Поэты, стихотворения которых сочетали в себе и алгебру и гармонию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Добро Истина, Красота. Древние утверждали триединство этих трёх ликов культуры. Со временем Истина отошла к науке, Красота к искусству, а Добро вообще повисло в воздухе. Но наука, не освящённая идеалами Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в мир декаданса. Красота в равной мере должна питать искусство и науку.

Содержание

1.Введение: Алгебра и гармония стр.2
2.Поэты, стихотворения которых сочетали в себе и алгебру и гармонию:
Тютчев Ф.И. стр.3
2)Брюсов В.Я стр.4
3) Кириенко-Волошин М. стр.6
4) Мандельштам О.Э стр.7
5)Хлебников В.В стр.9
3.Заключение: Мое мнение.

Вложенные файлы: 1 файл

Алгебра и гармония.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

МОУ Гимназия №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Пальцева Светлана

 

ученица 8 «Б»  класса

 

гимназии №1

Проверила:

Вислогузова О. А.


 

 

 

г. Петровск –  Забайкальский

Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.  Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и в научных открытиях. Добро Истина, Красота. Древние утверждали триединство этих трёх ликов культуры. Со временем Истина отошла к науке, Красота к искусству, а Добро вообще повисло в воздухе. Но наука, не освящённая идеалами Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в мир декаданса. Красота в равной мере должна питать искусство и науку.

Гармония означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающие внутреннюю и внешнюю формы предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Математик, так же как и художник или поэт, создает узоры, и если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей. Многие  поэты, выразили свое отношения к математике через их произведения. Например, Федор Тютчев.

 

 

 

 

 

Фёдор Иванович Тютчев - (23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния — 15 (27) июля 1873, Царское Село) — русский поэт, дипломат, консервативный публицист. Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии учителем Михаила Лермонтова. Изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. Продолжил гуманитарное образование на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов, в 1818 избран сотрудником Общества любителей российской словесности. Получив аттестат об окончании университета в 1821, Тютчев поступает на службу в Государственную Коллегию Иностранных Дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой   имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова. В своем стихотворении писал:

Счастлив в  наш век, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто  точку Архимеда

Умел сыскать  в себе самом

 

Так же эту тему затронул   Валерий Брюсов.

 

 

 

 

Валерий Яковлевич Брюсов (1  декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело. Дед Валерия, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал   идеям  революционеров-народников; он   публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было опубликовано. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого представляет собой статью в защиту тотализатора. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу; но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под руку».

 

При этом будущий поэт получил хорошее  образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890—1893 годах — в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Вот что он писал:

 

А третье - третье яблоко Ньютона,

Оно упало в час своей  норы,

И понял ум незыблемость закона,

Что движет землю, небо и  миры.

 

В своем произведении, как вы поняли, Брюсов рассказывает  о яблоке Ньютона. Долгие летние времена Исаак Ньютон пролеживал под яблоней, внимательно рассматривая наливающиеся соком яблоки. И однажды его осенило: представив, что яблоко - это Луна, он совершил гениальное открытие, названное потом Законом всемирного тяготения. Падало ли ему на голову яблоко? 
Вряд ли. Во-первых, к началу июня, когда Ньютон сформулировал для себя закон, яблоки еще не созрели, а, во-вторых, свидетелей не было. Так что свою легенду Ньютон рассказал племяннице Вольтера, та передала ее своему дяде, а уж в словах самого Вольтера никто сомневаться не собирался, его авторитет был достаточно высок.

Вот   еще один из авторов  стихотворений, где сливаются одновременно и алгебра, и гармония - это Максимилиан Волошин.

Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в семье  юриста, коллежского советника. После разрыва с женой, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер), отец Максимилиана умер в 1881 году. С матерью поэт поддерживал родственные и творческие отношения до конца её жизни. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. Свое среднее образование Волошин  начал в Московской   Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым, Максимилиан пошел в Феодосийскую гимназию. Каждый день рано утром он проделывал путь из Коктебеля в Феодосию длиной около семи километров по гористой пустынной местности. С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, однако чаще занимался самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой. Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится «своим» в символистской среде; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно, то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы. В апреле 1906 года женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина. Он писал:

Мир стер зубцы Лапласовых колес,

Заржавели Ньютоновы пружины,

Эвклидов куб - наглядный и простой,

Оборотился Римановой  сферой.

Здесь Волошин  говорит  о Римановой сфере. Риманова сфера-это риманова поверхность, естественная структура на расширенной комплексной плоскости , являющаяся комплексной проективной прямой . Как вещественное многообразие диффеоморфна двумерной сфере S2.Так же был еще один  писатель - Осип Мандельштам. Мандельштам Осип Эмильевич - русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Из петербургской еврейской купеческой семьи. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания "Шум времени",1925). В 1907-08 слушал лекции в Париже, в 1909-10 в Гейдельберге, в 1911-17 изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил). Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация 1910. Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать "суровость Тютчева с ребячеством Верлена", высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы; интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно сдержанны ("Неумолимые слова..." о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети. В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, "Айя-София" печатаются в программной подборке акмеистов.

Программа акмеизма для  него конкретность, "посюсторонность", "сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия", преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество: поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется "Камень" (1913, 2-е изд. 1916). Так же "зодчески" должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи "Петр Чаадаев", "Скрябин и христианство"). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами; в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно-причудливые рисунки. К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. Вот отрывок из его стихотворения:

Если все живое лишь помарка

За короткий выморочный день,

На подвижной лестнице Ламарка

Я займу последнюю  ступень.

        1 августа 1744 года родился Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (ум. 1829) – ученый биолог. Он считал, что природа стремится к совершенству, и следствием этого является процесс эволюции живых организмов. Это было еще до Дарвина с его теорией естественного отбора, и речь шла просто об имманентном свойстве жизни, ее предназначении (кстати, слово «биология» придумал именно Ламарк), о том, что в конкретных условиях одни органы животных развиваются и становятся более приспособленными к этим условиям, а другие, наоборот, остаются невостребованными и даже атрофируются. А в целом эволюция носит прогрессивный характер.

Но в том, что касается человека, у Ламарка такой уверенности  уже не было. В примечании к одному из своих трудов он заметил: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». «Лестница Ламарка» ведет ввысь, к совершенству. А лирический герой стихотворения спускается по эволюционной лестнице в какие-то глубины, уходит к холоднокровным, к беспозвоночным, которых Ламарк многие годы изучал. С одной стороны, здесь прочитывается интеллигентский, почти народнический жест солидарности: разделить участь тех, кто несовершенен и обделен. С другой – деградация мира человеческого, замена в нем сложного на простоту, примитивность. Вот, пример еще одного писателя – Велимира Хлебникова. Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Отец — Владимир Алексеевич Хлебников — был попечителем улуса, учёным-орнитологом, мать — Екатерина Николаевна Хлебникова, историк по образованию, двоюродная сестра народовольца Александра Михайлова. Виктор был третьим ребёнком в семье. О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал: «Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря». По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода — его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Хлебников также отмечал, что в нём есть часть армянской и запорожской крови.

 

Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось  часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию, в 1895 — в Симбирскую. Здесь же, в Симбирске, Виктор начинает свою учёбу в гимназии. В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение. К 1904 году относятся первые известные литературные опыты. Вот отрывок из его стихотворения:

А я желал сегодня, а может, и вчера,

В знаменах Невского,

Под кровлею орлиного пера,

Увидеть имя Лобачевского.

Здесь Хлебников, затрагивает великого математика Николая  Лобачевского. Николай Иванович Лобачевский родился 20 ноября 1792 г. в Нижнем Новгороде в семье губернского регистратора межевой конторы Ивана Максимовича Лобачевского. У Н.И. Лобачевского было два брата: старший Александр и младший Алексей. Мать – Прасковья Александровна в 1802 году привезла своих сыновей в Казань и устроила их учиться в гимназии на казенный счет (тогда это была единственная гимназия в громадном учебном округе). В старших классах его учителями были Н.М. Ибрагимов и Г.И. Корташевский. Лобачевского считали одним из лучших учеников и в 1806 г. после окончания учебного года он был награжден похвальным листом и намечен к переводу в студенты университета. Однако отобранных учеников оставили в гимназии до декабря 1806 г. для усовершенствования в языках и только после экзамена их перевели в студенты. С января 1807 г. четырнадцатилетний Лобачевский значится казенным студентом Казанского университета, начавшего третий год своего существования (указ об открытии – 5(17) ноября 1804 г., начало занятий – февраль 1805 г.). Здесь Лобачевский проявил особую склонность к физико-математическим наукам и, по отзывам М.Ф. Бартельса, И.А. Литрова, Ф.К. Броннера и других профессоров, обнаружил выдающиеся способности. Но его живой характер и независимое поведение не раз вызывали раздражение администрации, он получал выговоры, бывал, заключен в карцер, его имя вносилось на черную доску провинившихся. В итоге, после окончания университета в 1811 году, он не оказался в числе лучших студентов, проводимых в магистры. Только совместное заступничество его учителей изменило положение.

Информация о работе Поэты, стихотворения которых сочетали в себе и алгебру и гармонию