Цвет в рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - реклама.

Предмет исследования – семантика цвета в рекламе.

Цель работы - проанализировать психологию и семантику цвета в рекламе и изучить её влияние на реципиента.

Содержание

Введение

1. Парадигма исследования цвета

1.1 Цвет в истории

1.2 Физиология цвета

1.3 Психология цвета

1.4 Гендерный аспект в изучении цвета

1.5 Национально-культурные особенности восприятия цвета

2. Цвет в рекламе

2.1 Использование цвета в рекламе

2.2 Целевая аудитория как фактор выбора цвета

Заключение

Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

cvet v reklame.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

     2.2 Целевая аудитория как фактор выбора цвета 

     Разобраться в этом возможно, применив один из методов качественного маркетинга – метод цветокоррекции. Суть его в том, что по социальным параметрам человека можно прогнозировать его реакцию на те или иные сочетания цветов. Метод коммерческой цветокоррекции использует не только ситуативное восприятие цвета в зависимости от текущих задач и целевых установок респондентов, но и учитывает возрастные, половые, религиозно-психологические и этнологические аспекты неосознанного и рационализированного восприятия цветов.

     Применяя  метод, можно задать параметры и  характеристики целевой аудитории  и получить на выходе основные цвета  воздействия. И наоборот, имея определенные цветовые решения, можно выявить группу потребителей, наиболее адекватно реагирующих на заданные цвета. Сейчас уже можно "рассекретить" некоторые из рецептов успеха группы Danone, в том числе и тотальное применение коммерческой цветокоррекции в период становления брендов "Активия", "Даниссимо" и "Виталиния" в России.[12,c.64] Сначала маркетологами Danone была выявлена ниша активных молодых людей, проводящих большую часть дня в офисе. На тот период времени им еще никто не предложил своих услуг по утолению легкого чувства голода в районе 11 часов дня. В эту нишу и устремилась марка "Даниссимо", используя бутылочки и баночки сине-красного цвета.

     Синий и красный цвета наиболее позитивно  воспринимаются двумя целевыми группами – энергичными подростками периода  полового созревания и стрессоокруженными молодыми людьми. Причем, гормональный бум для организма человека – точно такая же встряска, как и конфликт с окружающим миром у молодого бунтаря и карьерный рабочий стресс для молодого специалист. В результате цветовая гамма во многом обеспечила продукту реактивный – не вход, а взлет – на рынок.

     Успех новой торговой марки или продукта в очень большой степени зависит  от того, как потребитель их воспримет  на уровне чувств, и зрительно –  прежде всего. Прогнозируемость этой реакции, по сути, гарантирует будущий результат. Цветовое решение ТМ настолько же важно, насколько сильную волну внимания оно вызовет у целевой аудитории. Если вы знаете, как работает социумная настройка цветовосприятия, вы не допустите роковой ошибки в выборе цветовой гаммы бренда. Если же цветовое позиционирование выбрано неверно, компании будет сложно компенсировать этот промах.

     Типичная  ошибка: фирменная палитра не соответствует  ценовой нише, в которую пришла компания. Один и тот же цвет представителями  эконом-сегмента и премиального класса воспринимаются по-разному! То, что для одних кажется бедным, пустым, для других является статусным – цветом, на фоне которого они индивидуальны. К премиальным цветам относятся белый, черный и серый (обратите внимание, оформление большинства бутиков не выходит за рамки этого цветового треугольника). Если в этой же палитре оформить, скажем, продуктовую розничную сеть нижнего и среднего ценового сегмента, многие потребители ее просто не заметят, не воспримут как магазин продуктов. [21,c.82]

     Игры  с цветом уместны и в шоу-бизнесе, где, по сути, решаются те же задачи, что  и в магазине – реализовать  продукт, или, еще точнее, образ продукта. В шоу-бизнесе качественные маркетологи  работают очень активно. С помощью  цветокоррекции они создают образ исполнителя, вызывающий наиболее адекватные реакции у потребителя, в соответствии с имиджевой характеристикой артиста. Пример – абсолютно грамотное цветовое позиционирование певицы Валерии. Два года назад, после истории с разводом и новой любовью, ей нужно было создать абсолютно идеализированный романтический образ под условным названием "Та, что нашла свое счастье". Он был создан сочетанием определенных оттенков розового и голубого, найденных рекламным агентством Art-Com. Именно это двуцветие оказалось созвучно ожиданиям публики, внимательно следившей за перипетиями личной жизни Валерии.

     Для ситуаций, когда нужно экстренно  привлечь внимание к чему-то новому, существует только красный цвет. По волнам восприятия красный цвет через  хрусталик глаза первым приходит без искажения. Красный олицетворяет не только агрессию, но и страсть, активность. Он эффективно работает как моментальный коммуникатор, но подходит только для краткосрочных акций, для "вброса" товара в сознание потребителей. Затяжная атака красного может легко довести человека до состояния перевозбуждения, даже истерии. Недаром все тоталитарные режимы всегда используют массив красного цвета.

     Есть  так называемые компенсаторные цвета, обеспечивающие разрядку эмоционального напряжения, – отдельные для каждой поло-возрастной группы.

     Ребрендинг  для компании – всегда отличный шанс исправить ранее допущенные ошибки. Например, сменить или модернизировать  неудачное цветовое решение. Новые  корпоративные цвета не только оживляют восприятие бренда, они часто меняют эмоциональное содержание отношений потребителя и компании. То же самое относится и к не титульным торговым маркам.[32,c.14]

     В перенасыщенном сегменте рынка цвет помогает радикально отстроиться от конкурентов. Можно вспомнить историю  с запуском в конце 90-х водки "Кристалл" с черной этикеткой. Тогда водочный рынок был перебрендирован, доминировали здесь, в основном, синие и красные цвета. Черный фон с золотыми буквами стал событием для потребителя, по разноцветью конкурентов был нанесен эффектный удар. А эффективным он стал еще и потому, что пробудил в сознании людей старше 30-ти старый советский миф о том, что якобы существует некий экспортный вариант "Столичной" черного цвета. Легенда, таким образом, материализовалась.

     Кондитерский  холдинг "СладКо", уйдя с московского рынка в регионы, в нижний ценовой сегмент, разработал новую цветовую гамму своей ассортиментной линейки, соответственно новым маркетинговым задачам. Идея состояла в том, чтобы потребитель узнал в дизайне конфет графику и цвета, присущие его домашней обстановке. Продукт "СладКо" изначально был нацелен в большей степени на малообеспеченных людей пенсионного и предпенсионного возраста, живущих в режиме экономии, в том числе экономии электричества. Отсюда – приглушенные красно-оранжевые тона с желтыми вставками на упаковке, и клетчатая графема, повторяющая мотивы пледа. Целевая группа позитивно отреагировала на знакомую картину уюта и вывела холдинг "СладКо" из кризиса.[22,c.203]

     Этот  пример доказывает и то, что цвет сам по себе не может рассматриваться в отрыве от всего остального инструментария брендовосприятия. Фирменное сочетание цветов обеспечивает результат при соблюдении как минимум одного условия – знания своей целевой аудитории. Если это условие соблюдено, остается только выбрать соответствующую палитру и, создавая бренд, отсекать от него все лишнее.

     Можно взять цвета банки «Кока-кола», бутылки «АкваМинерале» и упаковки индийского чая (это цвета: красный, голубой и желтый) и представить  себе как сложно было бы ориентироваться  в супермаркете, не имея этих цветовых ассоциаций. Руководствуясь цветовой памятью, люди с легкостью ориентируются в магазине, аптеке, где угодно. Главное, чтобы упаковка была визуально запоминающейся. Когда возникает новая компания или крупная фирма планирует выпуск нового продукта, цвет торговой марки является одним из наиболее ответственных маркетинговых решений. На этом этапе необходим новый цвет, который бы позволил бы добиться поставленной цели. Правда, когда дело касается упаковки торговых марок, фирмы предпочитают не принимать радикальных решений. Большинство современных продуктов основывается на цветах из палитры цветовых скромников.[15,c.56]

     Но, однако, существуют в рекламной практике такие случаи, когда создатели  продукта пытались сломать цветовые стереотипы. Компания, выпускающая кетчуп и различные соусы-приправы, Heinz решила изменить сложившееся веками человеческое представление о цвете привычных вещей: зелени травы, голубизне неба и красноте кетчупа.

     Heinz представила всему миру зеленый  кетчуп. Сотрудники, ответственные за продвижение нового продукта рассказывали, что это было шоком для взрослых людей, но не для детей, поскольку у тех нет такой жесткой ассоциативной привязки. Новый кетчуп отличался от старого только цветом. Вкусовые особенности такие же, как у красного.[8,c.67]

     «Вначале  предполагали сделать кетчуп голубого цвета, однако изготовителям показалось, что в ярко-зеленом больше «кухонной  логики» - помидоры бывают красными и  зелеными. В число ингредиентов был  также добавлен витамин С.

     Цена  на новый продукт была на 20 центов выше, чем на традиционный красный Heinz.

     За  счет выпуска зеленого кетчупа (к  августу 2001 года было продано 10 млн. бутылок  приправы) компания Heinz увеличила уровень  продаж на 5,4%. Окрыленная успехом, компания выпустила на рынок еще один цветовой вариант – пурпурный кетчуп.»[47,c.96]

     Различные аспекты используются в рекламе, чтобы внушить доверие к тому или иному продукту:

     1. Качества свежести, натуральности,  искристости минеральной воды  передаются светлым, прозрачным  бирюзовым цветом.

     2. Качества мягкости, нежности используются  для рекламы детской одежды  или средств гигиены. 

     3. Прохлада, прозрачность и чистота  - в рекламе алкогольных напитков.

     4. Благородство, аристократичность, эксклюзивность  передается в рекламе сигарет, страховых компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета.

     5. Свобода, связанная с отпуском  в южных широтах, куда можно  отправиться и на самолетах,  курортные места и кремы от  и для загара связываются в  нашем представлении с небесно-голубым цветом.

     6. Протест, молодость, свобода выражается  голубым джинсовым цветом в  рекламе джинсов и сигарет. 

     7. Мечта, тайна, романтика, тоска,  свойственны рекламе фильмов,  книг и осветительных приборов - все это отражается в темно-синем цвете ночного неба.

 

      Заключение 

     Изучение  цвета в рекламе имеет существенный значение, т.к. цвет может воздействовать на человека на физиологическом и психологическом уровне. Цвет может формировать отношение к продукту или компании. По большей части вся литература и статьи про воздействие цвета имеет скорее развлекательно-познавательный, а не научный характер. В данной работе я постаралась систематизировать и проанализировать всю важную информацию о влиянии и восприятии цвета по различным параметрам. Кроме анализа цвета на физиологическом и психологическом уровнях я рассмотрела гендерный аспект воздействия и национально-культурный,т.к. считаю, что это тоже не мало важно. Каждый цвет имеет собственное влияние и неодинаково воспринимается представителями различных полов и культур.

     Цветовая  гамма, использованная в рекламном  сообщении, не только привлекает внимание потребителя, но также в дальнейшем может повлиять на цветовую составляющую бренда. Цвет – палочка в руках дирижёра, от его грамотного использования во многом зависит успешность рекламы продукта. То есть нужно учитывать психологическую и физиологическую реакцию человека на определённый цвет, отношение к цвету людей, с учётом менталитета граждан разных стран, удачное и неудачное взаимодействие цветов, насколько их значения соответствуют продукту и согласованы с целевой аудиторией, тому как компания выглядит на рынке и т.д. Цвета в рекламе вызывают у человека на подсознательном уровне те или иные эмоции,привлекают внимание, но не всегда это внимание оказывается в пользу продукта, определяют взаимодействие потенциальной целевой аудитории с компанией, выпускающей товар и т.п .  

 

      Список литературы 

1.Айзенберг  М. Менеджмент рекламы. – М., ТОО ”ИнтелТех”, 1999. – 80с.

2.Бобылева  М.П. Рекламный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2006.-334с.

3.Бехтерев  В. М. Внушение и его роль  в общественной жизни. - М.,1995.-320с. 4.Богомолова Н. Н. Социальная  психология печати, радио и телевидения. - М.: 2001.-234

5.Боковиков  А.К., Лебедев А.Н. Экспериментальная  психология в российской рекламе.  – М.: РАН Институт психологии, 1995.-186с.

6.Бобылева  М.П. Рекламный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2006.-334с. 

7.Борисов  Б.Л. Технологии рекламы и PR. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 624с.

8.Батра  Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Рекламный  менеджмент: Пер. с англ. – 5-е  изд. – М.: СПб., 2004. – 784 с.

9.Владимирская, А. Владимирский П. Нестандартный  учебник по рекламе. Ростов  н/Д 2004.-134с.

10.Волкова  А.И., Пижугийда. Основы психологии  рекламы для студентов колледжей.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-350с.

11.Волкова  В.В. Дизайн рекламы. М, Высшая школа, 2003.-245с.

12.Викентьев  И.Л. Приемы рекламы и Public Relation, 5-е изд., доп – СПб, ООО Триз  – Шанс – Изд. дом «Бизнес  – пресса, 2001. – 256 с.

13.Вокруг  света. Черным по белому. –  М.: Наука, 1986. - №15(45). – 37с.

14.Гребенкин Ю.Психотехнологии в рекламе-учебное пособие 2000.-162с.

15.Гёте  И.-В. Учение о цветах.-М.: Наука, 1994.- 240с.

16.Деребире  М. Цвет в деятельности человека.-М.: Наука, 1999.-177с.

Информация о работе Цвет в рекламе