Проблема свободы средств массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Свобода массовой информации и её составляющая свобода печати - конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности. Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию. Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права - свободы информации. Впервые провозглашена во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Содержание

1. Введение………………………………………………………..3
2. Обеспечение гарантий свободы массовой информации…….5
3. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ…..6
4. Проблема свободы СМИ………………………………………6
5. Заключение……………………………………………………..18
6. Список литературы…………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации - копия.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

Определение явных временных  границ информационной стадии общественного  развития и подведение ее культурно-исторических итогов - дело будущего. Однако уже в  настоящее время философские  исследования могут определять и  во многом определяют перспективы развития и возможные негативные последствия  тех или иных явлений под влиянием средств массовой информации, и они  носят в этом смысле если не провиденциальный, то прогностический характер.

Степень научной разработанности  проблемы. Одной из причин социально-экономического кризиса в стране является дух  секретности, который распространял  авторитарно-деспотический режим, который  укрывал от людей беззаконие и  произвол, преступления, губительные  ошибки и промахи. В течение десятилетий все правила и нормы общественной жизни в бывшем СССР определялись законом осажденной крепости, в которой признаются невозможными общепринятые в мире открытость, гласность и правовые отношения. Из-за злоупотребления секретность из средства безопасности превратилась в один из источников угрозы развития общества. "Культ секретности" в свою очередь укреплял, цементировал советский строй, который деформировал политические, экономические и социальные структуры в стране, исторические ценности и идеалы. Консолидация общества и укрепление государства достигались тотальным обезличиванием людей, их нивелировкой в качестве все тех же одинаковых "винтиков". Главной задачей философии было "следовать предначертаниям". Именно это легло в основу философии человека - "винтика", человека-функции, человека частичного работника, отчужденного как от средства производства, так и от целей и результатов своего труда. Крепостное положение работника было объявлено необходимым этапом человеческого развития, средством построения "светлого будущего". Философия стала рабской. Все это отразилось в сознании, миллионы людей закрылись в себе, боялись произнести лишнее слово. В этих условиях "деспотизм душит свободу прессы, узурпатор создает на нее пародию. Ведь когда свобода прессы полностью отсутствует, общественное мнение дремлет, и ничто не может помешать этому сну".

Новое понимание задач  СМИ в информационной политике государства, социально-философских аспектов и  условий доступа к информации в гражданском обществе России сформировалось под влиянием публичных выступлений  М.С. Горбачева и реформаторов демократического блока, а также событий 1985-1997 годов, особенно тех, которые были непосредственно  связаны с изменением сознания российских людей под влиянием гласности  и перестройки. Это позволяет сформулировать один из главных тезисов, который отражает степень влияния на мнение автора диссертации событий внешней среды: в исторический период, когда изменяется мировоззрение большинства людей, проживающих на шестой части земной суши, когда утратили силу принудительные традиции мышления, любой вид деятельности, связанный с формированием и переделкой мировоззрения, с распространением убеждений, проникнутых новой рациональностью, требует осмысления собственных мировоззренческих основ и ценностных ориентации. В отечественных науках информационного цикла, как и в других социальных науках, это сделать особенно необходимо, тем более, что многие годы у них не было собственной, истинно философской базы. Заклинания в виде цитат из работ классиков марксизма-ленинизма не могли заменить культурологических, антропологических, экзистенциалистских знаний. Если бы сегодня можно было просто отбросить тот период, когда в каждой диссертации, зачастую без должного обоснования ссылались на работы Маркса, Энгельса, Ленина, положение было бы не столь трагичным. Но самое болезненное наследие прошлого - это отсутствие на долгие годы философии, адекватной духу переживаемой эпохи.

Несмотря на множество  сохраняющихся противоречий и неясность  перспектив развития рыночных отношений  в современном российском обществе, нынешние перемены подвели страну значительно  ближе к западному типу общества: отмена цензуры и большая свобода  печати, свободные выборы, большая  независимость граждан, как политическая, так и интеллектуальная, возможность  формировать собственное мнение и выражать его, большая свобода  в академических кругах.

Реструктуризация информационной сферы прессы обусловливает изменение  самого понятия "информация". Сегодня  оно представляет собой не сумму  слов, образов, восприятий, а целостный  интегрированный субъект. Информационное поле СМИ автономно формирует  мифы и стереотипы, оказывающие определяющее влияние на образ мыслей людей  и характер восприятия ими действительности, позволяет перестраивать человеческое сознание. Сейчас, когда СМИ обладают монопольным правом на создание нужной им картины мира, под сомнение ставится один из основополагающих принципов классической концепции демократии - свобода получения и распространения информации.

Однако современная нам  ситуация отличается своей парадоксальностью: "как и прежде все еще нельзя без насилия, но уже и не возможно насилие". Без сильного государства  России не обойтись. Но сила его не может  быть имперски-тоталитарной. Сила его может быть основана только на человеческой свободе и полной информативности.

Здесь же мы должны отметить назревшую необходимость развития в сфере средств массовой информации двух видов рефлексии: методологической и мировоззренческой.

Мировоззренческая рефлексия  актуальна сегодня как никогда  ранее в связи с кризисом прежних  мировоззренческих установок марксизма-ленинизма. Развиваясь в условиях отсутствия свободы  печати, средств массовой информации и коммуникаций, газеты, журналы, радио  и телевидение, как один из информационных каналов, не могли не подвергнуться  значительным деформациям. В целях  оправдания этих деформаций, научного обоснования тотальной идеологизации и политизации средств массовой информации был дан социальный заказ сформулировать убедительные мировоззренческие постулаты, формирующие убежденность в праве управлять доступом к СМИ и знанию под прикрытием благородной цели - борьбы за коммунистические идеалы. Такими мировоззренческими постулатами стали идеи Ленина по отношению к культуре, литературе, интеллигенции.

Научно-технический прогресс 60-70-х гг., происходивший скорее вопреки, чем благодаря социально-политическим условиям, вызвал мощный рост методологического поиска в различных сферах знания, в частности, в культурологи, философии и истории, социологии, системном анализе.

Губительные последствия  имела для средств массовой информации в нашей стране монополистическая  власть марксистско-ленинской методологии. Имелись реальные последствия воплощения диаматовских и истматовских мировоззренческих установок в области четвертой власти.

Отношение к средствам  массовой информации было предельно  циничное: оно строилось на стандартной  модели 1) уступки, если нет никакого иного выхода; 2) отказ от уступок, едва лишь опасность миновала; 3) месть за уступки.

Политические интересы диктатуры "пролетариата" формировали соответствующее  отношение и к системе коммуникаций в обществе. Методология их развития и функционирования СМИ были направлены на всемерную поддержку тоталитарного  строя. Печать, телевидение, радио - все  было построено по пирамидальной  иерархической системе и работало как мощное оружие агитации и пропаганды. Люди выступали как объект индоктринации, их слабая интеллектуальная культура, а зачастую страх перед властью предержащей позволяла легко манипулировать сознанием, деиндивидуализировать его, превращая их в удобный объект централизованной системы управления. На этой же методологической установке строилась и вся деятельность средств массовой информациями, особенно блестящие успехи в агитационно-пропагандистских усилиях были достигнуты под непосредственным руководством КПСС в сфере печати, радио и телевидения. Мировоззренческая рефлексия в сфере методологии СМИ должна быть направлена на разрушение монополии марксистско-ленинской методологии, обусловившей дегуманизацию таких важнейших сфер современной культуры, как печать, средства коммуникаций, информационная деятельность.

Концептуально-теоретические  преобразования деятельности СМИ вызывают необходимость и в другой рефлексии - методологической. Для обоснования  этого тезиса необходимо напомнить, что включается в само понятие "методология  науки". Это специальная дисциплина, анализирующая раскрытие тех  специфических механизмов, которые  обеспечивают процесс движения знания на всем его протяжении от зарождения идеи до построения теории и от создания теории до практического применения полученных результатов.

Главной задачей методологии  науки является исследование оснований  путей и закономерностей научного познания, принципов и методов  как средств его организации, функционирования, развития и применения.

В разное время деятельность СМИ осуществлялась в разных формах и разными способами, но смысл  их оставался неизменным. Соответственно, и знания об этой универсальной сути имеют неизменный характер, а все  то, что мы знаем о реальном бытие  средств массовой информации в разных эпохах, относительно. Всякая попытка  навязать СМИ особую специфику, носящую  сущностный характер в связи с  тем, что мы рассматриваем ее в  условиях советской действительности, неверна с методологической точки  зрения. Всякая попытка изоляционизма, ограждения средств массовой информации советского периода от общественного  опыта на основе господствующей идеологии  или иных ограничений не имеет  научных оснований и направлена на защиту тоталитаризма. Отличительных  черт советской печати не существует - это абсурд, СМИ вообще не могут  быть ни советскими, ни социалистическими, ни буржуазными. Это вид общечеловеческой деятельности, такой же, как медицина, педагогика, столярное дело. Суть ее меняется в зависимости от системы, в пределах которой она развивается. Роль СМИ и их влияние в гораздо  большей мере зависит от верности методологического подхода, чем  от степени технический оснащенности. В процессе исследования автором использованы теоретические положения и методологические принципы научных исследований ученых разных направлений, изучающих средства массовой информации в современном мире, их роль в манипулировании общественным сознанием, взаимодействие свободы и права, власти и прессы. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Касаясь принципов подхода  к исследованию проблемы свободы  средств массовой информации в современной  России, следует подчеркнуть, что  автор исходил из основ философских  учений. Поэтому в привлеченной философской  литературе для нас главным было то, насколько она способствовала реализации поставленной цели - с социально-философских  позиций раскрыть механизм реализации принципов свободы в сфере  средств массовой информации. Стремление не только обозреть общественную жизнь в ее целом, но и обнаружить смысл существования СМИ, как социального института и общества как такового. В современном российском обществе, несмотря на огромные масштабы эмпирических исследований по СМИ, ощущается недостаток в серьезных исследованиях по социально-философским аспектам проблемы. Анализу сущности и функции средств массовой информации, являющихся существенным фактором, влияющим на сознание личности, посвящена значительная литература, относящаяся в основном к советскому периоду, в которой достаточно высок научный уровень раскрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Артемов М.В. Проблема свободы.
  2. Свобода слова - «горячая точка» современной России // Право знать: история, теория, 
    практика. 2001. № 11-2 (49-50). Янв.-февр. С.21.
  3. Дзялошинский И. Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

Информация о работе Проблема свободы средств массовой информации