Проверка знаний учащихся на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Проверка знаний учащихся в виде контроля является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….…...3
Глава I. Теоретическое обоснование организации проверки знаний учащихся на уроках математики…………………………………………………….…......5
1.1. Цели, формы, методы проверки знаний учащихся……………..…………5
1.2. Виды и способы организации проверки знаний, умений учащихся на уроках математики……………………….……………………………………..12
1.3. Средства осуществления контроля………………………………………..21
Глава II. Методика реализации проверки знаний учащихся на примере тем: “Тела вращения”…………………………………………………………………26
2.1. Организация проверки при изучении материала…………………………27
2.2. Организация устной проверки при изучении материала………………...30
Заключение……………………………………………………………………....34
Литература.……………………………………………………………………....60

Вложенные файлы: 1 файл

Курс раб 22222.docx

— 341.16 Кб (Скачать файл)

VI Сообщение  домашнего задания

VII Самостоятельная  работа

В конце урока проводится самостоятельная работа общепринятого характера по теме “Сечения конуса”. В этой работе учащимся предлагается самим решить задачи без помощи учителя.

  1. Радиус основания конуса 6 см (10 см). Через середину высоты проведено сечение параллельно основанию. Найти площадь сечения. Ответ: 9 (2 ).
  2. Радиусы оснований усеченного конуса относятся как 5:3, образующая равна 17 см (10 см), высота – 15 см (8 см). Найти площадь осевого сечения конуса. Ответ: 480 см (192 см ).

С целью развития навыков самообразования и самоконтроля учащимся сразу даются ответы к задачам.

VIII Подведение  итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений применена при изучении темы “ Тела вращения”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки.М: Знание, 1980.

2. Педагогика: учебное пособие для студентов  пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К, М: Просвещение, 1988.

  1. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 2009 №5.
  2. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 2008 №4.
  3. Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // Математика в школе, 2009 №1.
  4. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики – М: Просвещение, 1990.
  5. Дакацьян У. В. Проверка знаний учащихся по математике М: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
  6. Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И.А. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математики М: Просвещение, 1993.

9. Зив Б. Г. Задачи к урокам геометрии: 7-11 кл. М: Русское слово, 2008.

10. Ильина  Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное  пособие для студентов пед. ин-тов. М: Просвещение,1984.

11. Калинина  М.И. К вопросу о контроле и  оценке знаний учащихся/ сб. статей  “Организация контроля знаний  учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. М: Просвещение, 1980.

12. Колобова  Е. В. Использование зачетной системы  для контроля и оценки знаний  учащихся // Математика в школе , 2010 №3.

13. Качество  знаний учащихся и пути его  совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. М: Педагогика, 1978.

14. О совершенствовании  методов обучения математики / Сб. статей сост. Крамор В. С. М: Просвещение, 1978.

15. МПМ в  средней школе. Частная методика / Сост. Мишин В. И. М: Просвещение, 1987.

16. Литвиненко  В. Н. Трафареты для изображения  пространственных фигур // Математика  в школе, 2009 №2.

17. Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся М: АПН РСФСР, 1960.

18. Планирование  обязательных результатов обучения  математике / сост. В. В. Фирсов М: Просвещение, 1989.

19. Погорелов  А.В. Геометрия 7–11 М: Просвещение, 1991.

20. Программы общеобразовательных учреждений. Математика М: Просвещение, 1994.

21. Скобелев  Г. Н. Контроль на уроках математики Минск: Народная асвета, 1986.

22. Современные  основы школьного курса математики. / Н. Я. Виленкин, К. И. Дудничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. М: Просвещение, 1980.

23. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 2009 №2.

24. Харламов  И. Ф. Педагогика. Курс лекций. Минск, 1979.

25. Шаталов  В. Ф. Куда и как исчезли тройки М: Педагогика, 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Система уроков по теме: Тела вращения.

Урок 1. Тема “Цилиндр”.

Цели урока:

     1. Развить пространственное воображение.

  1. Проверить знания по теме “Основные элементы цилиндра”.
  2. Научить применять полученные знания к решению задач.
  3. Закрепить знания по теме “Сечения цилиндра”.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Программированный  опрос по теме “Основные элементы  цилиндра”.

Цель программированного опроса – проверить как учащиеся усвоили тему. Это задание высвечивается на экран с помощью кадоскопа. Учащиеся имеют два листочка, на которых пишут ответы на вопросы. Один листок сдается учителю, второй остается у ученика.

Приведем один из вариантов.

 


 

 

 

 

 

 

 

На рисунке изображен цилиндр. Найдите:

I Радиус  основания:

1. АВ 2.ВС 3.ВВ 4.DA

II Высоту

1. DC 2.DA 3.AA 4.B A

III образующую 1.BB 2.CD 3.BA 4.B C

IV осевое сечение 1.ADCB 2.ABB A 3.A B CD 4.BCDA

V основание 1.ABB A 2.кр(B,BB ) 3.кр(C,CB) 4. кр(C,BC)

После проведения такого опроса ученики сдают свои листки с ответами, а по копиям сверяют ответы высвечиваемые с помощью кадоскопа. Все оценки за эту работу выставляются в журнал.

III. Расширение  и углубление знаний, умений и  навыков учащихся.

Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока, из которой предлагается выгнуть прямоугольник.

Закрепив его на штыре, они вращают его вокруг одной из его сторон. Вращая его, они получают наглядное представление о цилиндре.

 


 

 

 

 

 

 

IV. Решение  задач по теме “Сечение цилиндра, его основные элементы”.

На этом этапе ученики решают задачи на нахождение основных элементов цилиндра, вычисляют площади сечений. В ходе решения задач требуется вспомнить некоторые сведения из планиметрии и стереометрии. В связи с этим ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какая  фигура лежит в основании цилиндра?

2.Что  такое осевое сечение цилиндра?

3. Что  называется sin , cos ? Чему равен sin 30 , sin 60 , cos 30 , cos 60

  1. Какая фигура является сечением цилиндра плоскостью, параллельной оси?
  2. Цилиндр катится по плоскости. Какая фигура получается при движении его оси?
  3. Чему равна площадь прямоугольника?

Кроме предложенных в учебнике Погорелова задач, на уроке используются задачи взятые из других источников.[9]

V. Сообщение  домашнего задания

VI. Подведение  итогов урока

Урок 2. Тема “Цилиндр”.

Цели урока:

  1. Закрепить основные понятия по темам “Сечения цилиндра”, “Вписанные, описанные многогранники”.
  2. Совершенствовать навыки решения задач по теме “Сечения цилиндра”.
  3. Проверить умения и навыки решения задач по теме “Сечения цилиндра”.
  4. Проверить практическое усвоение материала

Ход урока:

I Оргмомент

II Подготовка  к изложению нового материала

Для того чтобы подготовить учащихся к решению задач по теме “Сечения цилиндра”, а так же проведению самостоятельной работы по этой теме, в начале урока проводится фронтальный опрос. Ученикам предлагается ответить на вопросы альтернативного теста (ответы только “да” и “нет”).

I. Какие  из следующих утверждений верны:

1. Любое  сечение цилиндра плоскостью, перпендикулярной  оси, есть окружность, равная окружности  основания.

2. Любое  сечение цилиндра плоскостью, есть  окружность, равная окружности основания.

3. Плоскость, перпендикулярная оси цилиндра, пересекает его по кругу, равному  основанию цилиндра.

II. Может  ли осевое сечение цилиндра  быть:

1. прямоугольником

  1. квадратом
  2. трапецией

III.

1. Какая плоскость называется касательной к цилиндру?

  1. Какая призма называется вписанной в цилиндр?
  2. Какая призма называется описанной около цилиндра?

III. Практическая  работа.

Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока.

Задание: Выгнуть фигуру, при вращении которой получается цилиндр с радиусом равным 10см и образующей равной 15 см.

IV. Решение  задач по теме “Сечения цилиндра”, “Вписанная, описанная призма”.

V. Сообщение  домашнего задания.

VI. Самостоятельная  работа по теме “Сечения цилиндра”, “Основные элементы цилиндра”.

Задачи, предлагаемые в самостоятельной работе, соответствуют обязательному уровню математической подготовки.[18, c.211]

I Вариант

1. Осевое  сечение цилиндра – квадрат, диагональ  которого равна

20 см. Найдите  высоту цилиндра.

2. Высота  цилиндра равна 8 см, радиус равен 5 см. Найдите площадь сечения  цилиндра плоскостью параллельной  его оси, если расстояние между  этой плоскостью и осью цилиндра  равно 3 см.

II Вариант

1. Осевое  сечение цилиндра – квадрат, диагональ  которого равна

20 см. Найдите  площадь основания цилиндра.

2. Высота  цилиндра равна 12 см, радиус основания  равен 10 см.

Цилиндр пересечен плоскостью, паралельной его оси так, что в сечении получился квадрат. Найдите расстояние от оси цилиндра до секущей плоскости.

Все оценки за самостоятельную работу выставляются в журнал.

VI. Подведение  итогов урока.

Тема “Конус”

По сравнению с темой “Цилиндр”, по теме “Конус” в учебнике Погорелова имеется большее количество задач. На решение задач по теме “Конус” отводится 3 часа.

а) “Основные элементы, сечения конуса” – 1 час

б) “Сечения конуса. Усеченный конус” – 1 час

в) “Вписанные, описанные пирамиды” – 1 час

Урок 1. Тема “Конус”

Цели урока:

1.Развить  пространственное воображение.

2. Закрепить  основные понятия по темам  “ Основные элементы, сечения  конуса ”.

3. Проверить  знаний по темам “ Основные  элементы конуса ”, “ Сечения  конуса ”.

4. Научить  учеников применять полученные  знания к решению задач.

Ход урока:

I Оргмомент

II Проверка  домашнего задания

Домашнее задание было следующим: повторить пункты 1-3 лекции “Тела вращения”, II часть “Конус” (основные элементы, определения, сечения). Перед тем как решать задачи по теме “Конус”, в начале урока проводится самостоятельная работа, все оценки за которую идут в журнал.

  1. Завершить предложение:

конус это тело, которое состоит из ………….

  1. При вращении какой фигуры получается конус?
  2. Сделать чертеж конуса, указать его основные элементы: вершину, основание, образующие, высоту, ось конуса.
  3. Как надо пересечь конус плоскостью, чтобы в сечении получить:

а) равнобедренный треугольник

б) круг

III. Расширение  и углубление знаний, умений и  навыков учащихся.

Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока, из которой предлагается выгнуть треугольник.


 

 

 

 

 

Закрепив его на штыре они вращают его вокруг его стороны. Вращая его так, они получают наглядное представление о конусе.

IV. Решение  задач по темам “ Основные  элементы конуса ”, “ Сечения  конуса ”.

В ходе решения задач ученикам задаются следующие вопросы:

  1. Чему равна площадь круга? (Sкр = R )
  2. Чему равна площадь треугольника (S = ab sin )
  3. Что называется sin , cos в прямоугольном треугольнике?
  4. Сформулируйте теорему Пифагора

Информация о работе Проверка знаний учащихся на уроках математики