Математическое моделирование полета лыжника при прыжке с трамплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Кратко цель данной работы звучит так: "как прыгнуть, чтобы улететь подальше и не разбиться?" Изменяя свою позицию во время отрыва, относительное положение ног, рук и корпуса, атлет может контролировать траекторию своего полета в воздухе, управляя углом атаки. Задача формулируется следующим образом: как должен лыжник управлять своим телом, чтобы приземлиться настолько далеко, насколько возможно, и при этом иметь приемлемую посадочную скорость.

Содержание

1. Введение
1.1. Обзор литературы
2. Концептуальная постановка задачи
2.1. Геометрические элементы трамплинов
2.2. Собственно концептуальная постановка
3. Математическая постановка задачи
3.1. Предположения
3.2 Уравнения движения
4. Обтекание трамплинной горы потоком воздуха
4.1. Концептуальная постановка задачи
4.2. Математическая постановка
4.3. Численное решение
4.4. Результаты
4.1. Выводы по главе
5. Решение основной задачи
5.4. Исследование решения
4.5. Анализ результатов
4.6. Выводы по главе
6. Заключение 3

Вложенные файлы: 1 файл

прыжок с трамплина.docx

— 203.16 Кб (Скачать файл)

 

Рис.9

Поле скоростей ветра в окрестностях горы.

 

 

 

5. Расчет полета лыжника

Задача Коши (7),(14),(15),(8) решалась методом Гаусса решения систем дифференциальных уравнений.

Траекторию при заданных уравнениях движения и трамплине определяют три "входных" патаметра: начальная скорость , поддерживаемый в полете угол между лыжами и горизонталью и предельная скорость . После решения задачи Коши мы можем определить два "выходных" параметра задачи - составляющую посадочной скорости, нормальную к склону и дальность .

Далее для краткости будет называться просто скоростью приземления.

Исследовалась сходимость решения по интегральной и максимальной норме. Кроме этого проводилось еще две проверки, имеющих более простой и наглядный смысл. Их результаты здесь и приведены. Сравнение получающихся дальностей и скоростей приземления показало, что при заданном шаге по времени с дальность отличается по сравнению с решением с точностью с на величину порядка м, то есть у решений с шагами 0.001 с и 0.0001 с отличие в дальности имеет порядок нескольких миллиметров - в пределах одного сантиметра, т.е. 0.01 м. Численно отличие между скоростями приземления меньше в 2-3 раза, чем между дальностями. Так как точности выше 1 см и 1 см/с нам не нужны, все дальнейшие расчеты проводились с шагом по времени 0.001 с. Второй проверкой была такая: при отключении условия окончания вычислений по прошествии достаточно большого времени скорость падения становилась постоянной и равной предельной скорости. Оказалось, что значения выходных параметров достаточно жестко определяют, какими могут быть входные параметры. Это обусловлено не только узостью интервала допустимых скоростей приземления и длиной участка склона приземления, но и узостью интервалов изменения входных параметров. Вычислительный эксперимент проводился на параметрах нижне-тагильского трамплина. Входные параметры должны удовлетворять следующим условиям:

  • м/с
  • м/с

На рис.11 видны траектории полета прыгуна при , фиксированной предельной скорости и слегка отличающихся начальных скоростях.

 

Рис.11. Траектории полета лыжника при различных скоростях вылета

 

 

 

 

Рис.12. Зависимость дальности полета от начальной скорости при различных предельных скоростях.

 

 

 

Рис.13. Зависимость нормальной к склону составляющей скорости приземления от начальной скорости при различных предельных скоростях.

 

 

 

 

Рис.14. Допустимая зона изменения предельной и начальной скоростей при фиксированном угле наклона лыж к горизонту

 

 

 

 

Рис.15. Допустимая зона изменения предельной и начальной скоростей при фиксированном угле наклона лыж к горизонту

.

 

Из рис.12-13 видно, что чем больше дальность полета, тем более жестким будет приземление. При уменьшении предельной скорости для достижения той же дальности нужна меньшая начальная скорость, то есть преимущество получают прыгуны, имеющие большую "парусность". Из рис.14-15 видно, что угол лыж 20° предпочтительнее, чем угол 30°, так как при нем можно стартовать с меньшими скоростями и с меньшим риском. Таким образом, наилучшие прыжки получаются при как можно больших начальных скоростях (разумеется, в пределах допустимой области) и как можно меньших предельных скоростях и углах .

При учете ветра оказалось, что уже при скоростях ветра порядка 1 м/с при встречном ветре лыжник имеет большой шанс недолететь до участка приземления, а при попутном - перелететь через него. Видимо, поэтому соревнования по прыжкам с трамплина не проводятся при ветре.

6. Заключение

Построена математическая модель прыжка с трамплина, учитывающая все основные факторы, влияющие на полет лыжника, включая ветер вблизи трамплинной горы и зависимость аэродинамических коэффициентов от угла атаки.

Определена область изменения параметров прыжка, обеспечивающая безопасное приземление.

Решена задача обтекания трамплинной горы потоком воздуха. Составленная модель отображает основные физические закономерности рассматриваемого явления как то возникновение ветра под действием перепада давлений, увеличение скорости ветра под действием высотных ветров, поворот воздушного потока вспять при задании отрицательных скоростей на границах рассматриваемой области или отрицательного перепада давлений и т.д.

 

В дальнейшем планируется:

1. Исследовать влияние стартового толчка на результаты прыжка;

2. Провести более точный анализ аэродинамических коэффициентов, основанный на математической модели обтекания системы прыгун-лыжи потоком воздуха;

3. Поставить задачу оптимизации параметров прыжка и решить с применением прнципа максимума Понтрягина аналогично работам [2,3], но с учетом ограничения на скорость приземления;

4. Решить  нестационарную задачу обтекания  горы потоком воздуха: если даже  небольшой постоянный ветер приводит  к сносу в десятки метров, может, допустимыми окажутся небольшие порывы ветра.

 

Библиография

1. Грозин, Е. А. (1971) Прыжки с трамлина. Физкультура и спорт, Москва

2. Ремизов, Л. П. (1973) Максимальная дальность  прыжка с трамплина.

Теория и практика физической культуры, 3, 73-75.

3. Remizov L. P. Biomechanics of optimal ski jump. J.Biomechanics, 1984, vol.17, №3, pp.167-171.

4. Н.А.Багин, Ю.И.Волошин, В.П.Евтеев. К  теории полета лыжника при  прыжках с трамплина. /Теория и  практика физической культуры, №2, 1997, сс.9-11.

5. Komi, P. V., Nelson, R. S. and Pulli, M. (1974) Biomechanics of Ski-Jumping. Jivaskyla.

6. Петров В. А., Гагин Ю. А. Механика  спортивных движений. М.:

Физкультура и спорт, 1977

7. Флетчер К. Вычислительные методы  в динамике жидкостей: в двух  томах. - М.: Мир, 1991.

8. Тарунин Е.Л. Двухполевой метод  решения задач гидродинамики  вязкой жидкости. Пермь, ПГУ, 1985.

9.HÜTTE. Справочник для инженеров, техников и студентов. Том первый. М.-Л., главная редакция литературы по машиностроению и металлообработке, 1936.


Информация о работе Математическое моделирование полета лыжника при прыжке с трамплина