Государтсвенная служба и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:02, реферат

Краткое описание

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

2.3 Правоохранительная служба как вид государственной службы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная служба и ее виды.docx

— 27.04 Кб (Скачать файл)

Государственная служба и  ее виды (автор: Романов Д.И.)

<< Назад    Содержание    Вперед >>

2.3 Правоохранительная служба  как вид государственной службы

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина.

 

Правоохранительная служба характеризуется тем, что она  осуществляется не любыми способами, а  лишь с помощью юридических мер  воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится  мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой  лишь в установленных законом  пределах.

 

Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые  в ходе ее осуществления юридические  меры воздействия должны строго соответствовать  предписаниям закона. Только закон  может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко  определять ее содержания.

 

Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные  служащие правоохранительных органов  реализуют свои полномочия в установленном  законом порядке, с соблюдением  определенных процедур.

 

Не менее важным признаком  правоохранительной службы является и  то, что она может осуществляться лишь в специально уполномоченных государственных  органах, комплектуемых соответствующим  образом подготовленными служащими  – по большей части юристами. Организация и деятельность таких  государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в  том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных  вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых служащими правоохранительных органов решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

 

Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно-исполнительной системы.

 

В настоящее время законодатель не принял самостоятельного закона о  правоохранительной службе. Деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. В связи  с тем, правоохранительная деятельность носит многоплановый характер, осуществляется большим количеством органов, в  данной дипломной работе будут рассмотрены  лишь некоторые из правоохранительных органов, в которых проходит государственная  правоохранительная служба.

 

Достаточно детально урегулирован вопрос правоохранительной службы в  органах внутренних дел. 23 декабря 1992 года Верховный Совет РФ утвердил Положение о службе в органах  внутренних дел РФ в ред. Указа  Президента РФ от 24 декабря 1993; ФЗ от 30 июня 2002, с изм., внесенными ФЗ от 21 июля 1998 г.; 17 июля 1999 г.; 27 декабря 2000 г.; 30 декабря 2001 г.; 25 июля 2002 г. [1]

 

Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с  принципами законности, уважения и  соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности  сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам  государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого  вознаграждения за труд, продвижения  по службе по результатам труда, с  учетом способностей и квалификации.

 

Правовую основу службы в  органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные правовые акты республик в составе  Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов  местного самоуправления, принятые в  пределах их полномочий, настоящее  Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).

 

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и  пользуется правами в пределах своей  компетенции по занимаемой должности  в соответствии с действующим  законодательством, Присягой, настоящим  Положением и контрактом.

 

При исполнении служебных  обязанностей сотрудник органов  внутренних дел находится под  защитой государства. Никто, кроме  органов и должностных лиц, прямо  уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или  указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел  обязан принять меры к исполнению закона.

 

Отмена или изменение  решения, принятого сотрудником  органов внутренних дел при осуществлении  служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного  нарушения закона.

 

Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов  и не может быть ограничен решениями  политических партий, общественных объединений  и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

 

Действие Положения о  службе в органах внутренних дел  распространяется на лиц рядового и  начальствующего состава органов  внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную  службу МЧС РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в  Государственную противопожарную  службу МЧС РФ, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение  службы в Государственной противопожарной  службе МЧС РФ.[2]

 

Кроме того, действие Положения, распространено на сотрудников органов  внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь  поступающих на службу в указанные  учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно - исполнительной системе Министерства юстиции РФ. - Федеральный закон  от 21.07.1998 N 117-ФЗ.[3]

 

Положение, утвержденное данным документом, применяется в части, не противоречащей Закону РФ от 18.04.1991 "О милиции" в редакции Федерального закона от 17.07.1999 года.[4]

 

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов  исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы  граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и  иных противоправных посягательств  и наделенных правом применения мер  принуждения в пределах, установленных  Законом о милиции и другими  федеральными законами.[5]

 

Милиция входит в систему  Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Согласно статье 2 закона о милиции задачами милиции являются:

 

обеспечение безопасности личности;

 

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

 

выявление и раскрытие  преступлений;

 

охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности;

 

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

 

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в  пределах, установленных настоящим  Законом.

 

Иные задачи на милицию  могут быть возложены только Законом  о милиции.

 

Деятельность милиции  строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и  гражданина, законности, гуманизма, гласности.

 

Милиция решает стоящие перед  ней задачи во взаимодействии с другими  государственными органами, органами местного самоуправления, общественными  объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

 

В своей деятельности милиция  руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза  ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

Сотрудниками милиции  в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие  на должностях рядового или начальствующего  состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке  присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава  милиции.

 

Сотрудники милиции могут  проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава  в случаях:

 

а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

 

б) нахождения за штатом;

 

в) прикомандирования к  органам государственной власти, а также к иным организациям.

 

Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные  жетоны с личным номером.

 

Сотрудники милиции имеют  форменную одежду, образцы которой  утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Сотрудники милиции имеют  право на постоянное ношение и  хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок  выдачи, ношения и хранения, указанных  оружия и специальных средств  определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

 

Обусловленные особенностями  службы ограничения некоторых общегражданских  прав и свобод сотрудников милиции  устанавливаются федеральными законами и компенсируются соответствующими льготами

 

Согласно статье 17.1 закона о милиции устанавливаются специальные  звания сотрудников милиции.

 

Специальные звания начальствующего  состава милиции являются пожизненными. При прекращении службы к имеющимся  специальным званиям сотрудников  милиции добавляются слова "в  отставке".

 

Порядок присвоения и лишения  специальных званий сотрудников  милиции определяется федеральным  законом.

 

Порядок присвоения специальных  званий рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  урегулирован ст. ст. 22 - 33 Положения  о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и главой 12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах  внутренних дел Российской Федерации  и некоторыми другими нормативно-правовыми  актами.

 

Министром внутренних дел  РФ присваиваются первые специальные  звания среднего и старшего начальствующего  состава органов внутренних дел  до полковника милиции включительно. Он же в установленном законодательством  Российской Федерации порядке вносит представления о присвоении высших специальных и высших воинских званий (подп. 19 п. 10 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).[6] Сотрудник милиции выполняет  обязанности и пользуется правами  милиции, предусмотренными настоящим  Законом, в пределах своей компетенции  в соответствии с занимаемой должностью.

 

Сотрудник милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

 

- оказывать помощь, в том  числе первую до врачебную,  гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений  и несчастных случаев, а также  находящимся в беспомощном или  ином состоянии, опасном для  их жизни;

 

- в случае обращения  к нему граждан с заявлениями  о событиях, угрожающих личной  или общественной безопасности, либо в случае непосредственного  обнаружения сотрудником милиции  таких событий принять меры  к спасению людей, предотвращению  и пресечению правонарушения, задержанию  лица по подозрению в его  совершении, охране места происшествия  и сообщить об этом в ближайшее  подразделение милиции.

 

Для выполнения служебных  обязанностей сотрудник милиции  может использовать права милиции, предусмотренные Законом о милиции.

 

Сотрудник милиции, в чьи  должностные обязанности возложено  осуществление функций учреждения (милиции), уполномочен на реализацию всех и любого права (обязанности), которым  наделена милиция. Данное положение  распространяется не только на права  и обязанности, закрепленные в Законе РФ "О милиции", но и на все  иные права (обязанности) милиции.

 

Орган внутренних дел является органом дознания. Поэтому, будучи сотрудником  органа внутренних дел, сотрудник милиции, в чьи должностные обязанности  возложено осуществление функций  учреждения (органа внутренних дел), вправе реализовывать предусмотренные  УПК РФ права органа дознания.

 

Сотрудник милиции принимает  меры к пресечению правонарушений независимо от территории их совершения. Одной  из таких мер признается составление  протокола об административном правонарушении. [7]

 

Полномочия сотрудников  местной милиции, в том числе  оперативно-начальствующего состава, идентичны правам и обязанностям, предоставленным Законом РФ сотрудникам  милиции.[8]

Информация о работе Государтсвенная служба и её виды