Организация коллективной учебно-познавательной деятельности при изучении «Производной»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

«Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10 – 11 классов» Алимова Ш. А.

 

3.2Особенности методики

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого.

КСО включает 4 формы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.

Фронтально – коллективная –  на этапах объяснения и закрепления  базовых понятий: производная; предел функции; непрерывность функции; сложная функция, линейная, элементарная; касательная к графику; геометрический смысл производной; утверждений: непрерывность функции; правила дифференцирования; алгоритмов темы: вычисление производной по определению; правила дифференцирования; нахождение производной от сложной функции.

Групповая – на этапе отработки умений вычислять производные.

Работа в парах – на этапе  проверки домашнего задания и  опроса учащихся.

Индивидуальная – на этапе исследования.

На изучение темы отводится 26 часов. При изучении данной темы необходимо выработать умение находить производные  и применять их к решению задач.

Я рассмотрю такую форму организации  занятий при КСО как консультанты на опросе

Цели:

- активизация знаний;

- Обучение учащихся сотрудничеству;

- Повышение объективности оценивания;

- Активизация обучающей при опросе;

Эта инсценировка может применяться  в любом классе на уроках математики.

  1. Подготовительный период.

На подготовительном периоде назначается  старший консультант. Назначаются  также старшие консультанты по рядам.

Все остальные учащиеся могут быть разделены на две половины. Одна из них  консультанты, другая – ученики. Можно проводить инсценировку и  без такого деления.

  1. Работа на уроке.
    1. К доске вызывается ученик с консультантом. Если позволяет пространство класса, то можно вызвать и три пары. Вызванные ученик и консультант сдают свои тетради с домашними заданиями консультанту своего ряда. Каждая такая пара получает задание на карточке или по учебнику и начинает работать. Ученик выполняет задание, а консультант внимательно следит и в случае необходимости подсказывает алгоритмы решения задачи и т.д.
    1. Одновременно с работой ученических пар у доски  может проводиться фронтальный опрос учащихся, сидящих на своих местах. Можно вместо фронтального опроса дать учащимся работу по карточкам на месте. И так, одновременно работают пары у доски, на своих местах, консультанты ряда проверяют домашние работы вызванных к доске учащихся, отвечают на вопросы учащиеся своего ряда, старший консультант класса наблюдает  за работой, отвечает на вопросы учащихся и консультантов ряда.
  1. Минут через 7 – 10 работа останавливается. Консультант даёт оценку работе учащегося, с которым он сотрудничал. В оценке отмечается степень самостоятельности, точность ответов на вопросы. Учащемуся, отвечающему у доски, итоговая отметка выставляется на основе отметки, выставленной консультантом ряда за домашнюю работу, и отметки консультанта за ответ у доски.
  1. После этого выставляется отметка консультанту у доски. Она складывается из отметки за домашнюю работу и за ответы на вопросы консультанта ряда. Вопросы могут задавать и педагог, и консультант класса.
  2. Консультант класса может быть опрошен педагогом до занятия.

На подготовку инсценировки «консультанты  на опросе» требуется время. Результативность оправдывает затраченное время.

 

3.3Фрагмент урока

Консультанты на опросе

Занятие №2.

Тема: Производная функции, её нахождение.

Цели:  

ОЦ:   Контроль знаний и умений учащихся, полученных при предыдущем уроке. Проверка домашнего задания. 

ВЦ: Активизация учащихся. Формирование умений сотрудничать. Воспитание внимательности, самостоятельности, аккуратности записей.

РЦ: Развитие умение обучать других. Развитие вычислительных навыков.

МО: Р, Ч – П.

ФО: парная (приём «консультанты  на опросе»).

ФК: Опрос, решение задач, проверка д/з.

СО: Раздаточный дидактический  материал.

Ход занятия:

Организационный момент:

Сообщение темы и целей учебного занятия.

Организация:


 



 

  1. Подготовительный этап.

Старший консультант класса (Ст.К) и консультанты по рядам (К – 1, К – 2, К – 3 ) назначены в конце предыдущего урока.

  1. Работа на уроке.

- сегодня на уроке опрос и  проверку д/з мы проведём в новой форме. Как вы помните, на прошлом уроке были назначены Ст. К и К – 1, К – 2, К – 3. Сейчас они займут свои места, со своими функциями они уже знакомы.

- поприветствуем их. Ребята, вы  помните, что наши консультанты  находятся первый раз в этой  роли. Поэтому на этом уроке  я буду им помогать.

- а теперь консультанты по  рядам назначают пары, которые  будут работать у доски по  предложенным карточкам. Вызванные  ученик и консультант свои  тетради с д/з сдают консультанту своего ряда. В паре ученик выполняет задание карточки, а консультант внимательно следит в случае необходимости показывает алгоритм решения.

- в вашем распоряжении 10 минут.

У – К(1)

У – К (2)

У – К (3)

  1. Используя определение производной найти 

  1. С помощью формулы  найти производную функции:

  1. Используя определение производной найти 

  1. С помощью формулы  найти производную функции:

  1. Используя определение производной найти 

  1. С помощью формулы  найти производную функции:


 

  • Итак, пары у доски приступают к работе, консультанты рядов тоже, а мы с вами займёмся своей работой.
  • Сейчас Ст. К поможет мне раздать вам карточки, по которым вы будете работать самостоятельно. По истечении 7 минут, вы обменяетесь тетрадями и проведёте проверку. Если в ходе работы у вас возникнут вопросы, то за советом вы можете обратиться к Ст.К.

Вариант №1

Вариант №2

  1. Найти производную функции:

  1. С помощью формулы найти производную функции:

  1. Найти производную функции:

  1. С помощью формулы найти производную функции:


- Ребята, по моей команде, вы  обменяетесь тетрадями и проведёте  проверку работы соседа и выставите  оценку за работу. Потом по  моей команде сдадите тетради.

- Ребята, работающие у доски,  вы тоже прекращаете свою работу. Консультанты по очереди дают  оценку вашей работе. Учащемуся,  отвечающему  у доски, итоговая  отметка выставляется на основе  отметки, выставленной консультантом  ряда за д/з, и отметки за ответ у доски.

- чтобы оценить консультантов  у доски, Ст.К задаст им вопросы. После этого мы выставим им общую оценку, которая складывается из отметки за д/з и за ответы на вопросы.

Предполагаемые вопросы:

  1. Что называется производной функции в точке?
  2. Запишите формулу производной в точке.
  3. Какая функция называется дифференцируемой в точке?
  4. Назовите определение предела функции f(x) в точке.
  5. Как называется операция нахождения производной?
  6. Сформулируйте строгое определение непрерывности функции.

Решение задач.

Организация:

 





 



 

Ход:

Подготовительный этап.

На этом этапе готовятся карточки:

6 вариантов (рассчитанные на слабых, средних и сильных учеников)

Примерные карточки:

Вариант №1:

Найти среднюю скорость движения точки  на отрезке[1;1,2], если закон её движения S=S(t) задан формулой:

    1. .

Вариант №2:

Найти мгновенную скорость движения точки, если:

Вариант №3:

Используя определение производной  найти f`(x), если:

 

Вариант №4:

Найти мгновенную скорость точки, если закон её движения    задан формулой:

 

Вариант №5:

Определить скорость тела, движущегося  по закону , в момент времени:

 

Вариант №6:

Используя определение предела  функции в точке, выяснить, является ли верным равенство:

  1. ;

1 этап.

Все учащиеся получают карточки и  решают их самостоятельно. Если кто  – то из учащихся успешно выполнил задания, то он привлекается к консультированию других учащихся. Работа длится до момента  полного усвоения материала заданий.

- ребята, сейчас вы рассядетесь  по группам (группы были сформированы  ранее) и получите каждый свою  карточку. Вам необходимо выполнить  задания самостоятельно.

Я выступаю в роли консультанта, т.е. я буду консультировать вас, давать советы, разъяснения по тем вопросам, которые у вас возникнут в  ходе работы.

2 этап.

После выполнения индивидуальных заданий, учащиеся начинают работать в парах. Проводят взаимообучение с остальными тремя товарищами в группе. Один из учащихся в группе объясняет решение  первого задания. Второй – слушает. Потом они меняются ролями. Первый – объясняет, второй – слушает.

- а сейчас, ребята, в своей группе  разбейтесь на пары. Один из  вас будет учителем. Ему надо  объяснить партнёру решение первого  задания своей карточки. Потом  вы меняетесь ролями и тот кто был учителем становится учеником.

- кому не понятно, что нужно  сделать? Приступили к работе.

- на этом этапе вы обмениваетесь , и каждый из вас выполняет задание №2 в карточке соседа, т.к. он знает эту карточку, или от консультанта, т.е. от меня.

3 этап. Ученики проверяют задания  №2 друг у друга и , если требуется, объясняют друг другу до полного усвоения.

- ребята, в роли учителя побывали  все при объяснении своих заданий,  но учитель не только объясняет  материал, но проверяет решение.  Ваша задача – проверить задания  под №2 друг у друга и  поставить за работу оценку. Общая  оценка будет выставляться консультантом.  Она будет состоять из ваших  оценок и оценок за д/з.

4 этап.

А теперь, ребята, сдайте тетради с  домашней и классной работой.

Итог урока.

Самоанализ работы учащихся на уроке.

Домашнее задание:

№869(1, 3, 5), №875(2, 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Передовой опыт организации коллективной учебно – познавательной деятельности подтверждает её большие воспитательные, развивающие и образовательные  возможности. Однако необходимо ещё  раз подчеркнуть, что решающая роль в их организации принадлежит  учителю. При этом особенно важна  его психологическая установка: осознание коллективных форм работы учащихся кА средства формирования их личности и развития коллективистических  отношений. Учитель учит не только тому, что предусматривают учебные  программы и планы, но и значительно  большему – человеческому взаимодействию, взаимопониманию, желанию и умению сотрудничать, оказывать товарищескую поддержку и помощь.

Информация о работе Организация коллективной учебно-познавательной деятельности при изучении «Производной»