Правовое регулирование отношений в области рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение слова «реклама», по мнению ученых, связано с латинским «reclamo», что в переводе означает «кричать», «выкрикивать». Слово «реклама» в общепринятом смысле начало употребляться относительно недавно — с середины XVII в. Произошло это в Англии, где с помощью данного термина книгопечатники извещали потребителей о предстоящих изданиях; позднее это стали делать и владельцы магазинов.
Подтверждением древности термина служит египетский папирус с объявлением о предстоящей продаже раба. Реклама в те времена была представлена преимущественно письменными и устными объявлениями, расхваливавшими тот или иной товар либо услугу.

Содержание

Введение 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие рекламы и общая характеристика рекламной деятельности 7
1.2. Правовое регулирование рекламной деятельности 13
2. Понятие и виды рекламы 17
3. Понятие и виды субъектов рекламных отношений 19
4. Требования, предъявляемые к рекламе 23
5. Понятие и виды ненадлежащей рекламы 31
6. Государственное регулирование рекламной деятельности 37
7. Заключение 41
8. Список использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Правовое регулирование отношений в области рекламы.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Можно добавить и тот  факт, что для потребителя рекламных данных факт платного или бесплатного характера рекламы абсолютно безразличен, поскольку  потребитель испытывает равное воздействие от той и другой рекламы.

Следующим признаком, выделяемым в литературе, является раскрытие заказчика рекламы. Сторонники такого подхода аргументируют необходимость выделения данного признака трудностями, с которыми потребителю зачастую приходится сталкиваться при оценке степени ценности и достоверности рекламных данных.

Предлагается даже ввести законодательное требование о том, что реклама «должна содержать информацию о фирменном наименовании и местонахождении (юридическом адресе) рекламодателя»6.

Сторонники противоположной  точки зрения приводят иные доводы.

Прежде всего, облегчая оценку степени ценности и достоверности рекламных данных, такое требование нарушает интересы рекламодателей, которым придется вкладывать в рекламу дополнительные средства. Представляется также весьма небесспорным утверждение о том, что раскрытие данных о заказчике облегчит оценку степени достоверности и ценности рекламы. С другой стороны, четкое указание на конкретного заказчика рекламы очень удобно при защите прав потребителей, так как помогает найти того, кто ввел в заблуждение или обманул. Поэтому при рекламировании отдельных видов товаров, услуг или деятельности по их реализации законодатель обязывает указывать в рекламе наименование рекламодателя. Данное требование относится и к рекламе на рынке ценных бумаг (ст. 34 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг»7). Представляется, что раскрытие заказчика при распространении рекламных данных является не признаком рекламы, а требованием к ней, которое предлагают ввести взаконодательство его сторонники8.

Рекламу рассматривают  также как способ информирования, форму распространения информации, т. е. подразумевают под рекламой определенную деятельность, которая по своей гражданско-правовой природе относится учеными к числу услуг. Исходя из смысла п. 1 ст. 1 Закона о рекламе, можно сделать вывод о том, что рекламная деятельность представляет собой процесс производства, размещения и распространения рекламы. Рекламная деятельность — это особая разновидность предпринимательской деятельности.

Реклама несет информацию о физических или юридических лицах — субъектах предпринимательства и о товарах — результатах предпринимательской деятельности.

Таким образом, рекламу  по-разному определяют с позиции  ее принадлежности к тому или иному виду объектов гражданских прав, и все известные подходы можно в целом свести к двум основным.

Одни полагают, что  реклама — это информация, обладающая квалификационными признаками, понимая под ней рекламные данные.

Другие считают, что  реклама — это деятельность и  относится она к числу услуг.

Оба указанные объекта  составляют самостоятельные виды объектов гражданских прав.

Если учесть, что реклама является разновидностью информации, а та в свою очередь представляет собой сообщения о положении дел, о состоянии чего-либо, что само по себе подразумевает распространение таких сведений, то можно сказать, что реклама — это деятельность. А действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности, именуются услугами и являются самостоятельным объектом гражданских прав. Реклама как деятельность по распространению определенного рода данных потребляется в процессе такого распространения,

а посему относится к  особой группе услуг — рекламным  услугам.

Таким образом, рекламные  данные как разновидность информационных данных относятся к числу объектов исключительных прав, условно именуемых интеллектуальной собственностью. Если говорить о рекламе как деятельности по распространению данных, то ее следует отнести к услугам — объектам обязательственных прав. Итак, согласно вышесказанному, реклама обладает следующими признаками:

это — информация или  способ информирования о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация);

призвана формировать  или поддерживать интерес к этому  физическому,

юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний; предназначена для неопределенного круга лиц, а в некоторых случаях — для конкретного лица; распространяется в любой форме, с помощью любых средств.

 

 

1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности

 

Основным законодательным  актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ о рекламе9 (далее - Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных10 и подзаконных актах11 которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.

Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, прав и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.

Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.

Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Помимо Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреплены в соответствующих специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные законы о лекарственных средствах, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, о наркотических средствах и психотропных веществах, о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, о рынке ценных бумаг и др.

Среди подзаконных актов  нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 о защите потребителей от недобросовестной рекламы12. Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).

Одним из основных средств  обеспечения декларируемых в  ст. 1 Закона на рекламе целей (защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы) является установление административной ответственности за правонарушения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на соответствующих рынках Российской Федерации. В Кодексе РФ об административных Правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3, ст. 28.7)13 в виде штрафа.

Закон о рекламе тесно  связан с законодательством, направленным на охрану интеллектуальной собственности.

Так, в соответствии со ст. 4 Закона о рекламе реклама  может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав, т. е., в соответствии с данной нормой, если реклама является продуктом творческой деятельности, то в силу п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», на нее распространяются нормы авторского права как на произведение. Таким образом, объектом охраны авторского права в рекламе может быть как ее часть, которую можно использовать в качестве самостоятельного продукта творческой деятельности (оригинальный рекламный текст, слоган, фотоиллюстрация и т.п.), так и в целом рекламное произведение, если оно в свою очередь выполнено в сложном, но едином и связанном композиционном построении. По мнению О.Б. Кузнецовой, «объектом патентования могут быть различные способы распространения или конструкции носителей рекламной информации»14.

Нередко объектами рекламирования выступают средства индивидуализации

продукции, выполняемых  работ или услуг, к которым в первую очередь относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Особое значение для подобного рода рекламы приобретают нормы Закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров », в частности, ст. 4 этого Закона, которая закрепляет исключительное право владельца товарного знака на пользование и распоряжение им, а также на запрещение его использования другими лицами (п.1).

 Так, например, в Законе о рекламе находит отражение дифференцированный

подход к определению  различных видов рекламы, не соответствующей требованиям законодательства (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная, неэтичная реклама), которые объединяются единым термином — «ненадлежащая реклама». Однако в ст. 34 ФЗ «О рынке ценных бумаг» реклама, в которой предоставляется недостоверная информация о ценных бумагах, даются ничем не обоснованные гарантии роста размера их доходности, прогнозы увеличения курсовой стоимости и т.д., хотя и подпадает под различные определения (недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы), приведенные в Законе о рекламе, признается недобросовестной. Таким образом, требуется проведение унификации (на основе ст. 2 Закона о рекламе) понятийного аппарата норм законодательства о рекламе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и  виды рекламы

 

Реклама - это один из видов информации, поэтому не случайно  действующий Закон о рекламе термины реклама и рекламная информация использует как синонимы. Вместе с тем, рекламу от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны присутствовать в совокупности.

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лииу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

(Ст. 2 Федерального  закона О рекламе)

Исходя из данного  легального определения реклама может распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к

ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.

Классификация видов  рекламы может быть проведена по различным основаниям:

1) в зависимости от  вида рекламируемого товара выделяют рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

2) в зависимости от  вида рекламируемых услуг выделяют рекламу страховых и инвестиционных услуг, услуг банков, организаций, участников рынка ценных бумаг и других субъектов, оказывающих финансовые услуги;

3) в зависимости от  способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

4) в зависимости от  целей, на достижение которых  направлена реклама, выделяют;

- политическую рекламу  - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т. п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

Информация о работе Правовое регулирование отношений в области рекламы