Организация коллективной учебно-познавательной деятельности при изучении «Производной»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность. Одной из актуальных проблем современной школы является организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Под коллективной учебно-познавательной деятельностью школьников понимается не всякая деятельность, протекающая в коллективе, а лишь такая, которая между её участниками устанавливает определённые связи и отношения.

Организация коллективной учебно-познавательной деятельности не рассматривается в настоящем  исследовании как универсальный  метод обучения и воспитания, неизменно обеспечивающий успех дела. Только в сочетании с другими формами и методами учебно-воспитательной работы, может быть, достигнут желаемый педагогический результат. Коллективная учебно-познавательная деятельность характеризуется в данной работе как существенный резерв повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, как средство формирования у школьников познавательного интереса и познавательной самостоятельности на уроках математики, в частности при изучении производной в 10  классе. Для лучшего понимания, усвоения материала темы необходимо вовлечь учащихся в специально организованную деятельность. Под специальной деятельностью мы будем понимать в данном исследовании коллективную учебно-познавательную деятельность.

Исходя из актуальности темы, была сформулирована проблема исследования: организация коллективной учебно-познавательной деятельности при изучении «Производной» в 10 классе.

Объектом исследования является технология коллективной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения учащихся вычислению производных в 11 классе.

Предметом исследования являются методические приёмы, методы и средства обучения, обеспечивающие формирование у учащихся умений вычислять производные на основе использования технологии коллективной учебно-познавательной деятельности.

Как показывает опыт, коллективная учебно-познавательная деятельность школьников при умелой педагогической организации  способствует решению в единстве и дидактических и воспитательных задач. В процессе коллективной учебно-познавательной деятельности формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность школьников. Такая деятельность стимулирует развитие склонностей и способностей учащихся. Кроме того, коллективная работа школьников при решении познавательных задач воспитывает у них мотивы учения, чувство ответственности и коллективизм, творческое отношение к делу.

Все проблемы, рассмотренные выше и поиск их решения, привели к гипотезе: целенаправленная методическая работа по формированию у учащихся умений вычислять производные  на основе использования технологии коллективной учебно-познавательной деятельности снизит трудности и повысит эффективность вычисления производных, что приведёт в результате к более глубокому изучению математики в целом.

Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.

Успех организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников при изучении «Производной» зависит, прежде всего, от педагога, который, активизируя работу учащихся на уроке и вне его, добивается решения не только ближних (усвоение знаний, умений, навыков), но и более дальних задач (формирование социально ценных качеств личности). Овладение основами  наук является,  по существу,  необходимым  средством (условием) в достижении главной цели обучения - воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.

Проблема исследования, его цель, объект и предмет обусловили следующие задачи исследования:

- определить теоретическую сущность коллективной учебно-познавательной деятельности на уроках математики;

- выявить   особенности   организации   коллективной учебно познавательной деятельности на уроках математики;

-разработать  технологию коллективной учебно-познавательной  деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе. Результаты исследования   необходимы   для   повышения   профессиональной компетенции учителя математики.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

В первой главе определена теоретическая сущность коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся 10 класса на уроках математики.

Во второй главе проведён анализ методической литературы, анализ содержания темы с точки зрения возможностей использования КСО и разработана авторская педагогическая технология коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся 10 класса при изучении темы «Производная».

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1Психолого – педагогические основы коллективной учебно – познавательной деятельности учащихся 11 класса на уроках математики

§1Содержательная характеристика коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся

В общеобразовательной  школе, как известно, давно утвердилась  классно-урочная система обучения. На уроке преподаватель занимается со всей группой учащихся класса, которые  выполняют его указания и инструкции. При этом каждый ученик в меру сил, возможностей и способностей усваивает  учебный материал индивидуально  и независимо от других, хотя и вместе со всеми. Точнее, он зависит только от темпа занятий, который задает учитель. А учитель равняется  в основном на скорость продвижения  ученика ниже средней успеваемости. Он, как правило, считает, что если слабый ученик усвоил материал, то средние  и сильные— тем более. Картина такая: учащиеся сидят в классе вместе, а каждый отдельно взятый из них учится за себя. Ученик либо отличником, либо отстающим будет независимо от успехов или неудач соседа. Недостаток такой организации обучения состоит в том, что учение — основной вид деятельности школьников — мало влияет на их взаимодействие в учебном процессе, формирование у них чувства солидарности и взаимной ответственности.

       Учителя, конечно, видят этот  недостаток, но обычно продолжают  работать по традиции. Но педагоги-исследователи  и неуемные практики ищут варианты  такой организации обучения, при  которой проявились бы и взаимодействие, и взаимная ответственность учащихся. Одним из них и является  коллективная учебно-познавательная  деятельность учащихся (КУПД). Исследованием  проблемы занимались М.Д. Виноградова,  И.Б. Первин, В.П. Тарантей и др. (1970-е годы), В.А. Караковский, М.Е. Кульпединова, Х.Й. Лийметс, М.М, Поташник, В.В. Рубцов, М.Е. Трубачева и др. (80-е годы).

       Вместе с тем следует вспомнить,  что в 20-е годы и до 1932 г. в советской школе уже был опыт подобной организации учебной деятельности под названиями “бригадно-лабораторный метод” (занятия по бригадам) и “метод проектов”. Бригада коллективно выполняла полученный проект; в процессе этой работы учащиеся получали знания, опыт выполнения проектов. После известных постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам образования в 1931—1932 гг. школы вернулись к классно-урочной системе обучения и к предметному преподаванию. (Мы не проводим в данной теме анализ этого интереснейшего периода истории советской школы.) Прошло полвека, пока в новых условиях развития школы теоретики и практики начали разрабатывать идеи коллективной учебно-познавательной деятельности школьников. Рассмотрим основные положения такой организации занятий.

       Разработчики КУПД исходят из  ряда посылок. Она включает  самих учащихся в активный  поиск новых знаний, в формирование  умений и навыков, не ограничиваясь  лишь сообщением готовых.

       Существенной особенностью КУПД  является разбивка учащихся класса  на группы по 2-7 человек. (В группе  более чем из 7 учеников занятия  затрудняются.) Занятия организуются  по схеме:

       1) фронтальное занятие со всем  классом;

       2) занятие по группам;

       3) фронтальное — подведение итогов  занятий групп.

Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности школьников зависят от того, какую позицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти позиции  могут быть:                                           

• пассивного восприятия и освоения преподносимой  извне информации;

• активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

 • организуемого  извне направленного поиска, обнаружения  и использования информации.

Первая  позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как  сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.

§2 Психологическая характеристика коллектива

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупности индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:

• члены    коллектива    устойчиво    взаимодействуют.    Это    взаимодействие способствует прочности и стабильности существования коллектива;

  • коллектив должен отличаться ярко выраженной однородностью состава;
  • члены коллектива должны иметь относительно высокую сплоченность в связи с единством взглядов, установок, позиций;
  • коллектив должен быть структурирован и организован;

• коллектив отличается открытостью - готовностью принять новых членов.

 

2.1Социально-психологический климат и основные факторы его формирования

Социально-психологический  климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условий жизнедеятельности, стилем и уровнем управления, другими факторами. Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.

 

§3Педагогические основы  коллективной учебно – познавательной деятельности учащихся

3.1 Коллективная деятельность как педагогическая категория

Задачи общества и реформы  школы одновременно с повышением общего уровня образования на первый план выдвигают требование социального развития учащихся. Необходимо, чтобы уже в школе в процессе овладения знаниями дети и подростки включались в разнообразную продуктивную деятельность, производительный труд и овладевали навыками работы в коллективе.

Педагогика рассматривает деятельность как важнейшую форму активного  отношения человека к окружающей среде и основное средство воспитания, всестороннего развития личности. В процессе педагогически целесообразной деятельности реализуются и совершенствуются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы; усваиваются знания, приобретается социальный опыт; проявляются и углубляются общие и специальные способности; формируются умения жить и работать в коллективе. Деятельность оказывает определяющее влияние не только на становление личности ученика, но и на процесс сплочения и развития ученического коллектива.

В педагогике и психологии, а также в школьной практике чаще всего

фигурируют  три основных вида деятельности: учебно-познавательная, трудовая, игровая. Кроме того, большое  внимание уделяется общению учащихся, которое рассматривается как  атрибут всякой деятельности, а иногда и как самостоятельный вид  деятельности.

Учебно-познавательная деятельность детей и подростков есть процесс  систематического усвоения знаний, умений, навыков и социального опыта, необходимых для активного участия  в труде и общественной жизни.

Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников позволяет  успешно решать многие актуальные проблемы обучения и воспитания, и в частности  такие, как формирование интереса к  учению (к предмету и самому процессу познания), воспитание коллективизма, трудолюбия, ответственности (перед  собой, коллективом, обществом) как  качеств личности.

Многообразная деятельность учащихся в школе и вне школы, как  правило, происходит в коллективе. Это  может быть коллектив учебного класса и предметного кружка, любительского клуба по месту жительства, спортивной секции и художественной самодеятельности и т. д.

Организация деятельности школьников как коллективной выполняет  еще одну очень важную функцию — сближает учебную и внеучебную работу школьников.

Характер общения учащихся на уроках и во внеурочное время  весьма различен. В результате остаются нереализованными все возможности формирования познавательной и общественной активности школьников. Система организации всей жизни учащихся, стимулирующая развитие коллективных взаимоотношений, способствует объединению учебной и внеучебной деятельности. Практически все виды деятельности находят свое отражение в формах коллективной учебно-познавательной деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.

Рассмотрение структуры разных видов коллективной деятельности школьников с позиции педагогики дает возможность  сосредоточить внимание  на компонентах, связанных с процессом воспитания школьников, с его целям, средствами, результатами. Это поможет направить практическую организацию коллективной деятельности на решение учебно-воспитательных задач.

Оптимальная структура коллективной деятельности учащихся включает следующие  компоненты:

    • цель деятельности — зачем предпринимается, какие конечные результаты предполагается получить;
  • содержание деятельности — предмет, основные параметры;

Информация о работе Организация коллективной учебно-познавательной деятельности при изучении «Производной»