Алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Проблема исследования обусловлена тем, что даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Алкоголизм – социальная угроза…………………………………………...…5
1.1 Понятие и стадии алкоголизма……………………………………………5
1.2 Причины алкоголизма и особенности проблемы…………………..……8
2. Пути решения проблем алкоголизма……………………………………...…13
2.1. Профилактика и социально-психологическая работа…………………13
2.2. Блок социальной реабилитации……………………………………...…16
3. Собственное социологическое исследование………………………………22
3.1 Обоснование метода диагностики………………………….…..……….22
3.2 Анализ результатов социологической анкеты……………………....…23
Заключение………………………………………………………………………30
Библиографический список……………………………………………….……32
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Суть принципа культуросообразности заключается в максимальном использовании и воспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.

В целях реабилитации и адаптации социальные работники используют материальную и духовную культуру, развивают творческие способности и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип гуманности для социальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей гуманистической психологии. Ученые этого направления утверждают, главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.

Следующим мы рассмотрим специальные принципы.

Первый принцип последовательности мероприятий по социальной реабилитации состоит из шести этапов:

1) Диагностический этап: Он заключается а анализе проблем конкретного человека, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур.

2) Прогностический этап. Он включает в себя постановку конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание системы мер, структур, методик; а также прогнозирование ожидаемых положительных, а возможно и негативных последствий.

3) Организационный этап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленных на достижение поставленных службой целей.

4) Практический этап. Этап реализации новых технологий, отслеживание процесса, корректировка реализуемой технологии, контрольные срезы.

5) Обобщающий этап. Обработка данных, полученных результатов, их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов деятельности.

6) Внедренческий этап. Распространение новых методик, направленная организация опыта по реализации разработанного другими работниками службы.

Второй принцип приоритета индивидуально-личностного подхода  в решении проблем реабилитации и адаптации.

Он подразумевает осуществление  процесса реабилитации с учетом индивидуально-личностных особенностей человека. Гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия помогают человеку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные и корректировать слабые стороны.

Третий принцип приоритета участия. Он рассматривается в двух планах.

В широком плане - это помощь в любой затруднительной ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, в узком - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании окружающего мира.

Реализация этого принципа имеет два механизма.

Первый механизм формирования называется «снизу вверх». Он заключается в том, что в специально организованных работниками службы реабилитации и адаптации условиях жизнедеятельности избирательно актуализируются положительные побуждения, которые затем постепенно переходят в устойчивые положительные мотивационные образования.

Второй механизм («сверху  вниз») заключается в усвоении побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу работника службы должны у него сформироваться, и которые сам человек должен превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Четвертый принцип защитно-охранительных  мер на создание условий для развития личности с внутренней саморегуляцией и самоконтролем.

Из психологических  исследований известно, что мотив  деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. При некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Данное направление для практических работников службы является основополагающим.

Пятый принцип ориентации на помощь семье как традиционному  эффективному институту социализации личности.

Исходя из данного  принципа работники службы социальной реабилитации и адаптации стараются развивать у родных и близких черты воспитателей, помощников. В связи с этой целью можно выделить две основные задачи: это накопление необходимых, в том числе педагогических, знаний родными реабилитируемого и их самовоспитание, саморазвитие.

Шестой принцип своевременности  подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тот момент, когда в дальнейшем можно осуществлять целенаправленную педагогическую помощь. Для своевременной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения клиента необходима правильная диагностика как особенностей такого, так и причин его отклонения.

Методы и методики диагностики сегодня достаточно распространены: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование и т.д.

Своевременно и правильно  поставленный диагноз - важнейшее условие  успеха реабилитационной paбoты.

Реализация вышеперечисленных  принципов позволяет вести реабилитационную работу в таких службах наиболее эффективно.

 

3.  Собственное социологическое  исследование

 

3.1 Обоснование метода диагностики


 

С целью выявления  факторов, влияющих на возникновение алкоголизма, мы провели экспериментальное исследование с использованием метода социологического опроса в форме анкетирования.

Социологический опрос  выступил в качестве сбора первичной  информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.

 Цель анкетирования - определить:

1) Отношение опрашиваемых  к алкогольным напиткам и их употреблению, алкоголизму, больным, страдающим алкогольной зависимостью;

2) Формы провождения свободного времени, организация досуга;

3) Взаимоотношение респондентов с окружающими их людьми (семья, близкие, друзья, противоположный пол);

4) Степень осведомленности граждан о лечении, борьбе и профилактике алкоголизма.

По теме «Социологический анализ алкоголизма» проведено исследование в форме  анкетирования. Исследование было проведено  в декабре 2012 года в городе Абакане. Анкета состоит из 42 вопросов5. Опрос проводился анонимно. В проведенном социологическом исследовании приняли участие 30 человек. Из них  13 человек - мужчины в возрасте от 20 до 47 лет и 17 человек - женщины в возрасте от 19 до 45 лет. Люди, принявшие участие в исследовании, с разным уровнем образования, с разной профессиональной квалификацией.

Гипотеза данной работы такова - основными причинами возникновения алкоголизма являются социальные причины и наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы, что мы и попытаемся доказать.

 

3.2 Анализ результатов социологической анкеты

 

Результаты социологического опроса показали, что 38% опрошенных высказали негативное отношение к алкоголю, из них 26% определили алкоголь как яд, отравляющий организм человека и 12% - как слабость для ненормальных людей. Средством для расслабления и отдыха алкоголь считают 38% опрошенных и 24% видят в нем, прежде всего получение удовольствия. Отношение опрашиваемых к алкоголизму показало, что большинство респондентов рассматривают алкоголизм как болезнь - 49%. Как к дурной, вредной привычке относятся к алкоголизму 32% респондентов, 16% определили алкоголизм как «увлечение спиртными напитками», и лишь 3% опрошенных считают алкоголизм обычной привычкой, не хуже остальных.

Отрицательное отношение к людям, страдающим алкогольной зависимостью высказали 34% опрашиваемых, в том числе считая их людьми пропащими, без стимула в жизни (25%) и опасными для окружающих (9%).

Согласных с утверждением, что человек, страдающий алкогольной зависимостью это больной человек, нуждающийся в лечении, оказалось 42% от общего числа респондентов. 24% опрашиваемых считают алкоголика человеком, настроение и самочувствие которого зависит от принятия алкоголя.

 Как людей безответственных, легкомысленных охарактеризовали  их 35% опрошенных, раздражительных,  неуравновешенных - 21%, заторможенных,  замкнутых - 34%. и только 10% опрошенных считают алкоголиков людьми веселыми и общительными.

85% респондентов согласны с тем,  что алкоголь оказывает пагубное  влияние на организм, отрицают это 13% и не знают о влиянии алкоголя на организм человека всего 2% опрошенных.

71% опрошенных считают, что употребление  плохо сказывается на развитии будущего потомства, 17% утверждают, что это никак не повлияет на развитие ребенка и 12% не знают, что произойдет в случае, если родители будущего ребенка будут употреблять алкогольные напитки.

Из общего числа респондентов 38% согласны с тем, что алкоголь отрицательно влияет на умственные способности человека, а 44% считают, что принятие алкоголя снижает производительность труда. 33% опрошенных отрицают влияние алкоголя на умственные способности человека, 26% считают, что факт принятия алкоголя снижает производительность труда лишь в незначительной степени, а 21% опрошенных вообще отрицают его влияние в этой сфере.

Самой уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, опрошенные считают подростков (47% респондентов). 28% респондентов считают самой уязвимой категорией женщин, и 25% - мужчин. Между тем, только 3% из общего числа опрошенных вообще не употребляли спиртные напитки.

24% респондентов считают алкоголь  обязательным атрибутом любого праздника, 50% считают его необязательным, но иногда возможным, и 26% опрошенных не видят в нем особой необходимости. Предпочтение крепким спиртным напиткам (водка, коньяк) отдают 20% респондентов, более слабым напиткам (вино, пиво) - 30% и в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков - 50% опрошенных.

На вопрос «как часто на Ваш взгляд человек может употреблять алкогольные напитки?» 39% опрошенных ответили, что 1-2 раза в месяц, по праздникам, 30% считают, что употреблять алкоголь можно 1 раз в неделю, по выходным, 23% считают употребление алкоголя возможным 2 раз в полгода, 7% респондентов считают, что употреблять алкоголь возможно хоть каждый день, по желанию, и лишь 1% опрошенных считают, что употребление алкоголя вообще недопустимо.

Впервые интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения у 42% опрошенных, чтобы не быть «белой вороной» в копании, впервые употребили алкоголь 40% респондентов, попробовали алкоголь по примеру друзей, родственников старшего возраста 18% респондентов.

В детстве (в возрасте до 14 лет) попробовали  алкоголь 8% респондентов, в юном возрасте (от 15 до 18 лет) попробовали спиртное 44% опрошенных, 35% опрошенных впервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года и только 13% попробовали алкоголь после 21 года.

Человек употребляет спиртные напитки, чтобы быть как все, быть «своим» в компании ровесников - так считают 65% опрошенных, от скуки, безделья - 16%, хочется казаться взрослым - 11 %, хочется выделиться в компании - 8%.

 Постепенно, все чаще люди начинают употреблять алкогольные напитки в соответствии с традициями, принятыми в обществе - 48%, из-за непонимания людей и отчуждения - 21 %, как средство избавления от стресса и напряжения - 24% и только 7% считают спиртные напитки жизненной необходимостью.

Причиной употребления спиртных напитков 33% опрошенных считают влияние окружающей среды (чтобы быть как все, для свободного общения), немаловажным здесь является и то, что люди связывают принятие спиртного с получением удовольствия - 25% (что возможно ассоциируется с различными праздниками, юбилеями и т.д.). Сюда можно добавить опять же влияние различных стрессовых ситуаций - 24% и неумение организовать свой досуг (от скуки, безделья) -18%.

Факторами, способствующими возникновению  алкоголизма считают: отсутствие силы воли, слабохарактерность - 46% , влияние ближайшего окружения - 32%,наследственный фактор - 22%.

Большое значение развитию алкоголизма  приписывается неумению организовать свой досуг или отсутствию такой возможности - 57% . Очень значительными в этом вопросе являются экономическая и политическая нестабильность, так считают 31 % опрошенных (процессы, происходящие в стране 51% охарактеризовали как негативные, 36% как переходные и всего 13% как положительные).

 Влиянию старшего поколения  в формировании алкогольной зависимости отдали свои голоса 12%.С тем, что доступность спиртных напитков влияет на общую алкоголизацию страны согласны 35% респондентов, 51% считает, что все зависит от самого человека и доступность алкоголя не играет важного значения.

В вопросах провождения свободного времени и организации досуга, которым отдают большое значение в причинах распространения алкоголизма, процентное соотношение распределилось следующим образом.  На вопрос «хватает ли Вам свободного времени?» 56% ответили «не всегда», 32% ответили «да, вполне» и 12% тех, у кого «абсолютно нет свободного времени». 45% опрошенных предпочитают проводить свободное время дома, в окружении близких, 29% - в одиночестве, 16% - вне дома, 10% - в шумной компании. При этом предпочтение отдается следующим занятиям: чтению, просмотру телевизионных передач - 47%, просто отдыху -24%, хождению в гости -15%, занятиям спортом, хобби -14%.Из всего количества опрошенных за последние полгода посещали кафе, бары, рестораны 21 %, 16% - ходили в театр, музеи, кинотеатры, 7% - побывали на дискотеках, различных шоу-программах и 56% ничего не посещали.

Далее я рассмотрю вопрос отношения с окружающими (семья, близкие, друзья, противоположный пол).

Информация о работе Алкоголизм