Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности организации групповых форм обучения младших школьников на уроках математики при изучении темы: «Площадь».
Задачи исследования данной темы:
- Изучить имеющийся опыт организации групповой работы в начальной школе;
- Изучить основную методику обучения математики в начальной школе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Групповые формы работы на уроках в начальной школе…………….6
1.1 Понятие групповых форм работы на уроках в теории обучения детей младшего школьного возраста………………………………………………...…6
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации групповых форм обучения……………………………………………………....15
Глава II. Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»…………………………….18
2.1.Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности применения групповых форм организации обучения на уроках математики в начальных классах при изучении темы: «Площадь»………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня на уроке я…

Научился…

Было интересно…

Было трудно…

Домашнее задание

Стр.38 № 6 (б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Самоанализ урока

 

      Данный урок на тему «Площадь геометрических фигур. Сравнение площадей» открывает изучение темы «Площадь» во 2 классе. Данный урок связан с предыдущими тем, что идет первичное знакомство детей с геометрией, к этому моменту времени дети знают умножение, как посчитать периметр фигуры, что такое длина и ширина, на последующих уроках будет продолжаться изучение площади геометрических фигур, а именно единицы измерения площади.

     Целью данного урока  является формирование представления  о площади фигуры как о величине, показывающей, сколько места занимает  фигура на плоскости.

 Основные задачи урока:

 Образовательные:

- познакомить с понятием «площадь фигуры»;

- начать систематизировать представления  о способах сравнения площадей;

Развивающая:

- развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные общеучебные умения;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество.

   К концу урока ожидаемым результатом является усвоение учениками понятия площади фигур и продолжение развития личности учащихся.

Содержание данного урока соответствует цели данного урока. Сочетание  методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учеников, в соответствии с уровнем обученности.

Время на этапы уроков было распределено рационально, связки между ними были логичны.

Наглядные пособия способствовали более эффективному усвоению новой темы.

        Контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция осуществлялись как учителем, так и одноклассниками, контроль был своевременным, постоянно поддерживалась обратная связь с учениками.

          Объем и содержание домашнего задания был определен с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке.

        Психологическая атмосфера на протяжении всего урока была благополучная для усвоения новых знаний, развития личности учащихся. Учащиеся получили удовлетворение от учебной деятельности, от групповых форм работы.

        На уроке  удалось достигнуть поставленной  цели, реализовать образовательные, воспитательные и развивающие  задачи урока. От проведения урока остались только позитивные впечатления, возможно еще поработать над заданиями в группе, чтоб они были еще интереснее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конспект урока по математике 2 класс.

 

Тема: «Площадь фигуры; квадратный сантиметр».

 

Цель: ознакомить учащихся с квадратным сантиметром как единицей, и научить пользоваться этой единицей измерения.

Задачи урока:

1. познакомить с понятием «квадратный сантиметр»;

2. начать систематизировать представления о способах вычисления площадей;

3. продолжать работу по рационализации вычислений;

4. развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные умения;

5. воспитывать интерес к математике, социальные чувства.

Материально-техническое и методическое обеспечение: геометрические фигуры, карточки с заданием, записи на доске, учебник «Математика 2 класс, 2 часть» Т.Е. Демидова, образец кв.см.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Начинаем наш урок математики.

- Проверьте всё ли готово  у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка, простой и цветные  карандаши, ножницы, картон.

- Откройте тетради, запишите число  и классная работа.

- Мы сегодня будем продолжать  раскрывать тайны математики, а именно площади фигур. Готовы? О своих открытиях каждый из вас поделится в конце урока.

2. Актуализация  знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с площадью фигур. Скажите, пожалуйста, что же такое площадь фигур*

- Молодцы, площадь фигур – это  та плоскость, которую занимает фигура.

- А какими способами можно измерить площадь*

- Правильно, на глаз, с помощью  наложения и палетки. А сегодня  мы познакомимся с другим способом, с помощью квадратного сантиметра.

3. Объяснение  нового материала.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с единицей измерения площади, которая называется квадратный сантиметр и научитесь пользоваться единицей измерения. (Образец на доске).

- Это кв. см.- стороны которого  равны 1см.

- Он очень маленький, но играет  огромную роль в математике.

- А сейчас мы научимся чертить кв.см. в тетради. (Учитель на доске чертит, а дети в тетради).

- А теперь начертим кв. см. на  картоне и вырежем его.

- Повторяю ещё раз: это кв.см., при помощи которого мы будем измерять площадь фигур, короче можно записать так 1 кв.см. (Учитель подписывает на доске, дети в тетрадях).

- Начертите прямоугольник длина 4 см, ширина 1 см, разделите его на  квадратные см. Какова площадь  прямоугольника. 4 квадратных см.

- А сейчас поработаем группами, с соседними партами.

- Перед вами лежат фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Измерьте площадь этих фигур с помощью кв.см. из картона. Обсудите между собой, все ли фигуры можно измерить таким способом.

- Измерили, так скажите, какие трудности возникли или не возникли при измерении площади фигур с помощью картонного кв.см.

- Не все фигуры можно измерить  таким способом. Это так. А можно  сделать проще. Для этого измерим  длину вашего прямоугольника. Теперь  ширину. И чтобы найти площадь  мы должны длину умножить на  ширину. Площадь обозначается буквой S (учитель записывает на доске, дети в тетради), а наименование кв. см.

- Например, длина прямоугольника 2 см, ширина 3 см., то площадь равняется 2 умножить на 3 равно 6 кв.см.

4. Физкультминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп. 
Мы топаем ногами, топ, топ, 
Качаем головой, 
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, 
Мы низко приседаем и прямо мы встаем, 
Руки вниз, на бочок. 
Разжимаем - в кулачок, 
Руки вверх и в кулачок, 
Разжимаем на бочок, 
На носочки поднимайся, 
Приседай и выпрямляйся, 
Ноги вместе, ноги врозь.

5.Закрепление  новой темы.

- Теперь в своих группках  разделитесь на две пары, одна  пара придумывает различные прямоугольники, другая пара считает площадь, после меняемся.

- Посчитали, а теперь наоборот, одна из пар придумывает площадь. А другая чертит всевозможные фигуры с данной площадью.

- А теперь поделитесь друг  с другом о том, что нового  вы узнали сегодня на уроке, что было легко, что было трудно.

6. Итог урока.

- Сегодня мы изучили сложный  материал, дома изучите подробнее  данную тему.

Домашнее задание

Стр.39 № 9  

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Схема анализа урока по ФГОС

Класс  второй

Предмет математика

Автор учебника Т.Е. Демидова

Тема урока «Площадь фигуры; квадратный сантиметр»

 

 

Этапы анализа

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

22

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

222221

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал)

22

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

2

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

22

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование   УУД

22

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

21

5.

Содержание урока:

2

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

22

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

22

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности.

22

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

21

6.

Методика проведения урока:

2

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

21

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

22

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

21

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

22

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

22

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

22

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

22

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

22

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

21

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

22

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

22

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

22

7.

Психологические основы урока:

2

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

22

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

22

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

22

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

22

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

22

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

22

Итого:

 

250


 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБОУ ВПО

«Смоленский государственный университет»

Психолого – педагогический университет

Кафедра теории и методики начального образования

 

 

 

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ТЕМЫ «ПЛОЩАДЬ»

 

 

Курсовая работа

по методике преподавания математики в начальных классах

 

студентки 4 курса заочного отделения

специальности «Педагогика начального образования»

АЛЕКСАНДРОВОЙ Марии Александровны

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Кондрашенкова Татьяна Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2013

 


 



Информация о работе Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»