Методика математического развития, методика обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. По мнению ученых, сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. В основе методов лежат объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией.

Содержание

1. Метод: понятие, квалификация, характеристика ……………………………3
2. Традиционные методы в обучении детей математики ………………………7
3. Нетрадиционные методы и приемы математического развития детей …………………………………………………………………………..15
4. Критерии отбора методов для занятия по математическому развитию ………………………………………………………………………20
Список литературы ……………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Задачи-шутки по своей  структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись  при решении похожих задач, рассматривавшихся  на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Для получения ответов  на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно  только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над  задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления учащихся, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.

Простота и занимательность  сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых  знаний.

Таким образом, использование  элементов устного народного  творчества поможет воспитателю  в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

«Математика в фольклоре»

- Прочитать предложенный  элемент устного народного творчества;

- Установить, о чем в  нем говориться (о каком числе,  величине, и т.п.) и для чего  это используется;

- Объяснить смысл прочитанного;

- Если на одно и то  же число, величину дано несколько  элементов устного народного  творчества, сравнить их между  собой и выделить то общее,  что у них имеется;

- Привести пример еще  одного элемента устного народного  творчества или произведения  фольклора на ту же тему (число,  величину);

- Нарисовать свой рисунок  к прочитанному;

- Подготовить краткий  устный рассказ о том элементе  устного народного творчества, который  больше всего понравился.

 

4. Критерии отбора методов  для занятия по математическому развитию

 

Чем старше дети, тем большее  значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникают тогда, когда:

  • связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет);
  • после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теплой водой, таянием льда, решение задач);
  • использование слов «иногда», «некоторые», «только в отдельных случаях» служит своеобразными опознавательными признаками или сигналами фактов или результатов (игры с обручами);
  • для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.).

Многочисленные экспериментальные  исследования доказали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, прк формировании пространственных и временных представлений  ведущими методами являются дидактические  игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной  наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные  и практические.

Однако форсирование какого-либо одного метода обучения не получило должного подтверждения на практике. Наиболее рациональным, как показывает опыт, является сочетание разнообразных  методов.

При выборе методов учитываются:

- цели, задачи обучения;

- содержание формируемых знаний на данном этапе;

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- наличие необходимых дидактических средств;

- личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

- конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

Теория и практика обучения накопила определенный опыт использования  разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При  этом классификация методов используется с опорой на средства обучения. В  период становления общественного  дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние  методы обучения математике в начальной  школе. В практику работы детских  садов проникли монографический  метод А. В. Грубе и вычислительный метод (метод изучения действий). Работая  с дошкольниками, Е. И. Тихеева внесла много нового в разработку методов  обучения детей. Составленные ею игры-занятия сочетали в себе слово, действие и наглядность. По ее мнению, дети до 7 лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е. И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни».

 

Список литературы

 

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003
  2. Венгер, Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Вен-гер. — М., 1994.
  3. Виноградова, Я. Ф. Перспективы развития общего начального образования в России / Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова, А. М. Пышкало. — М., 1994.
  4. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанско-го. -М., 1981.
  5. Гегель, Г. Наука логики / Г. Гегель. — М.: Мысль, 1996.
  6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. - М., 1998
  7. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984
  8. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - М., 1989.
  9. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980
  10. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981
  11. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005

 


Информация о работе Методика математического развития, методика обучения математике