Устные рекламные жанры в России XVIII — XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было собрать и рассмотреть разнообразный материал по данной тематике, который позволит проследить становление данного вида рекламы, формирование основных ее черт, особенностей и показать жанровое разнообразие. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
определить предпосылки зарождения устной рекламы, установить истоки её происхождения;
рассмотреть влияние фольклора на устное информирование

Содержание

Введение. 3
Глава I. Становление устной рекламы в российском обществе 5
§ 1. Предпосылки зарождения устной рекламы 5
§ 2. Фольклор как база устного рекламного творчества 10
§ 3. Эволюция устной рекламы 14
§ 4. Жанры устной рекламы в XVIII и XIX веках 21
Глава 2. Устная реклама в России на рубеже XX - XXI веков 27
§1. Возрождение рекламных традиций в современных условиях 27
§2. Примеры современной устной рекламы 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Реклама.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

Два следующих примера представляют собой жанр речитативного уговора в современном варианте. Автор курсовой работы услышал их от двух продавцов – одиночек, стоящих неподалёку от магазина «Олимпийский» в городе Кировске, Мурманская область, в апреле 2014 года (см. приложение 5 и 6).

Как и раньше, особенностью текстов данного жанра является: описание товара с перечислением его лучших характеристик; рассказ о «происхождении» продукции («производство Финляндии»), ее свойствах, отличительных особенностях («редкие цвета», «100%-я шерсть»); вдобавок использование обращений («милые дамы»), приемы привлечения внимания («подходите», «не проходите мимо»), образное представление способности товара улучшить жизнь и настроение покупателя («подчеркнут красоту»). В общем, если не считать ряда таких особенностей, продиктованных временем, как современность товара (и отсюда специфика его характеристик), отсутствие некогда привлекательных, в народном духе, оборотов и образов и уменьшение объема произносимого текста, жанр прозаического речитативного уговора сохранил основные свои черты, напоминая нам о былом величии и разнообразии уличной устной рекламы.

Таким образом, можно говорить о том, что стилизация постепенно начинает осваиваться в современном мире, и вполне возможно, что скоро выработаются свои собственные традиции устного информирования, которые будут не грубо, а органично сочетать наследие устного народного творчество с требованиями нашего времени.

Автором курсовой работы сделан вывод: может измениться предмет рекламирования, стиль, образность языка устного оповещения, даже форма может несколько видоизменяться под воздействием времени и диктуемых им перемен, но чары устного общения, его эмоциональная окрашенность остаются всегда, передаваясь как бесценный опыт, накопленный поколениями с древнейших времен до наших дней, находя отражение и применение в нынешних формах устной рекламной деятельности.

 

 

 

 

Заключение

Устная реклама за время своего существования прошла долгий и трудный путь. Возникнув на заре урбанистической культуры, она прочно обосновалась в жизни общества. Сегодня может быть она и не так популярна, как ранее, но, тем не менее, можно наблюдать явные признаки увеличения внимания к данному виду рекламы, который, впоследствии, может быть снова займет одну из лидирующих позиций.

В результате проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

- Устная реклама берёт свои истоки из глубины веков. Ее появление относится к периоду возникновения урбанистической культуры. Устное информирование появилось тогда, когда стали возникать первые города, и в жизнь людей неизбежно вошла торговля.

- Устная реклама неотрывно связана с такой обширной областью 
культуры, как фольклор, который стал опорной базой возникновения и 
формирования многих видов творчества. Они почерпнули в нем и 
переняли ряд особенностей, а именно: а) совмещение традиции и 
импровизации; б) взаимодействие личного и коллективного начала; в) сюжет, образность, атрибутика, стилистика и ряд художественных 
средств.

- Устная реклама сформировалась в такие основные сферы её использования с XVIII по XX века, как : торговля, предложение услуг, сфера зрелищ. Каждая из этих сфер характеризует свою область развития вербального информирования.

  - За время своего существования данный вид рекламы 
сформировал свою жанровую систему. Развитие жанров шло от 
простых и малых форм к более сложным и развернутым.

- В современной рекламе можно найти образцы всех предшествовавших жанров - от объявления до речитативного уговора. Жанры сохранились, однако наблюдается сужение сферы их использования.

- Основываясь на собранном эмпирическом материале, можно говорить о возвращении основных жанров устной рекламы, правда, в несколько измененном виде. Самой серьезной утратой для всех жанров стал отход от устного народного творчества, что лишило тексты традиционных образов, выразительности, искрометности, юмора, хотя и делается все больше попыток вернуться к родному наследию.

На протяжении всего своего существования устная реклама сохраняла ряд традиций, которые составляют ее суть и по сей день, и среди них - воздействие правильно подобранного слова и непременность эмоциональной окрашенности. Чтобы понять специфику, особенности использования и причины необычайной популярности и действенности устного информирования, просто необходимо обратиться к его истокам. Изучение подобного материала позволит не только осознать механизм действия данного вида рекламы, но и поможет тем, кто непосредственно связан с ее созданием и использованием.

 

Список литературы

  1. Алексеев-Яковлев А.Я. Воспоминания. // В кн. Петербургские балаганы. СПб.: Гиперион, 2000, 256с.
  2. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре (к определению понятия жанра и его признаков). // Русский фольклор. Материалы и исследования. X. Специфика фольклорных жанров. М.-Л.: Наука, 1966, 266с.
  3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2001, 760с.
  4. Астахова A.M. Импровизация в русском фольклоре (ее формы и границы в разных жанрах). // Русский фольклор. Материалы и исследования. X. Специфика фольклорных жанров. М.-Л.: Наука, 1966, с.63-78.
  5. Бахтиаров А.А. Брюхо Петербурга. СПб., РИА "Ферт", 1994, 224с.
  6. Бахтин М.Н. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья

и Ренессанса. ML: ГИХЛ, 1965, 544с.

  1. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975, 192с.
  2. Бове К.Л., Арене У.Ф. Современная реклама. Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995,704с.
  3. Богатырев П.Г. Выкрики разносчиков и бродячих ремесленников - знаки  рекламы.  Симпозиум  по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. М.: Изд-во АН СССР, 1962, 159с.
  4. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923, 326с.
  5. Головлева Е. Основы рекламы. Учебное пособие. М.: Главбух, 2003, 272с.
  6.   Гольман И.А. Рекламная деятельность: планирование, технологии, оганизация. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Гелла-принт, 2002, 400с.
  7.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. М.: Русский язык, 1980, Т.4, 683с.
  8.   Джефкинс Ф. Реклама. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002, 543с.
  9.   Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.: Флинта, Наука, 2002, 398с.
  10. Иванов Е.П. Меткое московское слово. М.: Московский рабочий, 1986,320с.
  11.   Иностранцы о древней Москве (Москва XV - XVII вв.). Составитель М.М. Сухман: Очерки. М.: Столица, 1991, 432с.
  12. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.:Высшая школа, 1977, 376с.
  13. Лейферт А.В. Балаганы. // В кн. Петербургские балаганы. СПб.: Гиперион, 2000, 256с.
  14.   Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976,204с.
  15.   Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000, 230с.
  16. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М.: Право и закон, 1996, 222с.
  17.   Народный театр. М.: Советская Россия, 1991, 542с.
  18.   Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Кон. XVIII - нач. XX вв. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1988, 216с.
  19.   Овсянников Ю.М. Русский лубок. М: Советский художник, 1962, 96с.
  20.   Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986, 798с.
  21.   От прибаутки до былины. Русский фольклор. М: Художественная литература, 2001, 400с.
  22.   Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999,364с.
  23.   Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633 и 1639гг., составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. М.: Общество истории и древностей российских при Моск. Ун-те, 1870, 1114с.

 

  1. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976, 243с.
  2. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1884, 235с.
  3. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий, 1990, 416с.
  4. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. В 5-ти книгах. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1881, Кн. 5, 568с.
  5.   Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978, 328с.
  6.   Русский фольклор. Материалы и исследования. X. Специфика фольклорных жанров. М.-Л.: Наука, 1966, 356с.
  7.   Русское народное поэтическое творчество. Пособие для вузов. Под общ. ред. проф. П.Г. Богатырева. М.: Учпедгиз, 1956, 620с.
  8.   Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М.: МГУ, 1984, 240с.
  9.   Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв. М.: Наука, 1993,592с.
  10.   Савушкина Н.И. Русский народный театр. М.: Наука, 1976, 152с.
  11.   Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. Л.: Наука, 1982, 280с.
  12.   Семенова Л.Н. Общественные развлечения в Петербурге в 1-й пол. XVIII в. // Старый Петербург: Историко-этнографические исследования/ АН СССР. Институт этнографии. Л.: Наука, 1982, 253с.
  13.   Удивительные эгейские царства. Энциклопедия «исчезнувшие цивилизации». М.: Терра, 1997, 168с.
  14.   Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфоза рекламного образа. СПб.: Питер, 2002, 304с.
  15.   Ученова В.В., Шомова С.Н., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров. М.: РИП-Холдинг, 2000, 100с.
  16.   Фольклорный театр. М.: Современник, 1988, 476с.
  17. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс, Традиция, 1997, 414с.
  18.   Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М.: Советский писатель, 1959, 309с.
  19.   Шептаев Л.С. Русский раешник. // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Л.: 1949, т.87, с. 17-43.
  20.   Шрадер X. Экономическая антропология. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, 192с.
  21.   Гулянье 1-го августа на трубном бульваре. // Москвитянин. №17, 1853,с.27-36.
  22.   Шлейссингер Г.-А. // Вопросы истории. №1, 1970, с.103-126.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1.

"Зелень: петрушка, укроп, сельдерей, лук. Все свежее, душистое. Зелень..."

Приложение 2.

"Девушки! Кто забыл купить бытовую химию! Моющие средства, порошки, мыло. Большой выбор. Низкие цены."

Приложение 3.

"У кого еще остались зубы - не проходите мимо! Отличная зубная паста за 70 рублей."

Приложение 4.

"Капустка квашенная, хрустящая, белая. Красавицы-хозяюшки, возьмите,   на  стол   к   обеду   поставите,   мужа,   детишек   порадуете, свекровь уморите, да свекра ублажите."

Приложение 5.

"Носки, варежки, шапки вязанные, шарфы. Цены низкие. Подходите. Носки мужские, женские, варежки, перчатки - всех размеров и расцветок, удобные, теплые. Шапки, шарфы, комплекты для детей, ярких расцветок, 100%-я шерсть. Не проходите мимо. "

Приложение 6. 

"Платья бархатные, вечерние, производство Финляндия. Прекрасные модели, сидят великолепно. Редкие цвета. Таких вы нигде не найдете. Милые дамы, к празднику, сделайте себе подарок, не проходите мимо, чудесные бархатные платья..."

 

1 Ученова В.В., Старых H.B. История рекламы. СПб., 2002, с. 28-29.

2 Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975, с. 98.

Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976,с. 68.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М.: МГУ, 1984, с. 156.

Шрадер X. Экономическая антропология. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, с. 134.

3 Удивительные эгейские царства. Энциклопедия "исчезнувшие цивилизации". М.: Терра, 1997, с. 130.

4 Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965, с. 197.

5 См. подробнее: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.: Наука, 1993, С. 18-24.

6 Там же, с.24.

7 Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633 и 1639

гг., составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. М.: Общество истории и древностей российских при Моск. Ун-те, 1870, с.110.

 

8 Иностранцы о древней Москве. М.: Столица, 1991, с.392 - 393.

9 Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и

домашний быт. М.: Наука, 1978, с. 113.

10 Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и

домашний быт. М., 1978, с. 113.

11 Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2001, с. 14;

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М: Из-во АН СССР , 1971;

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Кон. XVIII - нач. XX вв. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1988.

Информация о работе Устные рекламные жанры в России XVIII — XX веков