Происхождение и виды социально-коммуникационных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:40, реферат

Краткое описание

История появления и значение социально-коммуникационных институтов. Сущностные и прикладные функции мануфактурной ОКС. Учрежденческие социальные институты, вырастающие из нормативных институтов, что хорошо видно на примере коммуникационных служб.

Вложенные файлы: 1 файл

Археокультурная общинная коммуникационная система не имела коммуникационных служб.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Археокультурная общинная коммуникационная система не имела коммуникационных служб. Для удовлетворения абсолютных и вторичных коммуникационных потребностей первобытных общин было достаточно двух естественных (невербальный и  вербальный) и двух искусственных  (символьные и иконические документы) коммуникационных каналов. Посредством этих каналов общинная ОКС осуществляла сущностные функции: функцию распространения смыслов в социальном пространствен (коммуникационно-пространственную) и мнемическую (коммуникационно-временную) функцию, а также прикладные функции: магическую и социализации молодежи. Сущностные функции коммуникационной системы удовлетворяли абсолютные коммуникационные потребности общины (см. сущностные функции языка, речи и документов – разделы 4.2.2. и 4.3.2.); а прикладные функции – вторичные потребности. Таким образом установилась причинно-следственная связь.

С появлением письменности возникла потребность  в службах оформления и размножения  документов (писцы, переписчики, скриптории) и в службах хранения, обработки и распространения документов (библиотеки, книжная торговля). Сформировалась рукописная документная система (ДОКС), включающая два контура: контур обобщения и контур хранения, обработки и распространения (см. рис. 4.5.). ДОКС – важнейшая подсистема рукописной ОКС, которая удовлетворяет как абсолютные, так и вторичные потребности ранних палеокультурных цивилизаций.

Поскольку потребности цивилизованных обществ  гораздо разнообразнее, чем потребности  первобытных общин, значительно  расширились функции рукописной ОКС. В число сущностных функций ОКС, помимо исходных социально-пространственной и социально-временной функций, стали входить функции формирования документных потоков, ценностно-ориентационная (отбор и рекомендация ценных сообщений) и поисковая (разыскание нужных сообщений по запросу). Вместо двух получилось пять сущностных функций, из которых три новых инициированы ДОКС. В составе прикладных функций появились: образовательно-просветительская, идейно-воспитательная {идеологическая), бюрократическая, гедонистическая, научно-вспомогательная (точнее сказать – схоластическая), художественно-эстетическая, товарная, библиофильская функции. Сохранилась магическая функция, которая распространилась на священные писания, а также функции социализации молодежи не по книге, а путем показа. Можно сделать вывод, что в рукописной ОКС документы стали необходимым коммуникационным каналом в социальных институтах духовного производства (религия, литература, наука, философия, право), в государственном управлении и образовании, но коммуникационные социальные институты еще не сформировались, хотя службы документальной коммуникации были налицо.

Становление мануфактурной ОКС несомненно стимулировалось  ростом коммуникационных потребностей духовной жизни и социально-культурной практики. Сущностные и прикладные функции мануфактурной ОКС внешне остались теми же, что и при рукописной ОКС, но средства их реализации качественно изменились благодаря механизации печатного процесса, формированию книжной культуры и литературоцентризму, когда основные культурные смыслы стали распространяться и храниться в книжной форме. Появились новые службы в составе ДОКС: типографии и книгоиздательские дома, книготорговые предприятия, библиографические службы, различные библиотеки, включая национальные. В век Просвещения (XVIII в.) магическую функцию книги сменила национально-символическая прикладная функция – национальный литературный язык, национальные библиотеки, национальная библиография стали символом самосознания формирующих европейских наций.

Можно ли говорить о появлении социально-коммуникационных институтов в это время? Чтобы  ответить на этот вопрос, нужно уточнить понятие «социальный институт», которое понимается двояко. Первое понимание можно назвать нормативным, поскольку здесь институт понимается как совокупность исторически сложившихся неформальных социальных норм (обычаев или стереотипов), концентрирующихся вокруг какой-то главной цели, ценности или потребности. Типичные примеры: институт семьи, экономический институт (производство и распределение товаров), институт морали. Нормативными институтами в области социальной коммуникации являются естественный язык, фольклор, искусство, народные традиции и народные промыслы.

Второе  понимание социального института  учрежденческое, кстати сказать, ближе  подходящее этимологии слова «институт», которое изначально имело значение «учреждение». Социальный институт в  этом случае понимается как формально организованная система учреждений (служб, центров) и профессиональных групп, обладающая определенным, социально признанным назначением. Нормативные институты отличаются от учреждений тем, что они являются неформальными, т.е. не учреждаются властно, не имеют профессиональных кадров и не нуждаются в официальном признании их общественного назначения.

Учрежденческие  социальные институты вырастают  из нормативных институтов, что хорошо видно на примере коммуникационных служб. Рукописная ОКС и особенно мануфактурная ОКС располагали разными службами производства, хранения и распространения документов, где трудились профессиональные работники. Но формально организованной системы учреждений не было. Поэтому на этапе мануфактурной ОКС, соответствующей второму поколению книжной культуры, есть основания говорить о нормативных социально-коммуникационных институтах (СКИ). Учрежденческие СКИ появляются в период индустриальной ОКС и третьего поколения книжной культуры.


Информация о работе Происхождение и виды социально-коммуникационных служб