Разработка организационно-деятельностного механизма преемственности в системе «Урок – факультативное занятие - урок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:30, статья

Краткое описание

Единые типовые учебные планы общеобразовательных учреждений факультативные занятия определяют в качестве единственной формы дифференциации обучения в общеобразовательной школе. Каждый из нас уже извлек уроки прежнего опыта по проведению факультативных занятий . Сегодня мы находимся в поиске эффективной системы обучения, которая должна сочетать согласованную практику обучения в союзе «урок-факультативное занятие- урок» для обеспечения результативности образовательного процесса и качества обученности учащихся Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной записке к Единым типовым учебным планам, - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной активности.

Вложенные файлы: 1 файл

урок-фак.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

  Разработка организационно-деятельностного  механизма  преемственности   в системе «Урок  – факультативное  занятие - урок». 

                                                   Шидловская Алла Сергеевна, заместитель  директора 

                                                   по     учебно-методической работе  Красненской СШ   

     Единые типовые учебные планы  общеобразовательных учреждений  факультативные занятия определяют  в качестве единственной формы  дифференциации обучения в общеобразовательной  школе.  Каждый из нас    уже извлек  уроки прежнего опыта   по проведению факультативных занятий . Сегодня мы находимся в поиске эффективной  системы  обучения,  которая  должна  сочетать  согласованную практику обучения в союзе «урок-факультативное занятие- урок» для обеспечения результативности образовательного процесса и качества обученности учащихся Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной записке к Единым типовым учебным планам, - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся  по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной активности.  Согласитесь, что среди  принципов, на основе  которых строится обучение на факультативных занятиях, важное место занимает принцип  преемственности.  Хочу еще раз обратить Ваше внимание,  на то, что принцип преемственности в педагогике относят  к классическому принципу, он направлен на закрепление, последовательное развитие и совершенствование  не только ранее усвоенных  знаний, умений и навыков, но и личностных качеств человека в системе его непрерывного образования. Преемственность принято считать инструментом  для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании независимо от этапа обучения и формы учебных  занятий, например урока и факультатива. С одной стороны, урок формирует базовые знания и фундаментальные личностные качества ученика, которые служат основой успешного обучения сегодня и завтра. С другой стороны, факультатив как основная форма дифференциации подхватывает достижения ученика и развивает накопленный им на уроках потенциал.  Следовательно, преемственность означает процесс развития учащихся путем освоения и осмысления ранее усвоенных и новых знаний, прежнего и нового опыта на новом более высоком уровне, в результате  знания делаются  более глубокими и полными, а круг их применения значительно расширяется.

  Выделены  основные  направленности преемственности:  цели, содержание, технологии.

 Сегодня, участвуя в конструктивном разговоре о совершенствовании педагогической работы в организации факультативных занятий, я имею возможность  поделиться пока скромным  опытом работы педагогов  Красненской средней школы  по осуществлению преемственности в рамках «урок-факультативное занятие» в начальной школе. На первой ступени обучения в этом учебном году открыто 20 факультативных занятий.   В процессе ведения 10 факультативных занятий реализовывается   принцип преемственности по содержанию обучения в системе «урок-факультативное занятие».    Между математикой и факультативным курсом «Математическая радуга»(1-й «А» класс), между предметом «Человек и мир» и факультативным курсом «Здоровый образ жизни»(1»Б»,4»А»2»Б»), между предметом русский язык и факультативным курсом »Речевой этикет» (3 «А») между предметом «Літаратурнаечытанне» и факультативным курсом «Роднае слова»(2»А»), между преподаванием предмета «Литературное чтение» и факультативным курсом «Путешествие в мир сказки» (3»Б»,4»А»), между преподаванием предмета «Трудовое обучение» и факультативным курсом «Творческие мастерские»(2»В»,3»Б»).

 Преемственность в содержании обучения, как известно, обеспечивается путем  создания  согласованных учебных планов и программ по предмету в целом или  его отдельным темам для уроков и факультативов  с учетом ведущей деятельности и возрастающей компетентности учащихся. Изучив  характерные признаки преемственности в содержании обучения (использование на каждом последующем этапе знаний, умений, навыков, полученных на предыдущем этапе, актуализация ранее изученного и переосмысленного, возможность на каждом этапе закладывать основы обучения на следующей ступени обучения), педагоги нашей школы  выбрали следующую форму синхронной таблицы осуществления преемственности  между преподаванием  предметов  и изучением  факультативных  курсов.

Например, синхронная таблица  преемственности  между преподаванием  предмета русский  язык и изучением  факультативного  курса «Речевой этикет»  в 3-м классе.

В первой колонке мы прописываем тему факультативного занятия, во второй материал, который уже отработан на уроках, в третьей материал над которым учитель будет работать на факультативном занятии, виды деятельности. Например:

Правила речевого этикета  во время знакомства. Диалог, его построение, обращение Правила этикета во время  знакомства,

формы проявления интереса к человеку,

предупредительность и вежливость

 

В рамках курса предполагается более глубокое и детальное изучение речевых  формул приветствия, благодарности  и т.д., овладение  умением поддерживать  общение и правильно строить диалог, а также  навыки владения нормами   неречевого поведения с учетом ранее полученных знаний на уроках русского языка.  На факультативном занятии учитель имеет возможность  использовать такие способы   и методические приемы, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов.

Преемственность  между преподаванием предмета  «Литературное чтение» и изучением факультативного курса «Путешествие в мир сказки» представлена в следующее таблице:

Русские народные сказки «Белая уточка», «Мудрый  старик» Русские народные сказки (бытовые) Умение  иллюстрировать

  сказочных героев

На  факультативных занятиях  «Путешествие в мир сказки» дети постигают  и осваивают культурные традиции, духовные ценности, жизнь определенных народов, что и определяет выбор  учебного материала. Вместе с тем  ребята знакомятся  с особенностями сказок, отрабатывают навык чтения, чтения по ролям, инсценируют, знакомятся с такими формами организации деятельности, как драматизация сказки, сказочная интерпретация, сочинение сказок, с удовольствием создают иллюстрации к сказкам, разгадывают литературные кроссворды, исследуют сказки.

Преемственность «урок –  факультативное занятие- урок»   чётко  прослеживается    на факультативных занятиях в 1-м классе

I Взаимное  расположение точек  и прямых Точка. Прямая. Расположение на листе Умение  располагать точки и

прямые  относительно друг

  друга в разных  вариантах. 

Моделирование

 Естественно,  преемственность в союзе урок  математики-факультативное занятие  «Математическая радуга» строится  на игровых и здоровьесберегающих  формах и методах работы.

Разработаны учителями синхронные таблицы преподавание предмета «Человек и мир» и факультативного курса «Здоровый образ жизни».

Кладовая  здоровья на болоте Болото. Растительный мир  болот Лекарственные растения болот.

  Правила перемещения 

по  болотистой местности.

Занятия продуманы с учетом тех знаний, умений и навыков, которые формируются у учеников при изучении предмета «Человек и мир». Педагог,    считают, факультатив дает возможность формировать знания о здоровом образе жизни через практическую деятельность на занятиях: рисование, опыты, наблюдение, экскурсии.

Педагоги  смогли проследить  преемственность  в содержании между  преподаванием предмета «Трудовое обучение»  и изучением факультативного  курса »Творческие  мастерские».

Фитодизайн. Аппликация из засушенных растений. Флористика Представление о природных материалах, применяемых для  выполнения плоскостной  аппликации. Аппликация из засушенных листьев Углубление  опыта практического  применения

  композиционных закономерностей  при составлении

  декоративной композиции. Знакомство с понятиями

«икебана», «флористика», «фитодизайн»

 

На факультативном занятии используются практические навыки  полученные на уроке, что  позволяет учащимся более уверенно, творчески выполнять задания. Связь, осуществляемая междуурокам и факультативным занятием развивает творческие способности, расширяет кругозор учащихся, любознательность. Дети учатся  применять теоретические знания на практике, приобретают определенные эстетические вкусы. Педагоги отмечают, что введение элементов игры, отгадывание загадок, ребусов, поэтические минутки вызывают у учащихся чувство радости, повышают интерес к уроку и факультативному занятию

 Практика  показывает, что составление синхронного планирования урочных занятий и факультативов помогает  сделать наглядным, реальным и результативным соблюдение преемственности    в содержании  обучения, помогает отслеживать  на каждом занятии условия, процесс и результаты индивидуального развития учащихся.  Мои коллеги  отмечают достаточно высокий уровень эмоционально-положительного отношения учащихся к факультативным занятиям, их коммуникативности, трудолюбия, любознательности, и самостоятельности

  Бесспорно,  данная система не идеальна. Уже  сегодня некоторые учителя отмечают, что можно было проследить  более тесную преемственность между изучаемым материалом факультативного занятия и урока и готовы усовершенствовать созданную систему. Как говорится, дорогу осилит идущий.   Сегодня педагоги нашей школы настроены на поиск оптимальных и эффективных механизмов реализации преемственности    уроков и факультативных занятий. 

Дидактическое обеспечение образовательного процесса на факультативных занятиях 

         Наталья Георгиевна Янчукович,  заместитель директора  по  учебно-воспитательной работе ГУО « Учебно – педагогический комплекс детский  сад - общеобразовательная школа Молодечненского района» 

     В настоящее время все общеобразовательные  учреждения призваны реализовывать  новый учебный план, измененные учебные  программы, общую для всех модель дифференциации обучения посредством  факультативных занятий с 1-го по 11-й классы. Таким образом, во всех школах Беларуси, по сути, внедряется  широкомасштабная инновация, которая предполагает перемены в отношениях, деятельности, ценностных ориентациях всех субъектов образовательного процесса: управленцев, учителей, учащихся и их родителей. 

Вряд ли можно  надеяться на значительный педагогический эффект деятельности учителя, если он формально руководствуется предписанными  нормами. Важно  переосмысление этих норм и их адаптация к  реальным условиям школы, класса, факультативной группы; важно перенормирование учителями своей деятельности таким образом, чтобы в новых условиях достигался максимально возможный педагогический эффект. Методическая работа выступает здесь в качестве «полигона», на котором создаются и апробируются новые педагогические нормы, адекватные новым условиям

Информация о работе Разработка организационно-деятельностного механизма преемственности в системе «Урок – факультативное занятие - урок»