Развивающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого '" ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Проектирование предметно- развивающей
среды современного детского сада.
§1 Принципы и проблемы построения развивающей среды
детского сада
§2 Современные подходы, к формированию предметной
развивающей среды дошкольных учреждений
ГЛАВА 2 Организация среды для развития математических
представлений дошкольников
§1 Особенности построения математической развивающей
среды в соответствии с современными образовательными
§2 Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

       При проектировании предметно-  развивающей среды следует учитывать  следующие принципы:

1.Принцип  дистанции позиции при взаимодействии

ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки);

2. Принцип  активности – это возможность  совместного участия взрослого  с ребенком в создании окружающей  среды. Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен [6, с.114];

3. Принцип  стабильности – динамичности  ориентирован на создание условий  для изменение в соответствии  со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

      Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей,

кукольного  театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

4. Принцип  комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка, место отдыха, место уединения.

5. Принцип  сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.

6. Принцип  «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.  Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип  свободы достижения ребенком  своего права на игру реализуется  в выборе: темы, сюжета, необходимых  игрушек, места, времени.

8. Предметно-пространственная  среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития». Содержать предметы и материалы известные детям,

предметы  и материалы, которыми дети будут  овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы [11, 15].

      При формировании предметной среды в современном дошкольном учреждении необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами принципами и требованиями к созданию предметно-развивающей среды.

                

              Современные подходы к формированию предметной

                    развивающей среды дошкольных учреждений 
 

      К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению проблемы настоящего исследования:

- обеспечение  преемственности психического развития  детей в их дея-тельности (Т.И.  Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  В.В. Зеньковский,

1 А.Н.  Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.);

- создание  системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыги-на, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.) [3,94];

- формирование  архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О.А. Барханова, Н.М. Браиловская, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Ю.П. Филенков, Н.Н. Щетинина и др.);

- преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды,

- формирование  системы развивающей предметной  среды детского сада и УВК (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский,

 Л.А.  Смывина, ЛЛ. Стрелкова и др.).

      Особенностью всех этих исследований  является усиливающееся внимание  к построению предметно-пространственной  среды как развивающей, что  предусматривает новые подходы  к ее организации в педагогическом  процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

      Концептуальная модель предметно-  пространственной развивающей среды  включает в себя три компонента  предметное содержание, его пространственную  организацию и их изменения во времени [2,115].

К предметному  содержанию относятся:

1) игры, предметы и игровые материалы,  с которыми ребенок действует  преимущественно самостоятельно  или в совместной со взрослыми  и сверстниками деятельности( например, геометричекий конструктор, пазлы);

2) учебно- методические пособия, модели, используемые взрослыми в процессе обучения детей ( например, числовая лесенка, обучающие книги );

3) оборудование  для осуществления детьми разнообразных  деятельностей 

( например, материалы для экспериментирования,  измерений).

     Непременным условием построения  развивающей среды в дошкольных  учреждениях любого типа является  реализация идей развивающего  образования.

      Развивающее образование направлено  прежде всего на развитие личности  ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявить максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка  на основе познавательно- творческой деятельности.    

       С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

       В целом, все программы в  дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка,

интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности,

приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

      Центром «Дошкольное детство»  им. Запорожца разработаны новые  технологии организации предметно-развивающей среды на примере групп раннего возраста.

       В процессе эксперимента были  получены данные, показывающие, что  умело организованная окружающая  среда более чем на 50:% снимает  конфликтность в общении малышей  друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками [19, 54].

      Разработка предметно-пространственной  среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

1) психологической  характеристики группы (темперамента  детей, их подвижности, наличия  лидерства, учета  индивидуальных  особенностей, познавательных  интересов, показателей развития и т.д.);

2) количественного  соотношения мальчиков и девочек  (например 50:50; 90:10);

3) социальных  условий жизни детей в семьях  и типов семей;

4) окружающей  социальной практики (город, поселок,  село).

       Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста стало оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и т.д.      

      До сих пор мы говорили об  общих стратегических принципах  организации игровой среды, но  для педагога нужны какие-то  промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка [16,37].

     Всего можно выделить 4 основных  вида деятельности ребенка:

игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная.

      Таким образом, оснащение каждого  образовательного учреждения должно  формироваться следующим образом:

-материалы  и оборудование должны создавать  оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;

-материалы  должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности.

Начиная с 4-х лет необходимо учитывать  половую идентификации. Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

      Игры и игрушки в развивающей  среде ДОУ занимают ведущее  место, поэтому необходимо придерживаться  некоторых критериев при отборе  материалов. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования

     В целях развития личности  и защиты интересов детей Министерство  образования Российской Федерации  совместно с Художественно-техническим  советом по игрушке подготовило  пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. [10, 55].

Обязательным  требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

-провоцировать  ребенка на агрессивное действие;

 -провоцировать игровые сюжеты, связанные  с безнравственностью и насилием;

- вызывать  интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

      Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами: остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический   уровень), многовариативность, обобщенность, открытость (возможность придумывать новые задания), полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);дидактические свойства, разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей, использование различных фактур, методические рекомендации [11,88].

Материальная  база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование  помещений для создания развивающей  среды.

II. Игровые  средства и оборудование по  основным направлениям развития     ребенка:

Информация о работе Развивающая среда