Развитие логического мышления средствами занимательной математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:11, доклад

Краткое описание

Цель: Развивать логическое мышление дошкольников.
Задачи:
• воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,
• развивать желание и умение учиться, достигать цели, например, составить фигуру, дать ответ, получить результат,
• развивать активность, настойчивость, самостоятельность, нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

Вложенные файлы: 1 файл

на августовскую конференцию Занимательная Математика2012.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Тезисы к  стендовому докладу

Тема: «Развитие логического мышления средствами занимательной математики»

Воспитатель МБДОУ  № 61

Викульева Наталья  Сергеевна

I квалификационная  категория

 

 

Цель: Развивать логическое мышление дошкольников.

Задачи:

  • воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,
  • развивать желание и умение учиться, достигать цели, например, составить фигуру, дать ответ, получить результат,
  • развивать активность, настойчивость, самостоятельность, нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).

 

 

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в  себе определенную нагрузку, которая  чаще всего замаскирована занимательным  сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях.

Занимательность математическому  материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые  простые задачи, упражнения, требующие  проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить  условия, являются эффективным средством обучения дошкольников, развития их самостоятельных игр.

При этом роль занимательного математического  материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и  задач всестороннего развития и  воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, развивать их ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

В том случае, когда занимательная  задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношений  к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает детей. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предположение решения).

Занимательный материал включается непосредственно в содержание организованной образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Место занимательного материала в структуре ООД определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ООД (в младшем возрасте – вся ООД может быть проведена в форме игры; в средней группе – уместен и в начале, и в конце ООД; в старшем дошкольном возрасте оправдывает себя использование занимательного материала и упражнений в качестве «умственной гимнастики»).

Занимательный математический материал применяется в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми или с подгруппой в свободное время, для организации самостоятельной деятельности детей.

Занимательные игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. Процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном развитии детей. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений к действию, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Особо важным следует  считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, перенос усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

 

Работа по решению поставленных задач ведется в трех направлениях:

  1. Работа с детьми,
  2. Работа с родителями,
  3. Работа с педагогами.

 

  1. Для работы с детьми:
  • Организовала в группе уголок занимательной математики.
  • Схемы для головоломок (игры с палочками).
  • Математические квадраты.
  • Игра «Танграм» и схемы к ней.
  • «Монгольская игра» и схемы к ней.
  • Игра «Колумбово яйцо» и схемы к ней.
  • Математический кубик.
  • Папка «Простейшие логические задачи и упражнения».
  • Папка «Логические задачи на поиск недостающих фигур» (поиск девятого).
  • Папка «Логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой».
  • Картотека игр по ФЭМП.
  • Картотека загадок, стихов, задач-шуток, занимательных вопросов и др. по ФЭМП по разделам «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве».
  • Папка «Упражнения для развития внимания, восприятия, логического мышления» (для индивидуальной работы с детьми).
  • Игра «Четвертый лишний» (с геометрическими фигурами).
  • Игра «Разрезные сюжетные картинки».
  • Игра «Сложи квадрат».
  • Игра «Точечки».
  • Игра «Нарисуй картинку палочками».
  • Подборка математических заданий из детских журналов «Зарядка для ума» (весь материал прилагается)

 

  1. Работа с родителями.
  • Для родителей изготовила информационные стенды:
    • «Как играть с детьми»,
    • «Давайте поиграем в математику».
  • Разработала родительское собрание на тему «Давайте поиграем в математику».
  • Игры «на прокат».
  • Обмен играми.
  • Подборка методической литературы для родителей (Мини-библиотека).
  • Составила памятку для родителей «Давайте поиграем в математику»

 

  1. Работа с педагогами.
  • Провела ООД по ФЭМП в средней группе «Поможем Лунтику».
  • Провела ООД по ФЭМП в старшей группе «В гости к Смешарикам».
  • Обобщение опыта работы для педагогов ДОУ «Занимательная математика»
  • Выставка пособий, игр, картотек для педагогов ДОУ

 

Таким образом, занимательный  материал является хорошим средством  воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к  логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

В ходе решения задач  на смекалку, головоломок, задач-шуток  и т.д. дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает  у него качества, необходимые для  профессионального мастерства в  какой бы сфере потом он не трудился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие логического мышления средствами занимательной математики