Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:59, реферат

Краткое описание

Важно отметить, что в целом индивид не сам выбирает свой гендерный пол. Подавляющее влияние на выбор оказывает общество: семья, система образования, культура и каналы её трансляции (СМИ), которые внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина", и где ты должен стоять в этом диапазоне. Гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных, например, право, и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ, всю жизнь.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического 4
2. Понятие гендерных отношений 9
3. Конструирование гендерных отношений 11
4. Роль СМИ в конструировании гендерных отношений 15
4.1 Понятие СМИ 16
4.2 Конструирование гендерных отношений через СМИ на современном этапе 18
4.2.1 Тенденция первая: трансформация понимая гендерной дихотомии 19
4.2.2 Тенденция вторая: стремление к сохранению патриархального уклада общества 23
4.2.3 Тенденция третья: стремление слабого гендерного пола к равноправию 25
Заключение 27
Источники и литература 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Роль СМИ в конструировании гендерных отношений.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Стоит так же отметить, что гендерные отношения существуют и реализуются на различных уровнях функционирования социальной реальности:

Макросоциальный уровень

Мезоуровень

Микроуровень (ближайшее  окружение)

Интраиндивидуальный уровень

Гендерные отношения  представлены общественными отношениями  и детерминируются системой гендерных  представлений

Гендерные отношения  выступают как межгрупповые (между  группами мужчин и женщин) и управляются  гендерными стереотипами

Гендерные отношения  раскрываются в межличностных контактах между представителями различных полов и задаются гендерными установками

Гендерные отношения  проявляются в виде самоотношения  и переживания собственной гендерной  идентичности


Очевидно, что  природа гендерных отношений  противоречива и многогранна, та же, как и сам феномен существования гендера. Мы не будем углубляться в поиски решения конкретно этой проблемы. В рамках данного исследования нам важна лишь такая характеристика гендерных отношений, как динамичность, изменяемость во времени и со временем. Именно опираясь на данный аспект исследуемого нами объекта можно предположить, что если гендерные отношения способны к изменениям, то процесс их модификации может происходить как пассивно, так и активно, т.е. под действием сторонних сил. Таким образом, уместнее было бы уже говорить о конструировании гендерных отношений.

3. Конструирование  гендерных отношений

Взаимоотношения женщин и мужчин – важный фактор социального развития, поскольку  они представляют собой две самые  большие социально-демографические группы. Характер их взаимоотношений есть причина и следствие многих экономических, культурно-социальных, политических, духовных сторон жизни общества. Наличие множества конфликтов и противоречий между полами говорят нам о том, что сегодня, как никогда ранее, важно изучать социально-половые проблемы, выявлять их специфику с целью предотвращения насилия и выработки согласительных мер по сдерживанию, ослаблению гендерной конфликтности, придавать им нравственно-культурный характер [13]. Это также необходимо для создания высокого уровня качества жизни и, что немаловажно, качества самого населения.

К сожалению, на данном этапе развития общества гендерные  отношения часто воспринимаются как один из типов властных отношений, характеризующийся неравным распределением власти, ресурсов и прав между гендерными группами. Поэтому исправить эту ситуацию можно только  с помощью достижения гендерного консенсуса, т.е. согласия, представляющего собой состояние, признак или процесс взаимодействия между гендерными субъектами, стремящимися иметь сходные ценности, потребности, интересы, цели.

Гендерное согласие как система состоит из элементов: субъектов (мужчин и женщин), их взаимодействия, и гендерно чувственного социального настроения.  Такое согласие, в свою очередь, достигается созданием гармонии и толерантности в гендерных отношениях. Гендерно-согласительное общение предполагает наличие у его участников толерантного сознания, которое выражается:

  • в согласии, в достижении общих интересов и целей;
  • в терпимости к представителю противоположного социального пола, то есть осознание трудностей, с которыми он сталкивается, выражение сочувствия, уважения к его мнению;
  • во взаимном духовном обогащении социальных полов на основе совместной жизни и деятельности;
  • в отказе от попыток доказать на основе различий между полами превосходство одного над другим;
  • в поддержании хорошего настроения, положительных эмоций по самым разных поводам [13].

Задача конструирования  гармоничных и толерантных гендерных  отношений в обществе является одной из важнейших составляющих разработки и проведения социальной политики в том или ином государстве. Для этой цели важны новейшие научные исследования в области гендерных отношений и их конструировании и постоянно обновляющиеся статистические данные.

В России подобные исследования пока немногочисленны, однако наблюдается тенденция их нарастающей  популярности. Они все чаще и чаще встречаются в отечественной  в научно-популярной литературе, в социально-политических контекстах; в практике работы Госкомстата существует рубрика «гендерная статистика»; целый ряд научных учреждений, ведущих исследования в области отношений между полами, называются центрами гендерных исследований [2]. Важно, что гендерные отношения – составляющая  социальных отношений, значимого элемента общественного устройства, поскольку мужчины и женщины – не только биологически разные, но и социально неравные люди, и это неравенство, касающееся их возможностей, личных судеб, и даже того, как о них говорят и думают, буквально пронизывает все сферы жизни. Именно поэтому их так важно контролировать и конструировать. Причем усилия должны осуществляться на каждом из уровней гендерных отношений, через высокоразвитую систему управления общественными гендерными отношениями.

Всемирный банк поставил своей задачей в XXI веке бороться с гендерным неравенством. В этой связи он сделал соответствующее заявление. Оно гласит: равенство предполагает, что женщины и мужчины свободны выбирать различные (или сходные) роли и различные (или сходные) конечные результаты – в соответствии со своими предпочтениями и целями. Разные культуры и общества могут следовать разными путями в своем стремлении достичь гендерного равенства .

Всемирный банк предлагает три составные части стратегии  по обеспечению гендерного равенства:

    • реформирование социальных институтов в целях установления равных прав и возможностей для мужчин и женщин;
    • создание благоприятных условий для экономического развития, в котором усиливались бы стимулы к более равномерному распределению ресурсов и участия;
    • принятие активных политических мер в целях выравнивания устойчивых гендерных несоответствий в распоряжении ресурсами и в возможности отстаивать свои интересы [13].

Стратегия Всемирного банка  в области гендерной политики разработана с учетом опыта ведущих  стран мира. Она является универсальной и достойна быть взятой на вооружение всеми государствами, стремящимися к стабильности в развитии, поскольку каждому государству необходим национальный механизм по реализации гендерного равенства, который идеально подходит именно его реалиям и характеру проблем.

В России такой механизм находится в стадии разработки и становления. Речь идет о следующих документах: Конституции РФ, Конвенции улучшения положения женщин, Конвенции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, многих социально-экономических и социально-защитных актах. Одной из самых насущных задач является переориентация сознания людей, направленная на преодоление патриархальных устоев, отводящих женщине второстепенную роль, а так же формирование положительного, позитивного образа (имиджа) идеального «мужского» и идеального «женского» отечественной действительности. Задачи этой стратегии в России такие:

  • проведение гендерной экспертизы социально значимых документов, планов и проектов;
  • введение женских квот на рабочие места и при приеме на работу, а также при выборе в органы государственной власти и местного самоуправления в качестве временных мер для устранения дискриминационных моментов, связанных с наймом и увольнением женского населения;
  • повышение роли гендерной статистики с целью выявления реального положения мужчин и женщин во всех сферах политической, общественной и экономической деятельности, то есть включение в статистические отчёты гендерных показателей изменения положения населения;
  • проведение широкомасштабных акций и просветительских кампаний, направленных на повышение гендерной культуры;
  • внедрение гендерного образования на всех ступенях образовательного процесса;
  • обучение специалистов по вопросам гендерной политики. С этой целью - внедрение специальных курсов по подготовке данных кадров в систему образования;
  • использование СМИ как одного из важнейших каналов транслирования и конструирования гендерных отношений с целью формирования, корректировки и контроля понимания населением позитивного образа (имиджа) идеального «мужского» и идеального «женского» отечественной действительности.

Для обеспечения решения  задач, указанных в Стратегии, необходим  действенный национальный механизм по его введению в практику. Эгалитарная политика должна осуществляться через деятельность национальных институтов, призванных заниматься гендерными проблемами: Департамент по проблемам семьи, женщин и детей при Министерстве труда и социального развития РФ, Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи при Государственной Думе. Кроме того, в регионах должны действовать комитеты и комиссии по делам женщин, семьи и детей. Пока же, как отмечают специалисты в области феминологии Е.М. Зуйкова и Р.И. Ерусланова, «реальных результатов нет» [13].

Обычно, в любом обществе типичными инструментами гендерного конструирования и конструирования  гендерных отношений выступают  мораль, законы, искусство, реклама, СМИ  и т.д.

4. Роль СМИ  в конструировании гендерных  отношений

Живя в информационном обществе, где главной ценностью является информация, СМИ, как каналы передачи массовой информации, окружают нас буквально везде и становятся нашими постоянными спутниками в жизни. Постоянно транслируя нам беспрерывный поток информации, СМИ сегодня стали мощнейшим фактором формирования общественного сознания. Они закрепляют в общественном мнении определенные, образы понятия и стереотипы. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем. Прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Стереотип способствует созданию и сохранению положительного "Я-образа", защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно-исторического опыта [14]. Гендерные стереотипы выполняют все вышеназванные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.

Исходя из этого, очевидно, что СМИ обладает огромным потенциалом  в конструировании гендерных  отношений в обществе. Поэтому  важно понимать силу влияния СМИ на характер гендерных отношений.

4.1 Понятие СМИ

В соответствии с ФЗ о  СМИ под массовой информацией  понимается предназначенное для  неограниченного круга лиц печатные, аудио-визуальные и иные сообщения  и материалы.

Под СМИ понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, а также иная форма распространения массовой информации.

Под периодическими печатными  изданиями понимаются любые издания, которые имеют постоянные названия, текущий номер и периодичность выхода (не реже одного раза в год).

Радио-, теле-, видеоформой  периодического издания понимается аудио- и видеовизуальные сообщения  и материалы, которые также имеют  постоянные названия и периодичность  выхода не реже одного раза в год.

СМИ – это учреждения, созданные для открытой публичной передачи различных сведений любым лицам с помощью специального техничесого оборудования.

Основные компоненты системы СМИ – телевидение, радио, пресса, Интренет, информационные агентства.

Основные черты СМИ:

    1. публичность, т.е. неограниченный круг потребителей информации;
    2. наличие специального технического оборудования;
    3. непостоянный случайный характер аудитории.

Функции СМИ применительно  к социуму:

    1. информационная;
    2. функция социальной связи (процесс социализации, комментарии и интерпретация, поддержка существующих норм и властных отношений, формирование общественного сознания);
    3. рекреативная (снятие социальной напряженности, создание возможности для отдыха);
    4. функция мобилизации (организация компаний в связи с актуальными целями политики, экономики, в социальной сфере);
    5. функция приемственности (выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение узнаваемости новых культурных направлений).

Функции СМИ применительно  к индивиду:

    1. информационная (обучение и самообразование);
    2. функция интеграции и социального общения (понимание положения другого, переживание, помощь в реализации социальных ролей);
    3. функция развлечения (эмоциональная разрядка, уход от проблем, заполнение свободного времени);
    4. функция личностной идентификации (идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя).

Информация о работе Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического