Анализ рынка противоязвенных препаратов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки привлекает к себе внимание ученых многих стран мира и по праву считается заболеванием ХХI века. По статистическим данным, язвой желудка болеют от трех до восемнадцати человек на одну тысячу населения. Группа риска язвы желудка - люди, живущие в большом городе, работающие в офисах и подвергающиеся стрессу. Ситуацию могут усугубить вредные привычки, неправильное питание - жирная, соленая, острая пища; наследственная склонность и другие неблагоприятные факторы.

Вложенные файлы: 1 файл

гаунов азамат.docx

— 201.16 Кб (Скачать файл)

1 Введение


В настоящее время проблема язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки привлекает к себе внимание ученых многих стран мира и по праву считается заболеванием ХХI века. По статистическим данным, язвой желудка болеют от трех до восемнадцати человек на одну тысячу населения. Группа риска язвы желудка - люди, живущие в большом городе, работающие в офисах и подвергающиеся стрессу. Ситуацию могут усугубить вредные привычки, неправильное питание - жирная, соленая, острая пища; наследственная склонность и другие неблагоприятные факторы.                                                                                                                                       

Для улучшения ситуации в системе здравоохранения и ее последующей модернизации с 2006 г. реализуется Национальный приоритетный проект «Здоровье». Ведущая цель проекта - повышение доступности и качества медицинской помощи населению. В этой связи, актуальное значение приобретает совершенствование лекарственного обеспечения антацидными и противоязвенными лекарственными препаратами (ЛП), ключевым фактором которого в современной экономической среде становится эффективное взаимодействие всех участников фармацевтического рынка. Проблема взаимодействия наиболее полно и всесторонне может быть рассмотрена с позиций институциональной экономической теории, которые позволяют изучить структуру, процессы, типы взаимодействия основных участников системы обращения ЛП, выявить и проанализировать возникающие проблемы и, связанные с ними институциональные изменения.  
 
      Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (ЯБДК) относится к числу наиболее часто встречающихся заболеваний желудочно-кишечного тракта, а выбор адекватных схем ее лечения - к разряду самых актуальных проблем современной гастроэнтерологии.

ЯБДК представляет собой социально значимое хроническое заболевание во многих странах мира. Ее общественное значение заключается в том, что при регулярных обострениях больной утрачивает способность к полноценной работе, что связано с болью, диспепсией, невротизацией в течение 3-4 недель. Затем больной долгое время пребывает в астеноипохондрическом или астеновегетативном состоянии, также приводящим к снижению трудоспособности.

Патогенез язвенной болезни и других болезней желудка и кишечника ведет к развитию деструктивных процессов, имеющих тенденцию к прогрессивному развитию от эрозий до глубоких язв. Поэтому большое внимание уделяется лечению заболеваний пищеварительного тракта, что связано с объективными причинами:

· увеличение общего числа больных с нарушениями функций пищеварения;

· разнообразные нарушения питания;

· растущая заболеваемость аллергическими болезнями, среди которых широко распространены пищевая аллергия, аллергия на ЛС различных фармакологических групп.

Подтверждением этому является и то, что самым крупным сегментом мирового фармацевтического рынка в 2005 г. стал сегмент противоязвенных средств (26,7 млрд долл. США).

На сегодняшний день в аптечной сети представлено большое количество лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний. Основными средствами являются традиционные антацидные препараты неорганического происхождения и антисекреторные средства. Действие современных лекарственных препаратов направлено в основном на снижение кислотности желудочного сока. Антисекреторные препараты уменьшают кислотность путем торможения синтеза соляной кислоты. К их числу относятся представители трех важных групп: ингибиторы протонной помпы (ИПП), блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов и М-холиноблокаторы (неселективные препараты — атропин, платифиллин и др., селективные в отношении желудка — М1-холиноблокатор пирензепин).

В соответствии с вышесказанным потребности фармакологического рынка в этих препаратах постоянно растут.

Цель данной работы проанализировать рынок противоязвенных препаратов и антацидов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть особенности фармацевтического рынка России в целом;                                                                                               

2 . Рассмотреть виды противоязвенных препаратов и     антацидов, выявить препараты, наибольшего потребления среди данного вида ЛС;

3 . Изучить потребление противоязвенных препаратов и антацидов в России.

4 . Проанализировать продажи противоязвенных препаратов и антацидов за последний период.                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 Теоретическая часть


ГЛАВА 1 . Особенности фармацевтического рынка России

Фармацевтический рынок – часть рынка потребительских товаров и услуг, где в качестве товаров выступают лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Российское лекарственное обеспечение в 2000-2005гг. претерпевало трудности, характерные для государств с экономикой переходного типа: нерациональное использование лекарств, их неудовлетворительное качество, ограниченная доступность для многих потребителей в связи с высокой стоимостью при устойчивом росте заболеваемости по многим классам болезней. Как и вся система национального здравоохранения, российская система лекарственного обеспечения функционировала в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Такое положение дел с лекарственным обеспечением напрямую было взаимосвязано с общим состоянием фармацевтической отрасли. Несмотря на значительные ежегодные темпы роста, объем рынка, по-прежнему, оставался мал для страны с таким большим населением. С ростом рынка среднедушевое потребление ЛС в России имело тенденцию к увеличению. В 2001 г. оно составляло 27,5$, в 2005 г. - 58$. (16)

В настоящее время Российский фармацевтический рынок является одним из наиболее динамично развивающихся. По темпам роста он находится на первом месте среди других фармацевтических рынков. По ассортиментным группам Российский рынок состоит из 90% дженериков. Он мало инвестирован. В 2007г. – емкость около 14 млрд.$ (10 место в мире), в 2008г. – 18.4 млрд.$.

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий розничный рынок составляет примерно 70% всего объема фармацевтического рынка России. Более 20% всех аптечных продаж приходится на Москву.

Объем коммерческого рынка готовых ЛС в ценах закупки аптек в апреле 2009 г. упал на 12,6% по сравнению с мартом 2009 г. и составил 18,1 млрд. руб. (с НДС), что на 26% больше, чем в апреле 2009г. За 4 месяца 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года коммерческий рынок лекарств вырос на 33% в рублёвом выражении. Такой подъём в первую очередь обусловлен ростом цен. В апреле темпы роста рынка замедляются. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в апреле по сравнению с мартом практически не изменилась и составила 58,27 руб. Структура рынка по ценовым категориям в апреле 2009 года по сравнению с мартом 2009 года изменилась в пользу сегмента препаратов от 500 руб. Наиболее емкими остаются сегменты препаратов с ценой от 50 до 150 руб. за упаковку (27,6% рынка) и от 150 до 500 руб. за упаковку (40,3%). Впервые за последние 2 года сегмент с ценой до 50 рублей практически не изменился по доле (ранее он только падал).

В апреле 2009 года большинство препаратов продающихся на рынке являлись отечественными (65% натурального объема рынка), однако вследствие того, что препараты отечественного производства значительно дешевле импортных, то в стоимостном выражении они занимают 24%. Коммерческий сегмент рынка в апреле 2009 года представлен на 54% рецептурными препаратами и на 46% безрецептурными.

Рейтинг фирм по стоимостному объему продаж возглавляет компания Фармстандарт, на втором месте — Sanofi-Aventis, на третьем месте — Berlin-Chemie /A.Menarini/. Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом показала компания Gedeon Richter (+45%).

ТОП торговых наименований ЛС по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам марта 2009 г. возглавляет противовирусный препарат: Арбидол (0,96%); на втором месте Эссенциале (0,87%) и третьем месте Актовегин (0,83%). Объем российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в апреле по сравнению с мартом упал на 10,7% и составил 1,14 млрд. руб. По сравнению с апрелем 2008 года стоимостный объем текущего периода вырос на 14,1%. Прирост рынка БАД ниже, чем прирост коммерческого сегмента готовых ЛС.

Среди АТС-групп 1-го уровня по объему продаж в стоимостном выражении лидирует группа "Пищеварительный тракт и обмен веществ" (А), составляя пятую часть аптечных продаж. В группу входят препараты - витамины, гепатопротекторы, противодиарейные средства, антациды, противоязвенные ЛС. Наибольший прирост объема продаж (17%) демонстрирует группа "Костно-мышечная система" (М) за счет увеличения продаж препаратов Мовалис, Нимесил, Вольтарен, Кетонал. Уменьшились продажи в группе "Диагностические препараты" (T) (-18%). (37)

На протяжении всего рассматриваемого периода увеличиваются продажи (в стоимостном выражении) препаратов ценовых категорий выше 3 EUR. Это связано с повышением уровня благосостояния потребителей и соответственно со смещением потребительских предпочтений в сторону более дорогих препаратов: за 2008 г. выросли продажи многих препаратов ценовой категории выше 10 EUR, в которую входят оригинальные и инновационные ЛС: Мовалис (прирост продаж 64%), Мексидол (31%), Алфлутоп (51%), Предуктал (15%), Бетасерк (21%), Меридиа (20%). (38

                                                                                                                                                                                           ГЛАВА 2 . Анализ рынка противоязвенных препаратов и антацидов

1.1 Анализ сегмента рынка  и доля предприятия на рынке

Заболевания органов пищеварения всегда привлекали внимание врачей по причине своей значительной распространенности. Однако из большого числа болезней данной группы особое социальное и медицинское значение имеет ЯБДК, поскольку по частоте она превышает всю другую патологию желудочно-кишечного тракта. По данным мировой статистики, язвенная болезнь распространена примерно у 5-10% взрослого населения. Соответственно в России лечение требуется 5,6-11,2 млн. человек и с каждым годом это количество возрастает. Вследствие этого можно сказать, что рынок препаратов от язвы желудка только растет и ненасыщен, несмотря на конкуренцию.

Медикаментозное лечение язвенной болезни включает в себя две основные фармацевтические группы - антациды и противоязвенные препараты. Сравнительно недавно против язвенной болезни стали использовать антибиотики, чтобы избавиться от главной ее причины - бактерии Helicobacter pylori.

Антациды нейтрализуют соляную кислоту, входящую в состав желудочного сока. Эти лекарственные препараты содержат магний, алюминий, кальций, а также их сочетания. Противоязвенные средства воздействуют угнетающим образом на механизмы секреции соляной кислоты. Среди противоязвенных препаратов выделяются блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, простагландины, ингибиторы протонного насоса.

Объем фармрынка противоязвенных препаратов в России в 2009 г. увеличился на 12,7% по сравнению с 2008 г. (рис. 1) и достиг 37 913 млн. долларов США. Растет и количество назначений висмута трикалия дицитрата  (Де-Нола) - прирост 4% по сравнению с 2008 г. (см. рис. 2). Заметно снижение продаж у препаратов группы простагландинов Е1 (-48,1%) и у сукральфата (-6,1%).

ИПП представлены 4 препаратами: омепразолом рабепразолом эзомепразолом и ланзопразолом <Наибольший объем продаж у омепразола, на его долю приходится 73% объема продаж ИПП, что составляет 15,9 млн долларов США (табл. 1, рис. 3). Основной представитель - Омез (фирма "Dr. Ready's"), объем продаж которого среди всех препаратов омепразола составляет 73% (см. табл. 1).

Рисунок 1 - Объем рынка противоязвенных средств в РФ в денежном (доллары США) и процентном выражении в 2008 (а) и 2009 г. (б)

"AstraZeneca"); ланзопразола - Ланзап (фирма "Dr. Reddy's"; см. табл. 1). В целом эти 4 препарата занимают 80% объема всего рынка ИПП в  денежном выражении.

Н2-блокаторы представлены 2 препаратами: ранитидином и фамотидином Наибольший объем продаж у ранитидина - 54% объема продаж Н2-блокаторов в денежном выражении, что составляет 5,8 млн долларов США (табл. 2; см. рис. 3). Представлен он в основном дженериками; объем продаж оригинального ранитидина - Зантак (фирма "GSK Pharmaceuticals") составляет всего 6% от всех Н2-блокаторов. Основной представитель фамотидина - Квамател (фирма "Gedeon Richter"), на который приходится 52% от объема продаж всех препаратов фамотидина (см. табл. 2). По сравнению с 2008 г. объем продаж фамотидина вырос на 2% в отличие от ранитидина. Основной представитель рабепразола Париет  (фирма "Janssen-Cilag"); эзомепразола - Нексиум (фирма

Висмута трикалия дицитрат представлен препаратом Де-Нол (фирма "Yamanouchi Europe"). Его объем продаж в 2009 г достиг 4,1 млн долларов США (см. рис. 1).

Сукральфат представлен препаратом Вентер (фирмы "Акрихин", "KRKA" и "Вектор"). Наибольшие объемы продаж у Вентера производства "Акрихин" (72%). Объем продаж сукральфата неуклонно падает и в 2009 г. составил около 1 млн долларов США (см. рис. 1), снижение объема продаж составляет 6,1% в год (см. рис. 2).

Препараты из группы простагландинов Е1 представлены мизопростолом. Представитель класса - Сайтотек (фирма "Pharmacia N.V.S.А."). Его объем продаж в 2009 г. снизился до 145,5 тыс. долларов США (см. рис. 1), при этом потеряв 48,1% (см. рис. 2).

Рисунок 2 - Тенденции рынка противоязвенных средств в РФ, 2008-2009 гг

Антациды Так как ранее широко применяемые антацидные препараты сегодня рассматривают лишь как вспомогательные средства, принимаемые "по требованию" для самостоятельной коррекции больным ряда диспепсических симптомов (симптоматическая терапия), возникающих в том числе и при проведении основного, базового антихеликобактерного лечения.

Таким образом, основными средствами терапии ЯБДК в РФ остаются омепразол (Омез фирмы Dr. Reddy's) и ранитидин (много дженериков, поэтому для дальнейших расчетов возьмем оригинальный Зантак фирмы "GSK Pharmaceuticals"), висмута трикалия дицитрат (Де-Нол фирмы "Yamanouchi Europe").

 

Таблица 1. Объем рынка ИПП (в долларах США), 2008-2009 гг.

МНН

2008 г.

2009 г.

% изменения 

Основной препарат на рынке

2009 г.

% от МНН 

Омепразол

12 900 269

15 986 292

24

Омез, "Dr. Reddy`s"

11 669 667

73

Рабепразол

3 009 352

4 325 470

44

Париет, "Janssen-Cilag"

4 325 470

100

Эзомепразол

968 565

1 283 267

32

Нексиум, "AstraZeneca"

1 283 267

100

Лансопразол

197 120

175 324

-11

Ланзап, "Dr. Reddy`s"

152 683

87

Итого

17 075 306

21 770 353

27

Всего .

17 431 087

80

Информация о работе Анализ рынка противоязвенных препаратов