Использование элементов РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в 5 классе коррекционной школы VIII вида при изучении темы «Сложение и вычитание чисел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 05:39, доклад

Краткое описание

Мне посчастливилось обучиться и работать не один год по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе гимназии. Все содержание программы, технология РО подчинены основной цели: формированию учебной деятельности учащегося, умению учиться. Реализация этой цели начинается с формирования учебно-познавательного мотива у учащегося (я хочу знать и уметь). Этому способствует и создание на уроках учителем ситуации успеха. Если ребенок постоянно познает горечь поражения, вряд ли у него останется надежда на успех в будущем. В настоящее время я работаю учителем математики в коррекционной школе VIII вида и, к сожалению, не имею возможности работать в системе РО. Но я пришла к выводу, что эта система поможет мне решить многие проблемы на уроках математики. Некоторыми приемами, которые я использую, мне хотелось бы поделиться с коллегами.

Вложенные файлы: 1 файл

71393_Использование_элементов_РО_Эльконина.docx

— 21.52 Кб (Скачать файл)

Использование элементов РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в 5 классе коррекционной школы VIII вида при изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд»

 

    Одной из ключевых задач курса математики является формирование вычислительных навыков. Освоив все арифметические действия, дети все же допускают большое количество ошибок при решении примеров. Такое положение можно исправить, если использовать определенные типы заданий, направленных на отработку отдельных действий алгоритма какого- либо вычисления.

   Мне посчастливилось обучиться и работать не один год по системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в начальной школе гимназии. Все содержание программы, технология РО подчинены основной цели: формированию учебной деятельности учащегося, умению учиться. Реализация этой цели начинается с формирования учебно-познавательного мотива у учащегося (я хочу знать и уметь). Этому способствует и создание на уроках учителем ситуации успеха. Если ребенок постоянно познает горечь поражения, вряд ли у него останется надежда на успех в будущем.

    В настоящее время я работаю учителем математики  в коррекционной школе VIII вида и, к сожалению, не имею возможности работать в системе РО. Но я пришла к выводу, что эта система поможет мне решить многие проблемы на уроках математики.  Некоторыми приемами, которые я использую, мне хотелось бы поделиться с коллегами.

    При изучении темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд» необходимо заранее определить алгоритм выполнения вычисления по данной теме:

  • Поразрядная запись чисел;
  • Определение разрядов, в которых будет переход в следующий или предыдущий разряд;
  • Определение количества цифр в результате;
  • Замена действия – на + и наоборот;
  • Вычислительные ошибки в пределах 10 и 20.

Таким образом, мы можем дифференцировать ошибки, которые могут быть допущены учениками непосредственно при выполнении действий с данными числами. Поэтому необходимо каждый этап вычисления отработать в том порядке, в котором мы его зафиксировали. Но в учебнике математики для коррекционных школ не предусмотрены задания для отработки каждого этапа алгоритма таких вычислений. 

 

    Возможны варианты определения этого алгоритма в зависимости от уровня класса:

  1. В «сильном» классе (если можно так сказать) можно предложить детям решение нескольких примеров с переходом через разряд, в которых  ученики обязательно допустят нами указанные ошибки. Тогда, анализируя допущенные ошибки и фиксируя их, этот алгоритм определяется на уроке вместе с детьми.
  2. В «слабом» классе этот алгоритм дается учителем в готовом виде. Опять же здесь учитель может его озвучить, а может просто подбирать задания учащимся в соответствии с алгоритмом.

    Такой подход к изучению данной темы позволяет учителю дифференцированно подходить к подбору заданий для каждого ученика, т.е. если учащийся справляется с заданиями 1 этапа, ему можно предложить задания следующего этапа. Сначала отрабатываются случаи сложения, а затем вычитания.

 

Вот примеры таких заданий на сложение:

  1. этап.

а) Оцени правильность записанных примеров (Найди ошибки):

 

174         128         583              244            . . .

                 +     52      +  36_     +      200     +  602       +  . ._ 

 

           б) Запиши примеры столбиком для вычисления:

 

368+452              500+50

190+23                106+20

 

  1. этап.

Покажи стрелками, если будет переполнение в разряде (считать не надо):

 

712           638            304       900

                 +    169      +  471         + 172   + 100

 

  1. этап.

а) Не считая, определи, сколько цифр будет в сумме:

   


     192         1 9 2                406              311              375     

                         + 908      + 9 0 8            +  193          +    26           + 650       

                              . . . .      

 

 

б) Проверь, правильно ли ученик поставил переполнение разрядов:

 


                           1 7 4                5 7 2                4 0 8

                      +      4 2        +     4 5 3          +    3 9 2

 

 

    Для предупреждения ошибок, связанных с заменой действия + на – или наоборот, необходимо учащимся дать установку обводить в кружок знак перед тем, как приступить к началу вычисления, таким образом, привлекая еще раз его внимание на определенное действие. Например:         

                                                     

 

                                                         463


                                                 +      178

 

    Безошибочное вычисление в пределах 10 и 20, отрабатывается многократными упражнениями.

 

    Каждый учитель может самостоятельно  разнообразить типы заданий в  зависимости от ошибок, которые  чаще всего встречаются в каждом  конкретном классе. Для детей, которые более успешно справляются с решением примеров на сложение и вычитание в пределах 1 000 с переходом через разряд, можно предложить задания более высокого уровня: выступить в роли «учителя» или «консультанта» -  проверить решение примеров у другого учащегося или составить (придумать) задания и примеры для другого ученика, например, соседа по парте.

 

Желаю успехов вам, дорогие коллеги и вашим ученикам!


Информация о работе Использование элементов РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в 5 классе коррекционной школы VIII вида при изучении темы «Сложение и вычитание чисел