Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и обосновать приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе.
Задачи:
1. Проанализировать понятие познавательной активности учащихся в процессе обучения математики.
2. Выявить приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Рассмотреть примеры приемов, используемых при изучении геометрии в 7 классе.
4. Разобрать некоторые особенности методики обучения геометрии в 7 классе.
5. Обосновать применение приемов активизации, используемых на уроках при изучении геометрии в 7 классе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математики…………………………………….5
1.1. Определение познавательной активности учащихся в процессе обучения математики……………………………………………….5
1.2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………………………10
1.3. Примеры приемов, используемых при изучении геометрии в 7 классе……………………………………………………………….18
Глава 2. Методика активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе………………………………………24
2.1. Особенности методики обучения геометрии в 7 классе………….24
2.2. Приемы активизации, используемые на уроках при изучении геометрии в 7 классе……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЛИКАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ»

 

Кафедра математики и физики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и методика обучения математике»

 

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ

 

 

Кошелева Анастасия Александровна

 

студентка 4 курса 140 группы ЕМФ

 

специальность – Математика

 

 

 

Научный руководитель: ст. преподаватель

 

Бушуева Наталья Леонидовна

Оценка: ________________

_______________________

          подпись

«     » __________ 2009 г.

 

 

Соликамск, 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математики…………………………………….5

1.1.           Определение познавательной активности учащихся в процессе обучения математики……………………………………………….5

1.2.           Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………………………10

1.3.           Примеры приемов, используемых при изучении геометрии в 7 классе……………………………………………………………….18

Глава 2. Методика активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе………………………………………24

          2.1.   Особенности методики обучения геометрии в 7 классе………….24

2.2. Приемы активизации, используемые на уроках при изучении геометрии в 7 классе……………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….35

Список  использованной литературы…………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. [24]

Проблема исследования: Какие приемы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе?

Объект исследования: Процесс обучения математики.

Предмет исследования: Процесс изучения геометрии в аспекте активизации познавательной деятельности учащихся. 

Цель исследования: Выявить и обосновать приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе.

Задачи:

1.      Проанализировать понятие познавательной активности учащихся в процессе обучения математики.

2.      Выявить приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.

3.      Рассмотреть примеры приемов, используемых при изучении геометрии в 7 классе.

4.      Разобрать некоторые особенности методики обучения геометрии в 7 классе.

5.      Обосновать применение приемов активизации, используемых на уроках при изучении геометрии в 7 классе.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математики

 

1.1.Определение познавательной активности учащихся в процессе обучения математики

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

      готовность выполнять учебные задания;

      стремление к самостоятельной деятельности;

      сознательность выполнения заданий;

      систематичность обучения;

      стремление повысить свой личный уровень и другие. [24]

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. [9]

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. [23]

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

      отстаивать свое мнение;

      принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

      ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

      рецензировать ответы товарищей;

      оценивать ответы и письменные работы товарищей;

      заниматься обучением отстающих;

      объяснять более слабым учащимся непонятные места;

      самостоятельно выбирать посильное задание;

      находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

      создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

      решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. [24]

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Как развивается познавательная активность на протяжении старшего дошкольного — раннего юношеского возраста, что может способствовать, а что мешать на каждом возрастном этапе.

Формирование познавательной активности, строго говоря, не является задачей школьного психолога, поскольку на потребность в познании влияет множество факторов — от общих характеристик напряженности потребностей до особенностей семейного и школьного воспитания.

Нередко эти проблемы связаны с неадекватными ожиданиями взрослых: от школьников ждут, с одной стороны, того, что не соответствует их возрастным особенностям, а с другой — того, формированием чего не только никогда не занимались, но даже, в определенном смысле, создавали условия, препятствующие такому развитию. [8]

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);

— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний, стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;

— эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты). [20]

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования:

1.  Непосредственная познавательная активность, любознательность. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства.

Внешне она проявляется в следующем:

— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым — родителям, учителям;

— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

2.                  Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.

Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:

— стремление решать интеллектуальные задачи;

— стремление получить средства для решения указанных задач;

— потребность в интеллектуальных достижениях;

— вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;

— установка на овладение предлагаемым способом деятельности;

— позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения учебных задач;

— интерес к значению незнакомых слов;

— ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

3.  Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств, предметов и явлений, понимание значимых связей между ними.

Для этого уровня характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.

К внешним признакам, характерным для первого уровня, в этом случае добавляются:

— вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств, предметов и явлений, выходящие за пределы школьной программы;

Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения геометрии в 7 классе