Применение ИКТ в преподавании математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:59, реферат

Краткое описание

Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информационного обеспечения управленческой и учебно-воспитательной деятельности. Добиться ее реализации мы сможем, используя современные информационно-компьютерные технологии и телекоммуникации. Они предоставляют педагогу новые возможности, позволяют вместе со студентами получать удовольствие от увлекательного процесса познания - не только силой воображения раздвигать стены класса, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий красочный мир. Значительно расширяют возможности человека в его интеллектуальном и личностном развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Основная часть
1. Обоснование методической темы…………………………………..5
2. Цели и задачи использования ИКТ………………………………...6
3. Процесс организации обучения с использованием ИКТ………12
4. Валеологизация урока……………………………………………...13
5. Что дает ИКТ……………………………………………………….22
Заключение……………………………………….……………………….25
Литература………………………………………………………………29
Приложение ………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

В группах при прохождении нового материала по некоторым темам студенты заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением в организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность студентов, требующих от студентов самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Студенты могут выполнять как индивидуальные, так и групповые проекты.

Учебный проект - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В своей практике я использую учебный проект как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов-партнеров. Уже с первого курса студенты пробуют готовить свои тематические проекты.

Электронный учебник можно использовать для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся следующим образом:

      • самостоятельная подготовка учащихся;
      • демонстрации учителем в классе;
      • самостоятельные практические работы учеников (решение примеров из базы данных вопросов и задач);
      • проведение электронной аттестации учащихся (итоговой тест в компьютерном классе);
      • подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе;
      • подготовка учителя к занятию или контрольной работе;
      • выполнение учащимися творческих работ под руководством учителя, а также самостоятельно.

Итак, какие виды деятельности я применяю с использованием компьютера на различных этапах обучения.

    1. На этапе усвоения новых знаний возможно и желательно использовать компьютерные презентации как наглядное пособие и источник учебной информации. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
    2. Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий включает в себя: тесты, дидактические игры, диктанты. Все это также может быть представлено в виде презентаций. В реализации это один из самых простых этапов. И, что немаловажно, можно наблюдать почти сразу положительный педагогический эффект: быстрое получение результатов, отсутствие субъективного фактора.
    3. Проектная деятельность учащихся. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому студенты могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Internet в образовательных целях.

 К урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю студентам выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации о применении изучаемого материала. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: результаты их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности.

Варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:

    • урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;
    • урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
    • урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
    • работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Валеологизация урока

Как известно, смена видов деятельности на уроке — это один из компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность студента на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для студента, если ему интересно.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе: не более 3-4 раз в неделю. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: студенты устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у студентов уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения, провожу физкультминутки для глаз.При использовании ТСО сочетаю восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради

 Использование компьютера на  уроках – это не дань моде, а лишь одно из средств, позволяющее  интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

Что дает ИКТ - студентам, родителям, преподавателю?

Студенты - ИКТ повышает интерес к изучению предмета, делают процесс познания привлекательным. Использование компьютера дает возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Дает возможность участвовать в различных конкурсах.

 Родители - ИКТ дает уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Изменяют взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону. Родители прислушиваются к своему ребенку, ценя его знания и умения.

Преподаватель - Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышает авторитет среди учащихся, коллег, родителей

Применяя информационные технологии, организуем таким студентам работу над презентациями, проектами. Во время выполнения такой работы студенты показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими предметами, применение к решению практических задач, связанных с другими предметами и профессией. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу.

Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Если говорить о дидактических задачах обучения математике, которые могут быть эффективно решены с использованием современных компьютеров, то к их числу можно отнести:

    1. формирование умений и навыков чтения графиков, геометрических чертежей;
    2. формирование и воспитание математической культуры учащихся;
    3. совершенствование умений построения доказательств теорем ;
    4. совершенствование умений письменной речи через подготовку различного рода сочинений, пересказов, рефератов;
    5. пополнение словарного запаса обучаемых математическими терминами;
    6. формирование устойчивой мотивации обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.

Труд на уроке в компьютерном классе  - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица:  «Тебе скажут -  ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

Несмотря ни на что, преподаватель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.

Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

  • Урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается эффективность урока.
  • Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.
  • Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

 

 

 

 

Заключение

Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что студенты более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от преподавателя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока.

Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно преподавателем и учащимися, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем.

Применение ИКТ-технологий является перспективным, так как позволяет

    • комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
    • поставить каждому студенту (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
    • применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
    • частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
    • формировать у учащихся навыки самостоятельного овладения знаниями;
    • стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
    • осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

 

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания характеризуют традиционное изучение формул, абстрактность понятий, которые обычно запоминаются механически.

На мой взгляд, на уроках математики, информатики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий студента. Ведь не каждый, выучив правила, может ими пользоваться.

Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современным образованием также ставится задача – найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий – это один из способов дифференциации, потому что в условиях этой технологии студент имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность преподавателя должна обеспечить возможность каждому овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору студента).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь студенту получить более качественные знания, которые необходимы для повышения качества подготовки специалистов.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов работы с ИКТ, можно выделить следующие:

      1. формирование ключевых компетенций студентов в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
      2. формирование компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения;
      3. повышение мотивации к обучению;
      4. овладение компьютерной грамотности студентами, повышение уровня компьютерной грамотности у преподавателя;
      5. организация самостоятельной и исследовательской деятельности;
      6. создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
      7. развитие пространственного мышления, познавательных способностей студентов;
      8. эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный небольшой опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как преподавателя, так и студентов, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими довольно серьезных тем как информатики, так и математики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Информация о работе Применение ИКТ в преподавании математики