Физиология коры больших полушарии головного мозга человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:54, реферат

Краткое описание

Цель данной работы рассказать о физиологии больших полушарий головного мозга и зависимости функциональной деятельности человека от асимметрии больших полушарий, а также познакомиться с физиологическими механизмами эмоций, их классификацией и компонентами.

Содержание

1. Введение.
2. Общая информация о коре больших полушарий.
3. Строение коры.
4. Ассоциативные зоны и локализация полей.
5. Значение различных участков коры полушарий головного мозга.
6. Морфологические основы локализации функции в коре головного мозга.
7. Биоэлектрическая активность головного мозга.
8. Функциональная ассиметрия головного мозга.
9. Физиологические механизмы эмоции и нейроанатомические субстраты эмоций.
10. Классификации эмоций. Компоненты эмоций.
11. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга.
12. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

физиология мозга.docx

— 138.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

9. Физиологические  механизмы эмоции и нейроанатомические  субстраты эмоций.

Эмоции возникли в процессе эволюции человека, и им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций организма, стремлений и удовлетворении потребностей человека.

Объяснение природы эмоциональных явлений всегда интересовало мыслителей и ученых начиная с древнейших времен. В античной философии, например, эмоциональные процессы и явления рассматривали как особый вид познания.

Широкую известность получила теория, объясняющая происхождение эмоций, их связь с органическими процессами, предложенная почти в одно и то же время американским психологом У. Джемсом и датским ученым К. Ланге. В историю науки она и вошла под двойным названием как теория Джемса – Ланге.

Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в голове человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Сначала, согласно теории Джемса – Ланге, должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция.

Разница, которая впоследствии обнаружилась во взглядах У. Джемса и К. Ланге, была небольшой. У. Джеймс полагал, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающих факторов-стимулов, а эмоция есть не что иное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен. К. Ланге же считал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторах кровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия, а эмоции появляются затем как отражение произошедших в них изменений.

Суть концепции Джемса – Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически изображена на рис. 4 (см. Приложение 5).

Концепция происхождения эмоций Джемса – Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном, который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций. Кроме того, внутренние органические структуры, в частности кровеносные сосуды, с изменениями которых К. Ланге связывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и очень медленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то они появляются как субъективные состояния почти мгновенно при возникновении эмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своими изменениями реагирует организм.

Самым сильным из возражений У. Кеннона против теории Джемса – Ланге явилось следующее: искусственно вызываемые у человека специальными средствами органические изменения, те самые, существованию которых У. Джемс и К. Ланге приписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. Но даже в том случае, когда в условиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания все же возникают, субъективно ни воспринимаются совершенно иначе, чем те, которые появляются в естественных условиях.

В результате У. Кеннон предложил альтернативную теорию происхождения эмоций, схематически представленную на рис. 5 (см. Приложение 5).

У. Кеннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические переживания порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником – эмоциогенным центром, по мнению У. Кеннона, - является таламус, играющий важную роль в регулировании основных органических процессов и передающих импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головного мозга и обратно.

Высказанные У. Кенноном положения были развиты далее многими физиологами: П. Бардом, Л. Фестингером, свою лепту добавил С. Шехтер, С. Симонов.

 

 

10. Классификации  эмоций. Компоненты эмоций.

Эмоции – потрясаю, волную, от emotion (франц. слово) и emoveo (лат. слово).

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п.

Функции эмоций

Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий.

Побудительная – проявляется в определении направления поиска, способного удовлетворить решение задачи.

Подкрепляющая – проявляется в том, что события вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются.

Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Приспособительная – связана с возможностью организма эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Коммуникативная – проявляется в передаче своих переживаний другим людям, информировании их о своем отношении.

Виды эмоций

В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребности выделяют: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные) и нейтральные эмоции.

В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулирует деятельность) и астенические (связанные с пассивностью, скованностью).

Формы протекания эмоциональных состояний

Чувственный тон – эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Аффект – сильное кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождается ослаблением сознательного контроля.

Стресс – эмоциональное состояние напряжения в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.

Страсть - сильное стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда приметна.

 

11. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга.

1. Удаление отдельных  участков коры оперативным путем (экстирпация).

2. Метод раздражения электрическими, химическими и температурными  раздражителями.

3. Метод отведения биопотенциалов  и регистрации электрической  активности зон коры или отдельных  нейронов, ЭЭГ.

4. Классический метод  условных рефлексов.

5. Клинический метод изучения  функций у людей с поражениями  коры мозга.

6. Техника сканирования, например ядерно-магнитный резонанс  и позитрон - эмиссионная  томография. Пользуясь этими методами, наблюдая за притоком крови к определенным областям мозга во время мыслительных процессов, исследователи установили какие именно участки коры помогают слышать слова, видеть слова и произносить слова.

7. Метод тепловизионного исследования позволил уточнить гипотезу о том, что, несмотря на сложную структуру коры, можно увидеть изображение на ее поверхности. Эту гипотезу выдвинули ученые Института ВНД и нейрофизиологии. Сотрудники Института радиотехники и электроники АН РФ гипотезу подтвердили. Тепловизор с чувствительностью в сотые доли градуса передавал в компьютер термокарты коры головного мозга белой крысы со скоростью 25 кадров в секунду. Крысе показывали изображения геометрических фигур. На дисплее эти фигуры четко просматривались на поверхности коры мозга. Первичное изображение, попадающее на сетчатку, преобразуется рецепторами в импульсы и вновь восстанавливается в коре как на экране.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) является распространенным методом исследования мозга. Ритм электрических колебаний соответствует тому или иному функциональному состоянию мозга.

Активное бодрствование сопровождает (бета)-ритм с частотой 14-100 колебаний в секунду.

В покое с закрытыми глазами наблюдается (альфа)- ритм с частотой 8 – 13 колебаний в секунду.

Во время глубокого сна регистрируется (дельта)- ритм с частотой 0,5-3 колебаний в секунду.

В состоянии неглубокого сна наблюдается 2(тета) - ритм с частотой 4-7 колебаний в секунду.

Ээг позволяет объективно оценить подвижность, распространенность и взаимоотношения в коре процессов возбуждения и торможения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Список используемой  литературы.

1.  Лит.: Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. СПб., 2003; Sperry R.W. Hemispheric Disconnection and Unity in Conscious Awareness // American Psychologist. 1968. Vol. 23. P. 723—733; Kolb В., Whishaw I.Q. Fundamentals of Human Neuropsychology. San Francisco, 1990.

2. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2005. — 128 с.

3. М.Г.Привес, Н.К.Лысенков, В.И.Бушкович.  «Анатомия           

человека».

4. Н.А.Фомин  «Физиология человека».

5. А.А.Маркосян  «Физиология».

6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М.: Академия, 1999, 438 с.

7. http://flogiston.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Физиология коры больших полушарии головного мозга человека