Тулуз – Лотрек как мастер рекламного плаката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой – показать вклад художника в развитие жанра плаката и афиши, как важнейших направлений рекламной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- указать важнейшие вехи биографии художника, повлиявшие на его творческий путь;
- выявить специфику афишных и плакатных работ;
- сделать анализ важнейших работ художника;
- указать инновации, внедрённые Лотреком.

Содержание

Введение
Глава 1. Тулуз – Лотрек живописец
Биография.
1.2 Особенности техники живописи в работе над портретом.
Глава 2. Тулуз – Лотрек рекламист.
2.1 Цветовые предпочтения художника в рекламном творчестве.
2.2 Анализ лучших рекламных плакатов художника.
2.3 Инновации, введённые художником.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 326.10 Кб (Скачать файл)

ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

 

Курсовая  работа по предмету:

«История Рекламы»

На тему: «Тулуз – Лотрек как мастер рекламного плаката»

 

 

Выполнил  студент 2 – го курса

Очного отделения

Мигаченко Филипп                                       

Факультет: журналистики

Проверила: Шомова Светлана Андреевна

 

 

 

2012 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Тулуз – Лотрек живописец

    1.       Биография.

1.2      Особенности техники живописи в работе над портретом.

Глава 2. Тулуз – Лотрек рекламист.

2.1     Цветовые предпочтения художника в рекламном творчестве.

2.2      Анализ лучших рекламных плакатов художника.

2.3      Инновации, введённые художником.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным аспектом массовой культуры является её промышленное производство и рыночные предпочтения людей. Эти определения будет уместно отнести к плакату, предполагающему как промышленное производство (литография), так и рыночные предпочтения (основными целями плакатов являлось завлечение потенциальных клиентов, покупателей). Плакат – важнейший рычаг массового производства, он немыслим без полиграфии. А появился плакат именно во Франции и достиг своей популярности в Париже, став наиболее доступным для публичного обозрения выразительно - изобразительным средством. Настоящим отцом плаката является как раз Тулуз-Лотрек. Жанр, появившийся столетия назад дико популярен и в наше время, поэтому в актуальности данной темы не приходится сомневаться.

Цель моей курсовой –  показать вклад художника в развитие жанра плаката и афиши, как  важнейших направлений рекламной  деятельности.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- указать важнейшие вехи  биографии художника, повлиявшие на его творческий путь;

- выявить специфику афишных  и плакатных работ;

- сделать анализ важнейших  работ художника;

- указать инновации,  внедрённые Лотреком.

 

При написании данной курсовой опирался на книги Перрюшо «Жизнь Тулуз – Лотрека» и Кулешова «Тулуз – Лотрек как мастер рекламы».

 

 

ГЛАВА 1

Тулуз – Лотрек живописец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1

Биография

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в семье аристократов во Франции. Первую часть своей жизни будущий художник провел в поместье семьи в провинциальном городке Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, развелись после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После расставания родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После окончания Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переезжает в Париж — город, который кардинальным образом поменяет его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным  человеком в его жизни. Отец в  обществе был известен как эксцентричная  личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Тулуз-Лотрек рассказывал об отце: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени»1. Но благодаря отцу, который любил досуг и развлечения, Анри с раннего возраста познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. В конце концов, тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений получила самый широкий размах в творчестве художника.

 

 

1 Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М, 1994. С.283. 

В возрасте 13 лет, в мае 1878 года Анри, вставая с кресла, ломает бедренную кость левой ноги. В августе 1879 года Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом правой ноги.

После этого случая ноги прекратили расти и оставались длиной 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника. Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами.

Физический дефект не позволил Анри де Тулуз-Лотреку заниматься подобающими его возрасту занятиями. По семье был нанесён невосполнимый психологический удар — Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Кроме того, вероятность, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, упала в разы. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.

Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не проблемы со здоровьем, он с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии находилась машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был доступен художнику, — это плавание.

В ноябре 1881 года со второй порой попытки  Анри сдает выпускной экзамен  в Тулузе. С марта 1882 года юноша  посещает мастерскую известного портретиста  Леона Бонна. Нельзя сказать, чтобы  тот был в восторге от Лотрека, он дал такую оценку его работе «Ваша живопись недурна, но рисунок отвратителен...». Вскоре Бонна закрыл ателье, и Лотрек продолжил обучение под руководством Фернана Кормона. Здесь Анри нравилось больше. Он писал своему дяде Шарлю: «Критика Кормона благосклоннее, чем критика Бонна. Он принимает все, что ему приносишь, и одобряет даже самое ужасное. Может быть, ты удивишься, но это мне не особенно нравится. Трепки, которые задавали мне прежние учителя, не позволяли любоваться собой. Здесь же я чувствую себя, как на отдыхе, и мне приходится специально собираться, чтобы сделать крепкий и проработанный рисунок. Впрочем, недели две тому назад он все-таки задал жару нескольким ученикам и мне в том числе...». 2

Анри мечтает  о собственной мастерской, но родители не одобряли это устремление, и Лотрек работает у своих друзей Рашу и Гренье или в саду на Монмартре. «В этой мастерской под открытым небом Лотреку позировали Глухая Берта, Танцовщица Габриэль, Жюстин Диель и многие другие, - пишет Э. Жульен. - Здесь же исполнены портреты друзей Лотрека Анри и Дезире Дио. Анри Дио, фаготист оперного оркестра, изображен за чтением газеты. Тогда же создан портрет мадемуазель Дио за фортепиано. Во время сеансов, которые проходили дома у Дио, Лотрек видел перед собой ее портрет кисти Эдгара Дега»3.  
         Наконец родители уступают, и Анри в 1886 году снимает мастерскую на углу улицы Турлак. В 1888 году он принимает участие в выставке «Группы XX» в Брюсселе. С 1889 по 1897 год Лотрек ежегодно выставляется в «Салоне независимых» (за исключением 1896 года). На первой выставке картины «Мулен де ла Галетт», «Портрет Фуркада» и «Женский портрет» были отмечены критикой. 

2 Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М, 1994. С.176. 

Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М, 1994. С.200.

У Лотрека своя мастерская, своя модель и любовница Валадон, которую он время от времени приглашает поужинать у себя на квартире, которую делит со своим другом Буржем.

К тому времени Лотрек становится завсегдатаем Мулен де ла Галетт, многочисленных кабаре, кафешантанов и баров от площади Пигаль до площади Клиши и на всей улице Толозе. Здесь он развлекается, здесь у него рабочее место. 

«Образ  Лотрека, всегда занимавшего один и тот же столик, чтобы наблюдать за происходящим с привычной точки зрения, был прямо-таки легендой этих мест. Он был тем более заметен, - вспоминал Жуайан, - что обыкновенно появлялся в сопровождении своего долговязого кузена-доктора». А вот зарисовка Мак Орлана ««Мулен Руж» был для него отправной точкой. Здесь, посреди всеобщего движения и суеты, уткнувшись в стакан, с пером в руке, всегда в ожидании появления новых образов, находился удивительный художник, способный расслышать живые и понятные звуки во всем этом нестройном шуме»4

Вдохновляло художника искусство импрессионистов, в особенности творчество Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. приезжает в Париж, а в 1884 г. обосновывается на Монмартре, где проживает до конца своих дней. Тулуз - Лотрек один из первых, кто всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто изображал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл схожий образ жизни.

 

4 Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М, 1994. С.209.

Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.

В любви фортуна  была не на стороне художника, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались фиаско. Скончался от сифилиса и алкоголизма в родовом замке на руках матери возрасте 36 лет.

При жизни критика  была в основном настроена негативно по отношению к Тулуз-Лотреку и его творчеству. Признание к Лотреку пришло спустя несколько лет после его кончины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.2

Особенности техники живописи в  работе над портретом

Для своих современников Лотрек прежде всего знаменит, как творец театральных афиш и психологических портретов. Чтобы открыть зрителю внутренний мир своих произведений, художник использует расплывчивость, абстрактный фон.

Лотрек не интересовался тем, как воздействует свет на поверхность изображаемых предметов, в результате чего палитра цветов его произведений светлела, а взаимодействие нескольких цветов, в основном зелёного и фиолетового, стало преобладающим в его творчестве и многие считают это визитной карточкой француза.

В своих работах художник сочетал  технику Ван Гога и способ Раффаэлли. Суть этого способа заключается в том, что на картон наносилась краска, обильно разбавленная растворителем, в результате чего картон приобретал матовую поверхность. Лотрек в живописи использовал кисть, что привносило работам острую характерность.

Лотрек в своих работах опирался на течение импрессионистов, но, в отличие от их творчества, пейзаж его произведений содержал в себе больше фоновую функцию, чем ролевую, как у первых.

К концу 1880 – х годов живописная манера Лотрека претерпела заметные изменения. Он перестал показывать игру света на фигурах, зато работы обрели глубокий психологизм. Человек как личность выступает не как однозначное явление, а как сложное, нередко противоречивое явление духовной жизни. Художик получает доступ к пониманию всех оттенков эмоционального и интеллектуального строя модели, глубокое понимание её внутреннего состояния, тревог, переживаний, отличительных особенностей.

Лотрек в полной мере овладел выразительными возможностями цвета, и рекламная живопись его стала не менее оригинальной, чем графика. Своеобразие его живописного стиля - в синтезе линейного рисунка и цвета. Лотрек пишет легкими, длинными мазками, цветными, будто шевелящимися штрихами, то «обегающими» форму экспрессивным контуром, то распадающимися на мелкие пятнышки, так что возникает впечатление дематериализации объема и вибрации поверхности плаката или афиши. Достигаются подобные эффекты самой техникой живописи. Лотрек обычно работал сильно разбавленными масляными красками, обретающими чуть ли не консистенцию гуаши. Отсюда свобода и быстрота движения кисти, стремительный темп «танцующих» линий-мазков, тонкий красочный слой, через который часто просвечивает цвет основы. Непринужденно переходил он в рамках одного произведения от графической четкости к колористической сложности, от дробности к обобщенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Тулуз – Лотрек рекламист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1

Цветовые  предпочтения художника

Многие Лотрека называли «художником предельных контрастов», привлекающим внимание предельной экспрессией. Он сочетал в своих работах, казалось бы, трудно сочетаемые цвета: бежевый и светло – серый, чёрный и светло – коричневый.

Тулуз - Лотрек воспринимал цвет как в необычайном богатстве тонких, изысканных оттенков, так и в диссонирующей броскости контрастов (в „Мулен Руж"), созданных, как правило, эффектами искусственного света. Дневному свету он предпочитал искусственный - газовое освещение, своеобразные эстетические методы которого открыл до него Дега. Холодный, но резкий голубовато-зеленый свет присутствует на многих рекламных рисунках художника, преображая, а иногда и «съедая» живые краски натуры, превращая лица в маски. Его влияние усиливает искусственность зрелища, но в то же время добавляет определённую притягательность.

Драматично-терпким бывает у Лотрека сочетание ярких едких пятен с более светлыми и холодными или же контраст ярких пятен чистого цвета, вспыхивающих на темном фоне. Цвет для Лотрека - это своего рода драгоценная субстанция, источник некоей автономной, чаще всего не связанной с сюжетом красоты, в каких-то случаях внешне облагораживающей сюжет.

Завоевывающая себе самостоятельность  жизнь формальных элементов, открываясь восприятию зрителя, постепенно становится компонентом образного содержания произведения. Такое содержание оказывается шире и глубже лежащей в его основе фабулы, богаче в смысловых оттенках. С искусством великих постимпрессионистов у Лотрека была и иного рода связь - пусть неявная, хотя и принципиальная с точки зрения смутно намечающегося перелома в мироощущении эпохи.

Информация о работе Тулуз – Лотрек как мастер рекламного плаката