Использование нетрадиционных форм обучения на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях бурного развития школы в целом, и начальной школы в частности, появления альтернативных программ и систем обучения учитель должен стараться работать творчески, систематически пополнять свои знания, разнообразно и увлекательно проводить урочные занятия. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии, технологии, так как приходится преподавать «в одном лице» все эти предметы. Таким образом, поскольку вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов, а это – довольно сложная задача

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных форм обучения в начальной школе
1.1. Психолого - педагогические особенности нетрадиционных форм обучения на уроках математики в начальных классах
1.2. Значение нетрадиционных форм обучения в развитии математических способностей младших школьников
Глава 2. Особенности использования нетрадиционных форм обучения на уроке математики в начальной школе
2.1. Возможности формирования математических способностей младших школьников с использованием нетрадиционных форм обучения
2.2. Экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм обучения

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН РАБОТЫ ТАНИ.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

Тема: Использование нетрадиционных форм обучения на уроках математики в начальной школе

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных  форм обучения в начальной школе

1.1. Психолого - педагогические  особенности нетрадиционных форм  обучения на уроках математики  в начальных классах

1.2. Значение нетрадиционных  форм обучения в развитии математических способностей младших школьников

Глава 2. Особенности использования нетрадиционных форм обучения на уроке математики в начальной школе

2.1. Возможности формирования  математических способностей младших школьников с использованием нетрадиционных форм обучения

2.2. Экспериментальная работа  по использованию нетрадиционных  форм обучения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях бурного развития школы в целом, и начальной школы в частности, появления альтернативных программ и систем обучения учитель должен стараться работать творчески, систематически пополнять свои знания, разнообразно и увлекательно проводить урочные занятия.  Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии, технологии, так как приходится преподавать «в одном лице» все эти предметы. Таким образом, поскольку вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов, а это – довольно сложная задача

Вследствие различных причин у современных школьников значительно упал интерес к учебе: шквал информации захлестнул детей; по некоторым предметам материал значительно устарел; не всегда информация преподносится должным образом; школа выступает не как "носитель" нового и неизвестного, а как некий рычаг, позволяющий на некоторое время "обуздать" детей; из-за общей неблагоприятной экономической и социальной ситуации в стране, и как следствие, слабого финансирования системы образования в  школе и вовсе уныло.

Как известно, одним из принципов дидактики является принцип активности и самостоятельности в обучении. Все конкретные средства активизации учения школьников охарактеризовать невозможно: их достаточно много. Однако можно назвать те средства, которые являются наиболее специфическими для начальной школы: проблемное обучение школьников и самостоятельная работа. Проблемность лежит в основе познавательной активности, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод о том, что, наряду с вопросами о содержании и методах обучения как средствах активизации учения школьников, формам организации учения достаточного внимания не уделено. Считается, что для повышения качества форма имеет весьма большое значение. Использование методов стимулирования интереса к учению, разработанных методистами и учителями-практиками внесло существенные изменения в традиционный урок и привело к появлению нетрадиционных, нестандартных, авторских форм уроков, сначала в практике отдельных учителей, в частности, новаторов, а затем в более широком опыте. Следует отметить, что в качестве средства активизации учения школьников выступает и содержание материала, которое призвано нести учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир, и как мало еще он открыт ему /ученику/, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.

Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности детей компенсировать ограниченность учебной деятельности в движениях, в положительных переживаниях, в свободе выбора интересной для себя роли и позиции, в возможности проявить свою активность.            Считается, что именно в нетрадиционном уроке учитель имеет возможность применять  вышеуказанные средства обучения: проблемное обучение, самостоятельную работу, соединив это все с игрой.

Практикой накоплен богатый опыт проведения нетрадиционных уроков, однако, в психолого-педагогической литературе нет достаточного теоретического обоснования этой проблемы.

На основе вышесказанного мы сформулировали тему нашей выпускной квалификационной работы: "Нетрадиционные уроки в начальной школе".         

 Целью исследования явилось изучение теоретических и практических аспектов использования нетрадиционных уроков в начальной школе.         

 Объектом исследования выступил процесс обучения младших школьников.

Предметом исследования явились нетрадиционные уроки в начальной школе.

Исходя из цели исследования мы определили задачи исследования:

1)   изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

2)   рассмотреть урок как основную форму обучения; изучить типы уроков и специфику их проведения;

3)   выявить требования к современному уроку;

4)   определить сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе;

5)   определить специфику разработки, организации  и проведения нестандартных уроков в начальной школе по предметам различных циклов (естественно-научного, филологического, художественно-эстетического).

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных  форм обучения в начальной школе

 

1.1. Психолого - педагогические  особенности нетрадиционных форм  обучения на уроках математики  в начальных классах

 

 

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость нетрадиционного подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике инновационного обучения в педагогической системе.

Развитие современной школы в Северной Осетии характеризуется ее ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы школы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных методов обучения в начальной школе. Главенствующая личностно-ориентированная направленность в обучении предполагает признание субъектности учащегося, которое определяется в значительной мере направленностью его личностного развития. При этом за учеником сохраняются права на самоопределение, самореализацию при осуществлении овладения способами учебной работы, помогающими ему приобрести знания, умения, для последующего применения их в ситуациях, не связанных с обучением, а также дает возможность выбрать способ учения, уровень информации и т.д. этапом в создании условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании являются нетрадиционные методы обучения, которые больше ориентированы на обучаемого и могут служить одним из путей модернизации образовательного процесса в современных условиях, таких, как:

1) индивидуализация и  уровневая дифференциация;

2) информатизация;

3) интенсификация с помощью  развивающих игр.

Все они позволяют повысить активность ребенка, его потребность в усвоении знаний и умений.

Ведущей дидактической задачей, стоящей перед обучением математике учащихся начальной школы, является активизация их познавательной деятельности, развитие самостоятельности и формирование творческого отношения к овладению учебным материалом. Учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися начальных классов несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности. Все это приводит к выводу о необходимости реализации дидактического принципа индивидуального подхода к учащимся при коллективных формах обучения и интенсивной разработке проблемы индивидуализации в учебном процессе.

Следующим принципом индивидуального подхода к учащимся начальных классов является дифференцированный подход. Важнейшим условием дифференцированного подхода является знание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка на основе определения его учебных возможностей. Индивидуальные особенности психических процессов обуславливают уровневые возможности ребенка и определяют его профильную ориентацию в зависимости от развития восприятия, памяти, мышления, ощущения и эмоций. Следовательно, внедрение индивидуализации и уровневой дифференциации в процессе обучения, а также использование заданий, соответствующих уровню их индивидуального развития на уроках математики в начальной школе позволят принести ребенку радость и вызвать устойчивый интерес к учебе, а также активизируют мотивацию учения.

Математика начинается вовсе не со счета, как кажется очевидным, а с … загадки, то есть проблемы. Чтобы у учащихся начальных классов развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Важную роль в подготовке к творческому труду детей играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развивается воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Одним из преимуществ информатизации обучения является применение обучающих программ на уроках математики, таких как игровые программы «Башня знаний», «Суперинтеллект», «Вундеркинд», «Считай и побеждай», «Устный счет», «Дробь» и другие, которые позволяют обучать, обобщать и контролировать усвоение материала на различных этапах усвоения материала урока.

Формирование логического мышления детей младшего школьного возраста, которое всегда было одной из самых проблемных задач педагогики, в условиях информатизации общества становится еще более сложной проблемой, а причина здесь заключается, прежде всего, в том, что кардинально меняется предметная среда, которая окружает маленького человека, вступающего в мир познания. Предметная среда не просто увеличивается, но и появляются принципиально новые сегменты предметной среды, и их появление связано, прежде всего, с глобальным процессом информатизации общества. Многие объекты новых сегментов предметной среды являются для педагогов «вещами в себе». Здесь велика опасность, что развитие детей, в том числе и формирование их логического мышления, не будет иметь ни должного когнитивного обеспечения, ни надлежащей психолого-возрастной стратегии их воспитания.

Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей. Состояние предметной среды и применение компьютерных программ и игр тесно взаимосвязаны. Именно в процессе применения компьютерных игр на уроках математики в начальной школе эти актуальные объекты предметной среды становятся для ребенка «вещами для него».

Отсюда следует, что компьютерные игры как современный педагогический инструмент требуют тщательного отбора и анализа того сегмента предметной среды, в котором реализуется ее сценарий.

Характер сложившихся отношений учащихся и учителя влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившиеся отношения могут быть различными: благоприятствовать педагогическому процессу и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес и могут их тормозить. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных  и важнейших понятий в дидактике. Под данным понятием подразумевается такое качество деятельности ребенка, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, а также результативностью и соответствием социальным нормам. Такую активность ребенка можно вызвать целенаправленными педагогическими воздействиями и организацией педагогической среды, то есть при помощи интенсификации уроков математики в начальной школе. К ним можно отнести применение развивающих игр на уроках математики в начальной школе. Игра наряду с учением и трудом является одним из основных видов человеческой деятельности. По определению академика Г.К.Селевко: «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Большинству игр присуще четыре главные черты характера, это: свободная развивающая деятельность; творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.д.; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как учебной деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых учащийся реализует себя как субъект. Мотивацией игровой деятельности служит ее добровольность, возможность выбора и элементы соревновательности, а также удовлетворение потребностей в самоутверждении и самореализации учащихся. Применение на занятиях по математике в начальной школе развивающих игр следующих видов: арифметические игры, геометрические игры, игры на развитие воображения, памяти и внимания и других, стимулирует учащихся к учебной деятельности. Реализация использования развивающих игр на уроках математики происходит по следующим основным направлениям: выдвигается дидактическая цель перед учащимися в виде игровой задачи; учебная деятельность подчинена основным правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Информация о работе Использование нетрадиционных форм обучения на уроках математики в начальной школе