Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности организации групповых форм обучения младших школьников на уроках математики при изучении темы: «Площадь».
Задачи исследования данной темы:
- Изучить имеющийся опыт организации групповой работы в начальной школе;
- Изучить основную методику обучения математики в начальной школе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Групповые формы работы на уроках в начальной школе…………….6
1.1 Понятие групповых форм работы на уроках в теории обучения детей младшего школьного возраста………………………………………………...…6
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации групповых форм обучения……………………………………………………....15
Глава II. Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»…………………………….18
2.1.Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности применения групповых форм организации обучения на уроках математики в начальных классах при изучении темы: «Площадь»………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

       Руководители  групп и их состав подбираются  по принципу объединения школьников  разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

       При групповой  форме работы учащихся на уроке  в значительной степени возрастает  и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику [8, с. 113].

         Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания: 

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа: 

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу [14, с. 51].

      Во время групповой  работы учитель выполняет разнообразные  функции: контролирует ход работы  в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом [12, с. 143].

       Групповая форма  работы на уроке может применяться  для решения почти всех основных  дидактических задач. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

        Существует множество групповых форм работы, перечислим основные из них: групповой опрос, общественный смотр знаний,  учебная встреча, диспут.

     Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель [15, с. 87].

     Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

      Данная форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу [15, с. 88].

        В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

        Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

      Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп [15, с. 90].

           Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом. После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся. Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН). Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации [15, с. 91].

       Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время). Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель. Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты [15, с. 92].

      Разновидностью учебной встречи является диспут. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

-  Я критикую идеи, а не людей.

-  Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

-   Я выслушиваю соображения  каждого, даже если я с ними  не согласен.

-   Я сначала выясняю все  идеи и факты, относящиеся к  обеим позициям.

-   Я стремлюсь осмыслить  и понять оба взгляда на  проблему.

-   Я изменяю свою точку  зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

       Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

      Цель диспута - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции [15, с. 93].

    К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. [15, с. 94].

      При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении [20, с. 88].

     Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Преимущества групповой работы:

- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;

- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

- обучающийся учится участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;

- для решения большинства задач необходима работа всей группы;

-  улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

- включает в работу каждого  ученика;

- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива [23, с. 103].

        Групповая форма работы эффективна в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Существует множество видов групповой работы. При организации групповой работы педагог должен учитывать разнообразные факторы, такие как: цель, задачи урока, содержание учебного материала, индивидуальные и возрастные особенности учеников; уровень обученности учащихся и др.

 

1.2 Учет возрастных особенностей  младших школьников при организации групповых форм обучения

       

      При организации учебно-воспитательного процесса  начальной школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

      В целом, ребенок младшего школьного возраста готов к систематическому школьному обучению. О нем можно говорить уже как о личности, поскольку он осознает себя и свое поведение, способен сравнивать себя с другими [16, с. 66].

          Младший  школьный возраст связан с  решительными изменениями в его  деятельности, общении, отношениях  с другими. Ведущей деятельностью на смену игре приходит учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся его отношения с окружающими [16, с. 67].           Важные изменения происходят в физическом развитии младших школьников. Происходит завершение окостенения черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом, но развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы [22, с. 65].

С развитием мозга и совершенствованием нервной системы связанны особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников [22, с. 66].

    У детей младшего школьного  возраста усиливается контроль сознания над своим поведением, развиваются элементы волевых процессов. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более явным, но по-прежнему доминирует процесс возбуждения. Более тонкой становится работа органов чувств [16, с. 67].  

  В младшем школьном возрасте интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала на уровне теоретических понятий, особенно по математике [22, с. 67].

       Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, чему способствует упражнение детей в мыслительных операциях. Задача педагогов начальных классов - поднять мышление ребенка на качественно новую ступень, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей [16, с. 66].

     Мышление их развивается в тесной взаимосвязи с речью. Значительно обогащается словарный запас ребенка, ребенок учится устно и письменно излагать свои мысли, данному умению наиболее будет способствовать организация групповой работы на уроках, когда ученики учатся высказывать свое мнение по тем или иным вопросам [16, с. 67].

          Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников [22, с. 66].для развития логической памяти необходимо приучать детей осмысливать материал, во многом этой цели способствуют групповые технологии обучения, когда ученик, проговаривая, повторяя, объясняя, однокласснику осмысливает изучаемый материал.

Информация о работе Организация групповых форм работы на уроках математики в начальной школе при изучении темы «Площадь»