических  систем мозга

Моноаминергические системы - норадренергическая (расположенная  отдельными группами в продолговатом  мозгу и мосту, особенно в голубом  пятне), дофаминергическая (локализующаяся в среднем мозгу -латеральная  область черной субстанции) и серотонинергическая (ядра срединного шва продолговатого мозга) - участвуют в общей регуляции  поведения человека и животных, иннервируя практически все отделы мозга  в составе медиального пучка  переднего мозга.

Оказалось, что участки  самораздражения мозга практически  полностью совпадают с зонами иннервации катехоламинергических  нейронов. Нередко зоны "вознаграждения" совпадают с расположением моноаминергических нейронов. Перерезка медиального  пучка переднего мозга или  химическое разрушение катехоламинергических  нейронов приводит либо к ослаблению, либо к исчезновению самораздражения. Не исключено, что в этих феноменах  катехоламины играют роль не медиаторов, а нейромодуляторов. Изучение влияния  психотропных средств на больных  психическими заболеваниями показали, что в случаях состояния тревоги, напряженности и раздражительности  их лечебное действие опосредуется снижением  метаболизма серотонина, в случае шизофрении (1% населения) - блокадой дофаминчувствительных  рецепторов, а в случае депрессий  различного происхождения (15-30% населения) - через потенцирование синаптического действия норадреналина и серотонина.

Эмоциональный стресс и его  значение в развитии соматических заболеваний  и неврозов

•Эмоциональный стресс - состояние, к которому приводит ситуация, характеризующаяся конфликтом между  потребностями и возможностями  их удовлетворения.

Эмоциональный стресс имеет  приспособительное значение - мобилизации  защитных сил, направленных на преодоление  конфликта. Невозможность его разрешения приводит к длительному застойному эмоциональному возбуждению, проявляющемуся в нарушении мотивационно-эмоциональной  сферы и в различных соматических заболеваниях: ишемической болезни  сердца, гипертензии, язвообразовании, дисфункции эндокринной системы. Происходят также глубокие изменения баланса  нейромедиаторов и нейропептидов.

У человека эмоциональный  стресс чаще всего развивается в  результате социальных конфликтов, что  можно моделировать на животных. Так, у изолированного вожака обезьян, способного наблюдать, как меняются иерархические  изменения в отношениях между  ранее подчинявшимися ему животными, развивается гипертензия и инфаркт  миокарда. На животных чистых генетических линий показано, что степень устойчивости к стрессам у них различна и  определяется генотипом. Устойчивые к  стрессу (линии Вистар) на раздражение  отрицательных эмоциогенных зон  отвечают прессорно-депрессорными  реакциями, тогда как неустойчивые (линии Август) - только прессорными  реакциями.

Оказалось, что эмоциональный  стресс играет важнейшую роль в развитии неврозов - переходных функциональных заболеваний психо¬генной природы: истерии, навязчивых состояний и  неврастении. Их возникновение и  форма неврозов определяются взаимодействием  психотравмирующих ситуаций и исходными  характеристиками личности.

И.П.Павлов исследовал и ввел понятие экспериментальных неврозов. Он сделал вывод, что они возникают  в зависимости от силы, подвижности  и уравновешенности процессов возбуждения  и торможения. Эти параметры затем  легли в основу классификации  ВНД Павлова. Легче всего неврозы  возникают при слабости и неуравновешенности этих процессов. Т.о., Павлов рассматривал неврозы как следствие слабости нервной системы.

Современные исследования показали, что неврозы, несмотря на их функциональный характер, связаны с реактивными  и дегенеративными изменениями  в структурах головного мозга  эмоциогенного характера (ретикулярной формации, лимбической системы, лобных отделов коры), с нарушением баланса  катехоламинов и ацетилхолина в  крови, расстройствами эмоциональной  памяти. В частности, в основе алкоголизма  и наркомании и других фобий лежит  утрата эмоциональной памяти.

Информация о работе Физиология эмоций