Математическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.

Содержание

1. Теоретическая часть ………………………………………………
1. 1. Значение работы с родителями по вопросу математического развития дошкольников …………………………………………………
1. 2. Методика диагностики уровня математического развития детей. Способы оформления результатов диагностики ……………………….
1. 3. Особенности понимания и использования алгоритмов детьми дошкольного возраста ……………………………………………………..
1. 4. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми
2. Практическая часть …………………………………………………
2.1. Диагностика уровня сформированности математических представлений дошкольников …………………………………………..
2.2. Результаты анкетирования родителей по вопросу математического развития детей ……………………………………………………………..
2.3. Консультация для родителей по математическому развитию детей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Приложения ……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика математического развития.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Дома, как и в детском саду, необходимо создавать условия для игр. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов - цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам. При этом тренируются внимание, память, развиваются умственные способности.

Среди игр старших дошкольников хотелось бы видеть: шашки, шахматы, домино, лото, мозаику, головоломки. Чем разнообразнее игры, тем богаче и ярче протекает жизнь детей.

Вам необходимо познакомить ребенка с правилами, помочь понять поставленные задачи, игровые действия, показать, как играть, и неоднократно играть вместе с ним.

Во время игр вам следует предусмотреть, чтобы дети играли не только самостоятельно, но со своими сверстниками, с младшими или старшими. Игры объединяют непосредственно участников, болельщики внимательно наблюдают за играющими, выражают активное отношение к успехам и неудачам своих товарищей.

Игры дома

«Сколько воды в губке»

В игру может играть несколько человек. Для этого понадобятся: кастрюля, губка, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок в нее положит губку. Играющие должны сказать, сколько воды впитает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкость для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе всех к истине.      

«Рассортируйте пуговицы»

У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы, цвета. Предложите малышам рассортировать их, а потом сказать, сколько каких пуговиц, каких пуговиц больше, каких меньше.

 «Путешествие на дачу»

Скоротать путь в дороге можно следующим образом. Пока один из родителей ведет машину, вы с ребенком можете считать машины: один - едущие навстречу красные машины, другой - обгоняющие машины красного цвета, Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

«Найди осьминожку»

В середине платка положите маленький шарик и завяжите его. Получилась «осьминожка». Ее надо спрятать от ребенка. «Раз, два, три, ищи!» -говорит взрослый. После этих слов ребенок ищет осьминожку. Найдя ее, он говорит, где она находилась, используя слова: на, за, между, в.

Теперь ведущим становится ребенок, и игра повторяется.

«Чего не стало?»

Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на поставленные вопросы:

-  Игрушек стало больше или  меньше?

-  Какие игрушки исчезли?

-  За какими игрушками они  стояли?

-  Какая игрушка была первой?

«Назови соседей»

Взрослый говорит ребенку число, просит назвать его соседей (предыдущее и последующее числа) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый говорит два числа и просит ребенка назвать число, которое находится между ними. Поменяйтесь ролями.

 «Найди столько же»

Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив число на ней, находит столько же одинаковых предметов в комнате, затем столько же разных.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладони и просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько услышит ваших хлопков, и положить рядом соответствующее число. Меняйтесь ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы при помощи слов больше или меньше, отгадывает задуманное число.

«Кто больше?»

Перед игроками на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Играют вдвоем. На стол положите камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на столе камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников. – Екатеринбург: УрГПУ, 2012. – 233 с.

2. Курбанязова Г.Г. Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте. // Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac501.html

3. Логика и математика для дошкольников / Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.: издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Детство – Пресс, 2000. – 94 с.

4. Михайлова 3. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство-пресс», 2008 - 484 с.

6. Петрова В.Ф. Логика и математика для дошкольников. – Казань: Каз.федер.ун-т., 2014. –200 с.

7. Утюмова Е.А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.// Педагогическое образование в России. - 2014.  - № 3. – С.134-138.

8. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. - М.: ИД «Форум», 2009.

9. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. -  М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика диагностики математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

1. Методика на определение уровня  развития и сформированности  счета (Л.С. Метлина):

- Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4?

- Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4?

- Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить?

Оценка результатов:

- 3 балла – высокий уровень – ребёнок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.

- 2 балла – средний уровень – ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

- 1 балл – низкий уровень – допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5).

2. Методика на определение уровня  развития и сформированности  пространственных представлений (Л.С. Метлина):

- Скажи, где находится стол? (сзади)

- Справа от матрешки стоит пирамидка, а какие игрушки находятся слева и сзади от матрешки (мишка – слева, неваляшка – сзади)?

- Сделай 2 шага вперед, повернись направо и сделай 3 шага, потом повернись налево и сделай один шаг.

Оценка результатов:

- 3 балла – высокий уровень – ребёнок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди», «сзади», «слева» и «справа», как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы.

 

- 2 балла – средний уровень – ребёнок в достаточной степени владеет навыками пространственного ориентирования. С помощью взрослого устанавливает как положение предметов, так и свое положение в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

- 1 балл – низкий уровень – допускает ошибки, как при определении пространственного положения предметов, так и в отношении своего положения.

3. Методика на определение уровня  развития и сформированности  представлений времени (Л.С. Метлина):

- Скажи, какой сегодня день недели? (вторник) А какой был вчера? (понедельник) Какой будет завтра? (среда)

- Когда у нас буду занятия по рисованию? (в понедельник) А когда по математике? (во вторник)

- Скажи мне слова наоборот. Я скажу – утро, ты – вечер. Завтра – (вчера), рано – (поздно), день – (ночь)

Оценка результатов:

- 3 балла – высокий уровень – ребёнок владеет навыками ориентирования во времени, обнаруживает знания дней недели, времени суток. Осмысленно отвечает на вопросы.

- 2 балла – средний уровень – ребёнок в достаточной степени владеет навыками ориентирования во времени. С помощью взрослого устанавливает соотношения между днями неделями и временами суток. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

- 1 балл – низкий уровень – допускает ошибки, как при определении дней недели, так и при определении времени суток.

4. Методика на определение уровня  сформированности формы (Л.С. Метлина):

- Найди прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг. Сколько сторон у квадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем они отличаются друг от друга?

- Найди в группе и назови предметы круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной формы.

- Найди все такие фигуры, как эта форме (круг, треугольник, квадрат);

- Найди не такие фигуры, как эта по форме (круг, треугольник, квадрат).

5. Методика исследования уровня сформированности величины (Л.С. Метлина):

- Найди самую длинную (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое (низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий (мелкий) стакан; большой (маленький) гриб;

- Найди все такие фигуры, как эта по размеру (большая, маленькая);

- Найди не такие фигуры, как эта по размеру (большая, маленькая).

Оценка результатов по 4 и 5 методикам:

- 3 балла – высокий уровень – ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

- 2 балла – средний уровень – ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

- 1 балл – низкий уровень – ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует с помощью взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета для родителей

1.Знакомы ли Вы с требованиями  программы детского сада по  развитию у ребенка  элементарных  математических представлений?

2. Как  Вы считаете, какова основная  цель РЭМП у детей в детском  саду:

А) научить считать, решать задачи, выучить цифры;

Б) научить ориентироваться в пространстве и во времени;

В) подготовить к обучению в школе;

Г) Развивать психические функции мышления, внимания, памяти, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3.Какую оценку Вы даете уровню  развития математических представлений  у своего ребенка?

4. Часто ли Ваш ребенок в  домашней обстановке проявляет  интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы  поддержать его интерес?

5. Выполняете ли Вы домашнее  задания по математике, которые  рекомендует Вам воспитатель?

7. Получает ли Ваш ребенок  в детском саду достаточное  развитие по математике и  хорошую  подготовку к дальнейшему обучению в школе?

8. Считаете ли Вы необходимым  для Вашего ребенка посещать  дополнительные занятия по математике  вне детского сада? Какие? 

9. В Вашей группе имеется наглядная  информация по РЭМП?  Насколько  она полезна для  Вас?

А) информация отсутствует.

Б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание.

В) информация есть, но крайне скудная.

Информация о работе Математическое развитие детей