Алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Проблема исследования обусловлена тем, что даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Алкоголизм – социальная угроза…………………………………………...…5
1.1 Понятие и стадии алкоголизма……………………………………………5
1.2 Причины алкоголизма и особенности проблемы…………………..……8
2. Пути решения проблем алкоголизма……………………………………...…13
2.1. Профилактика и социально-психологическая работа…………………13
2.2. Блок социальной реабилитации……………………………………...…16
3. Собственное социологическое исследование………………………………22
3.1 Обоснование метода диагностики………………………….…..……….22
3.2 Анализ результатов социологической анкеты……………………....…23
Заключение………………………………………………………………………30
Библиографический список……………………………………………….……32
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Алкоголизм может развиться как под воздействием внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся особенности  воспитания и проживания человека, традиции региона, стрессовые ситуации. Внутренние факторы представлены генетической предрасположенностью к развитию алкоголизма. На данный момент существование такой предрасположенности не составляет сомнения. У членов семьи больных алкоголизмом риск развития этой патологии примерно в 7 раз выше, чем у людей, в чьих семьях не было алкоголиков. В связи с этим выделяют алкоголизм двух типов:

Алкоголизм I типа развивается под  влиянием как внешних, так и внутренних (генетических факторов). Этот тип заболевания  характеризуется ранним началом (молодой  или подростковый возраст), развивается  только у мужчин и протекает тяжело.

Алкоголизм II типа развивается сугубо в силу генетической предрасположенности человека к данному типу заболевания и, в отличие от алкоголизма I-го типа, начинается позже и не сопровождается агрессивным поведением и криминальными наклонностями больных. Попадая в организм, этиловый спирт стимулирует выделение эндогенных опиоидных веществ – группа гормонов пептидной природы, ответственная за формирование чувства удовлетворенности и легкости. Голландские ученые из Маастрихтского университета обнаружили генетическую мутацию, вызывающую склонность к алкоголизму. Мутация затрагивает ген, кодирующий структуру мюопиоидного рецептора клеток, реагирующего на бета-эндорфин (опиоидный гормон человека контролирующий поведенческие реакции связанные с чувством удовлетворенности). Этот момент является основным в процессе формирования психической зависимости от алкоголя. В большинстве случаев употребление алкоголя преследует такие цели как: избавление от грусти и уход от насущных проблем, облегчение общения с людьми, приобретение уверенности в себе. Хроническое потребление алкоголя формирует картину хронического отравления с нарушением функции всех жизненно важных органов3. Классификация алкоголизма:

Наиболее простая доступная  классификация алкоголизма, составленная в соответствии с количеством потребляемого алкоголя и наличием признаков хронического алкоголизма включает следующие группы лиц: лица не употребляющие спиртного, группы лиц умеренно потребляющие алкоголь и группы лиц, злоупотребляющие алкоголем. Эта классификация отражает и некоторые эволюционные аспекты алкоголизма, как патологии. Потребление алкоголя изменяется со временем от умеренного до хронического злоупотребления, что в свою очередь становится причиной возникновения так называемого хронического алкоголизма – патологического состояния, характеризующегося выраженной алкогольной зависимостью и наличием признаков поражения внутренних органов. Для хронического алкоголизма характерны признаки психических и соматических нарушений вызванных хроническим злоупотреблением алкоголем. Наиболее яркими проявлениями этого состояния являются изменение чувствительности к алкоголю, исчезновение защитных реакций организма при потреблении большого количества спиртного (например, рвота), патологическая тяга к нахождению в состоянии алкогольного опьянения, развитие абстинентного синдрома после прекращения потребления спиртных напитков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути решения проблем алкоголизма

 

2.1 Профилактика и социально-психологическая работа.

 

Рассмотрим основные принципы профилактики и социально-психологической работы с больными, страдающими алкогольной зависимостью.

Профилактика4 – это система комплексных – государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психоло-педагогических и психо-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания, на всемерное укрепление здоровья населения.

Все профилактические мероприятия  можно подразделить на социальные, социально-медицинские и медицинские, которые различают по частным  целям, средствам и эффекту воздействия.

Все профилактические мероприятия  делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика (терминология Всемирной организации здравоохранения).

Первичная, или преимущественно  социальная, профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.

Первичная профилактика алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у населения (тем более у подрастающего поколения) таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.

Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Ведущая задача первичной профилактики состоит в уменьшении частоты появления новых проблем, связанных с употреблением алкоголя, прежде всего предупреждение их возникновения.

Вторичная профилактика алкоголизма состоит в выявлении  групп населения, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, максимально раннем, полным и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в коллективе и семье.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации.

Все мероприятия по искоренению  пьянства и алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления.

1) Корригирующее направление.

Оно заключается в  прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение отдельных лиц, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер предупреждения алкоголизации. Содержанием этого направления является разрыв звеньев цепи развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание условий для воспитания трезвого образа жизни.

2) Компенсирующее направление.

Оно связано с изменением всей плоскости обыденных общественных отношений, на которой находятся алкогольные обычаи, вытеснением и заменой их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется формированием у подрастающего поколения таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.

Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом  решается не посредством лечения, а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Хотелось бы обратить отдельное внимание на комплекс психотерапевтических мероприятий.

Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

Она осуществляется в  нескольких формах и представляет собой  комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Существует несколько  методов психотерапии:

1) Гипноз - погружение  пациента в гипнотическое состояние  - привычный психический прием, позволяющий повысит действенность лечебного внушения.

2) Рациональная психотерапия - отличается от гипноза обращением  к сознанию и рассудку человека, его лoгике.

3) Аутогенная тренировка - метод самовнушения, самоуспокоения.

4) Наркопсихотерапия - внушение в гипноидном состоянии, вызванном введением лекарственных препаратов, вызывающих эйфорию. На входе и выходе из этого состояния психотерапевт проводит свои словесные воздействия.

5) Коллективная и групповая психотерапия - базируется на использовании социального в человеческой психике. Объединение пациентов в лечебную группу с целью взаимопомощи.

6) Игровая психотерапия и психотерапия  творчеством (арттерапия) - лечебные методы, в которых научное представление о человеке в значительной меры связано с бурным развитием психологических наук, социальной психологии, психологии личности. Методические приемы очень разнообразны.

7) Эмоционально-стрессовая психотерапия - система активного лечебного  вмешательства, которое заставляет  больного на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть и даже радикально изменить отношение к себе, к своему болезненному состоянию и окружающей микросоциальной сфере.

В зависимости от целей, которые  ставятся психотерапевтом, психотерапия может быть патогенетической, то есть направленной на реорганизацию, восстановление структуры личности пациента, при которой устранение болезненных признаков-симптомов ожидается как важное, но побочное действие, и симптоматической, преследующей цель устранить отдельные болезненные признаки.

 

2.2 Блок социальной реабилитации.

 

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение  паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.п. Амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп.

Такое распределение сил и средств  помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного алкоголизмом, нарушаются семейные, трудовые и другие общественные отношения, что приводит к укреплению контактов больных между собой, основой которых служит совместное пьянство. В связи с этим, раньше за рубежом, а сейчас и у нас предпринимаются попытки создания особых учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями. Такие учреждения создаются для того, чтобы облегчить переход от круглосуточного наблюдения за алкоголиками в специальных больницах к их самостоятельной жизни в обществе.

Еще одна разновидность социальной реабилитации – психотерапевтическое сообщество под названием «Поворотный пункт» (1978г). Оно было создано с целью оказания лечебно-реабилитационной помощи больным алкоголизмом. По уставу сообщества, проводимые медико-социальные мероприятия преследуют цель возвратить больных к нормальной и полноценной жизни путем изменения, в первую очередь, их поведенческих стереотипов (патологических).

Распространенной формой социальной адаптации больных алкоголизмом являются организации колоний, у которых есть собственные школы, лечебницы, различные производственные мастерские и т.д. Колонии, как правило, расположены в пригородах, имеют подсобные хозяйства, животноводческие фермы, парники и т.д. Сейчас в этих целях используются многие заброшенные деревни.

Наиболее полно и последовательно  преимущества психотерапии и поведенческой терапии раскрываются в деятельности клубов трезвости, обществ анонимных алкоголиков, социотерапевтический климат которых повышает результат лечения и реабилитации на 50-60%. Среди больных, ежедневно посещавших после стационарного лечения общество анонимных алкоголиков, воздерживались от употребления спиртных напитков в течение шести месяцев 73%, среди не посещавших- 33% .

С точки зрения обществ анонимных алкоголиков, медики должны заниматься физиологической дезинтоксикацией, а сообщество и сам человек осуществляют психологическую дезинтоксикацию и социалъно-психическую реконструкцию личности. Программа реконструкции включает в себя несколько шагов. Первый шаг состоит в признании бессилия перед недугом. Второй выражает потребность в поиске духовной психологической опоры. Третий шаг означает решимость довериться чувству уверенности в возможности помощи. Суть четвертого-восьмого шагов - самоанализ, исповедальность, беспощадная самокритичность, отказ от эгоистичных поступков, духовное очищение. Шаги девятый и десятый воспитывают умение переносить стрессовые ситуации, ранее приводившие к срывам, что укрепляет самоконтроль. Одиннадцатый шаг ориентирует на постоянную рефлексию и сознательный контроль за своими поступками, заставляет соотносить их с принятыми моральными принципами. Двенадцатый шаг требует практической реализации всех принципов и традиций общества анонимных алкоголиков и главного среди них: помогая другим, ты помогаешь себе больше, чем им

Различные формы и  направления социальной paбoты подразумевают привлечение больных алкоголизмом к добровольному лечению, патрононажную работу среди больных алкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовых мероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловых взаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитацию за трезвый образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду с внутриклубной работой по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощи осуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественно новому их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у них после отказа от употребления спиртных напитков.

Теперь рассмотрим основные принципы деятельности службы социальной реабилитации и адаптации.

Они делятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельность с людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.

К общепедагогическим относятся  принципы природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности.

Суть принципа природосообразности заключается в том, чтобы ведущим звеном воспитательных отношений и педагогических процессов в службе сделать человека с его конкретными особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное - сама природа данного, конкретного человека, его физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.

Информация о работе Алкоголизм