Философский анализ проблем массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, проанализировать различные взгляды на понимание массовой коммуникации с использованием философской методологии.
Задачи:
• Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории. На примере работы одного из главных представителя франкфуртской школы Герберта Маркузе. А так же продолжение критической линии в работах Нейла Постмана.

Содержание

Раздел 1. Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории
1.1 Представители франкфуртской школы
1.2 Критика Нейла Постмана
Раздел 2. Трансформация понимания роли массовой коммуникации в рамках постмодерна
2.1 Роль «массы» в коммуникации.
2.2 Увлечение» техническим развитием коммуникации Маршала Маклюэна.
Раздел 3. Философский анализ проблем массовой коммуникации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Нестерова 1.docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

План:

Раздел 1. Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории

    1. Представители  франкфуртской школы 
    2. Критика Нейла Постмана

Раздел 2. Трансформация понимания роли массовой коммуникации в рамках постмодерна

    1. Роль «массы» в коммуникации.
    2. Увлечение» техническим развитием коммуникации Маршала Маклюэна.

Раздел 3. Философский анализ проблем массовой коммуникации.

 

 

Введение 

Язык  имеет первостепенную роль в процессе познания. Не смотря на то, что существует много дискуссий  среди философов и лингвистов о происхождении языка, его действительных функциях, все они признают большую  важность изучения этого явления. Под  языком мы понимаем знаковую систему, хранящую и передающую информацию, служащую средством человеческого  общения, мышления и выражения.

В сущности, весь человеческий опыт является опосредованным, в том смысле, что возможны какие априорные формы чувственности, но наполнение человеческого опыта является апостериорным. Происходит это через социализацию и, в особенности, в процессе использования языка. Язык и память являются внутренне связанными, как у отдельной личности, так и у группы людей. В жизни человека язык является главным и первичным средством становления себя в окружающем социальном пространстве. Язык, по мысли Леви-Стросса, является машиной времени, позволяющей передавать социальные практики от поколения к поколению, а также обеспечивающей возможность разделения прошлого, настоящего и будущего.

Главная составляющая коммуникации - «сообщение». Существует множество  каналов передачи сообщений. Их большое  разнообразие связано с интенсивным  техническим развитием. Степень  того, как средство передачи изменяло пространственно-временные отношения,  зависит не столько от собственно содержания «сообщений», сколько от их формы и возможностей воспроизведения. Например, использование для письма папируса существенно расширило  возможности административных систем, так как это значительно облегчило  транспортировку, накопление и воспроизведение  материалов, которые уже были в  работе. Аналогично появление телеграфа  значительно ускорило процесс передачи сообщения.

Во второй половине 20-го века в связи с электронно- информационной революцией, социологи, психологи, философы, обратили свое внимание на усложнение характера коммуникации в историческом развитии человеческого общества. В результате отрывается новая сфера исследований - коммуникативистика.

Изучая и осваивая их теоретический  опыт, коммуникативистика обретает возможность  создания и развития собственных  компаративистских методов исследования медиа в их локально-особенных  и общих трансграничных формах, благодаря  которым, постепенно медиатизация культур  может превращаться медиатизацию всего  жизненного пространства для человечества в целом.

Что такое медиация и медиатизация в трактовке современных исследователей? Как известно, в общественно - политической лексике слово "медиация" (mediation) означает посредничество в спорах или конфликтах, когда третья сторона выясняет отношение и примиряет спорящих. В коммуникативистике медиация ассоциируется с посреднической ролью масс-медиа, которые информационным путем выясняют суть конфликтов, способствуют или препятствуют их разрешению. Но понятие медиации может трактоваться и как проявление преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки ("фильтрации") и передачи информационных данных о фактах реальности способны их видоизменять (или искажать), отдавая им свои медиатированные значения (mediated meanings), возникающие в ходе фабрикации мнимых образов (событий) реальности. Исследователи, критикующие процессы такого рода для подчеркивания интенсивности их влияния на общественное сознание и бытие, на судьбы культуры, употребляют термин mediatization (медиатизация), полагая, что это слово яснее подчеркивает растущее подчинение влиянию масс-медиа всего современного жизненного пространства.

Мир современной массовой коммуникации- это мир, где по-новому интерпретируются соотношения необходимости и случайности, где произвол отдельной личности способен дестабилизировать или, наоборот, уравновесить систему социальных связей и  отношений. В период социального динамизма и обострения социальной неоднородности особенно становится необходимым воздействие личностей, которые через СМИ могут задавать обществу или группе оптимальный характер социальной мобильности.

Цель данной работы, проанализировать различные взгляды на понимание  массовой коммуникации с использованием философской методологии.

 Задачи:

  • Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории. На примере работы одного из главных представителя франкфуртской школы Герберта Маркузе. А так же продолжение критической линии в работах Нейла Постмана.
  • Трансформация понимания роли массовой коммуникации в рамках постмодерна. На примере работ Маршалла Маклюэна, и Жана Бодрийяра
  • Философский анализ проблем массовой коммуникации. Показать тесную связь медиатизации с движением научного технического прогресса, и возможные прогнозы.

 

 

 

 

 

Раздел 1. Понимание массовой коммуникации с точки зрения критической теории.

1.1 Представители  франкфуртской школы 

Весомый вклад в развитие исследований массовой коммуникации внесли работы основных представителей Франкфуртского института социальных исследований. Основная тенденция этих работ выражается в связи развития индустриализации и связанное с этим изменение  продукта массовой культуры.  С критической  точки зрения описывает роль средств  массовой коммуникации Герберт Маркузе. В его работе "Одномерный человек" (1964) средства массовой коммуникации рассматриваются  в качестве одного из важнейших факторов искусственно сформированного социального  согласия, которое отрицает истинные интересы и потребности человека. «Терпимость позитивного мышления - это вынужденная терпимость - вынужденная не какой-то террористической организацией, но сокрушительной и анонимной силой и эффективностью технологического общества, которая пронизывает общественное сознание - и сознание критика. Поглощение негативного позитивным находит свое начало и санкцию в повседневном опыте, затемняющем различие между рациональной видимостью и иррациональной действительностью».1 В этом фрагменте Маркузе подчеркивает, что  позитивистский характер мышления, скрывает от нас суровую реальность. Это некоторого рода терпимость к недостаткам технологического развития, поскольку техника является неотъемлемой частью существования общества. Не смотря на то, что интенсивное развитие и внедрение техники в жизнь приносит человеку неудобства, происходит замещение негативного позитивным. Такая, своего рода, гармонизация может быть проиллюстрирована рядом примеров из повседневного опыта.

Наиболее ярким из них является покупка нового автомобиля. Автомобиль вызывает у нас внешнее эстетическое наслаждение, которое проявлено в новом дизайне, в улучшенном салоне, в котором все сделано еще более удобнее , чем в предыдущей машине. Но потом возникает вопрос, нужны ли все эти характеристики, ведь в большом городе особо не нужна большая мощь двигателя, да и к тому же, рано или поздно эта техника сломается, ее придется чинить, так же езда на машине, влечет за собой стояние в пробках, что вызывает бурю негативных эмоций. Но несмотря на все это различие между видимостью и действительностью, оба чувства сливаются в одно позитивное ощущение.

В эпоху индустриального общества происходит важный процесс «преобразования метафизического в физическое»2, или внутренний мир субъекта во внешний мир объектов. Тут имеется в виду то, что характер мышления становится преимущественно рациональный и воплощается в предметы производства, на первый план тут выходит удовлетворение потребностей человека с помощью производства соответствующей продукции или услуг. Эти продукты и услуги, можно, вслед за Маклюэном, назвать «внешним расширением человека», человек воспринимает технику как часть своего тела, без которой он жить уже не способен. Тут возникает проблема уединенности человека, поскольку коллективный труд, общественная жизнь, все это вторглось во внутренне пространство отдельной личности. На первый план теперь выходит не интересы субъекта, а подчинение материальной составляющей. Как пишет Маркузе: «Здесь экспансия всех форм коллективного труда, общественной жизни и развлечений вторглась во внутреннее пространство личности и практически исключила возможность такой изоляции, в которой предоставленный самому себе индивид может думать, спрашивать и находить ответы на свои вопросы»3. Теперь не техника служит нашим интересам, а становимся можно сказать, рабом техники. Сейчас это можно проследить достаточно просто, стратегия продвижения современным девайсов строится на том, что надо создать себе нишу на рынке, иначе говоря, создать у общества мнение о том, что им данный товар необходим. А дальше встает вопрос: необходим для чего? Чаще всего не для того чтобы показать свой социальный статус, или показать что ты следишь за новинками, и являешься активным членом большого современного мира технологий.

Критика франкфуртской школы  касается непосредственно современного им индустриального общества. Однако, нельзя сказать, что с закатом  индустриального общества исчезает критика средств коммуникации. Проблемы, поднятые в рамках индустриального  общества, частично перенеслись и  в последующее постиндустриальное общество.

    1. Критика Нейла Постмана

Тенденция критики средств  массовой коммуникации не обуславливается  одной только Франкфуртской школой. В 1985 году вышла книга американского культуролога Нейла Постмана, в которой он выражает свое негативное отношение к усилению влияния телевидения. Главный пассаж Постмана резко противоречит позитивной концепции Маклюэна. Маклюэн говорит о средствах массовой коммуникации как о «внешнем расширении человека», который является эволюционным сдвигом человека вперед по пути к прогрессу. У Постмана это тоже сдвиг, но по пути к регрессу. Он выделяет 2 эры: эра экспозиции и эра шоу-бизнеса. В эру экспозиции господствовали печатные средства массовой информации, ее можно охарактеризовать как: «Это предполагало акцент на сложном концептуальном, дедуктивном и последовательном мышлении; высокую значимость причинности и порядка; непринятие противоречивости; большие возможности для отстраненности и объективности; а также терпимость к отложенному ответу». Иначе говоря, можно провести небольшой эксперимент, когда нам говорят имена известных политиков, мы в первую очередь (если это не единственное вообще) вспоминаем их образы, картинки в которых они фигурировали, прежде всего на экранах телевизора. А в эпоху экспозиции люди могли вообще не узнать популярных персонажей на улице, поскольку они знали о них лишь по их ярким высказываниям, их стилю и манерам речи.

К концу девятнадцатого века эра экспозиции сошла на нет, и  сменилась эрой шоу- бинеса. Основная характеристика этой эры: «То, что было только что услышано или просмотрено не имеет отношение к тому, что слушают или смотрят в настоящий момент и, скорее всего, не будет иметь отношения к тому, что услышат или увидят в будущем. Посредством этой фразы признается, что мир нарисованный высокоскоростными электронными медиа не имеет порядка или смысла»4. Так же в эту эру привносится в грамматику новая часть речи- «компактная метафора разрывов»5 которая представляет собой фразу: «А теперь… о другом». Вышеуказанная фраза очень часто встречается в новостях, это приводит к тому, что мир перестает восприниматься всерьез. Поскольку теперь новость передается вне контекста, без какой-то последовательности, и, что самое важное, без необходимой серьезности. Новости становятся развлечением и теряют серьезность,  когда в новостных сюжетах появляется музыка, которая как в кино или театре играет роль необходимого настроя. В новостях это настрой о том, что беспокоиться не о чем. Так же подобный эффект создает мимика ведущих новостей и корреспондентов. Чаще всего из вид, при изложении каких то тревожных новостей, совершенно не серьезен, а скорее наоборот полон энтузиазма. Таким образом, телевидение не создает у нас целостную картину мира, а лишь показывает беспорядочные обрывочные сюжеты, лишая нас серьезности, при виде реального мира. Как пишет Постман: «В данном случае происходит то, что телевидение трансформирует само понятие «быть информированным», создавая особый вид информации, которая определенно может быть назван дезинформацией»6. Тут имеется в виду то, что новости, в стремлении стать развлекательными, теряют свою прямую функцию, информирование, создавая у нас мнимое ощущение «проинформированности».

Таким образом, отрицательные черты телевидения по сравнению с печатью ярко проявляются, по мнению Постмана, при анализе информационных материалов. Природа телевидения такова, что наши представления о происходящем в стране и мире формируются, прежде всего, посредством образов. Причем поток образов является постоянным. В подавляющем большинстве случаев телевизионная информация не предполагает изложение необходимого политического, экономического, культурного контекста событий. Тем самым зрители оказываются далеки от понимания истинного значения происходящего. Выход же из данной ситуации Постман видит в пересмотре и изменении нашего отношения к телевидению.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Трансформация  понимания роли массовой коммуникации в рамках постмодерна.

Важной вехой, начало нового этапа в развитии человечества является так называемая эпоха постмодерна. Первоначально этот термин использовали для обозначения изменения культурных стилей, которые происходили во второй половине двадцатого века, в литературе, искусстве, архитектуре и других сферах. В это же время происходят важные трансформации в сфере экономики, а именно происходит модернизация в производстве и потребления. Которое, в свою очередь, связывается с ростом каналов передачи информации, возрастает роль рекламы, можно сказать, что диалог между производителем и потребителем, который раньше, нес характер экономического регулирования, расшился и качественно и количественно. В том плане, что сам характер их взаимодействия становится более быстрый в рамках пространственно временных характеристик, и затрагивает все большие сферы существования человека (потребителя). Так же, важной особенностью является возрастание роли средств массовой коммуникации. Важность этого влияние просто огромно, поскольку жизнь меняется кардинальным образом, меняется качество жизни, меняется характер политического взаимодействия, как внутриполитического, так и внешнеполитического, меняется характер восприятия человеком информации. Так же в постмодерне процесс глобализации становится наиболее интенсивным и необратимым.

2.1 Роль «массы» в коммуникации

Одним из ведущих теоретиков в сфере медиакультуры в эпоху  постмодерна является французский  философ Жан Бодрийяр. Опираясь на его работу: «В тени молчаливого большинства, или  Конец  социального», можно выделить ряд важных моментов. А именно то, что наше современное общество это и есть «молчаливое большинство» или масса. Масса же, по словам самого автора это «Черный  ящик  всей  невостребованной   референциальности,  всех не извлеченных   смыслов,    невозможной   истории,    ускользающих   наборов представлений, -  масса есть то,  что остается,  когда социальное забыто окончательно». В этом смысле можно сказать о том, что исчезает смысл, на первый план выходит знак сам по себе, для масс абсолютно безразличен смысл, их интересует только зрелищность. Эту мысль он иллюстрирует распространением христианства. Массы приняли образ бога, а Идею Божественного обошли, ее рассматривали только теологи и богословы. Для массы были важны яркость и красочность изложения жизни мучеников и святых, так же яркость и красочность праздников молитв, красота и величие соборов, церквей, икон. «Молчаливое большинство» предстает как облако газа, все количество смысла, знаков, которые обрушиваются на него, он поглощает и искажает, и никогда нельзя предсказать какое будет последствие. Поэтому все силы направляются на контроль и удержание в рамках этого большинства. Все что направляется на массы, становится лишь объектом зрелищ. И тут уже не какие-то коды, смыслы, управляют этим большинством, масса становится, как зомби, завороженная зрелищем. И тут чем, зрелищнее, тем больше масса будет завлечена. Это хорошо проявляется в киноиндустрии, когда смысл фильма отходит на второй план, а на первый выходит «картинка» и «экшн».

Информация о работе Философский анализ проблем массовой коммуникации