Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:59, реферат

Краткое описание

Важно отметить, что в целом индивид не сам выбирает свой гендерный пол. Подавляющее влияние на выбор оказывает общество: семья, система образования, культура и каналы её трансляции (СМИ), которые внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина", и где ты должен стоять в этом диапазоне. Гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных, например, право, и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ, всю жизнь.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического 4
2. Понятие гендерных отношений 9
3. Конструирование гендерных отношений 11
4. Роль СМИ в конструировании гендерных отношений 15
4.1 Понятие СМИ 16
4.2 Конструирование гендерных отношений через СМИ на современном этапе 18
4.2.1 Тенденция первая: трансформация понимая гендерной дихотомии 19
4.2.2 Тенденция вторая: стремление к сохранению патриархального уклада общества 23
4.2.3 Тенденция третья: стремление слабого гендерного пола к равноправию 25
Заключение 27
Источники и литература 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Роль СМИ в конструировании гендерных отношений.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Австрийский психолог З. Фрейд считал, что пол человека – это его судьба, предопределяющая физиологическое и психологическое развитие индивида на протяжении всей его жизни. Однако действительно ли физиология человека полностью определяет его образ мышления, а точнее его женское или мужское в нём? Или эта, так сказать, психологическая надстройка формируется безотносительно принадлежности индивида к тому или иному полу? И, поставим вопрос ещё шире, влияет ли наша принадлежность к определенному полу на набор социальных ролей, которые мы начинаем приобретать с рождения?

На все эти вопросы дает ответы гендерный подход к изучению общества. Он говорит о том, что, с биологической точки зрения, единственное четкое и значимое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства,  в то время как с социологической точки зрения, разница между ними колоссальна.  В понятие «гендер» сторонники данного подхода вкладывают степень принадлежности индивида к определенному социальному полу и то, как эта принадлежность влияет на модель поведения человека в обществе, степень её насыщенности типично мужским (маскулинным) или типично женским (феминным) контентом.

Важно отметить, что в целом индивид не сам выбирает свой гендерный пол. Подавляющее влияние на выбор оказывает общество: семья, система образования, культура и каналы её трансляции (СМИ), которые внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина", и где ты должен стоять в этом диапазоне. Гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных, например, право, и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ, всю жизнь.

Особенно важно  отметить влияние СМИ на гендерную  самоидентификацию личности и на конструирование гендерных отношений. С наступлением эры информационного общества СМИ стали играть колоссальную роль в повседневной жизни. Они не только служат средством трансляции и отражения реальной действительности, но зачастую сами конструируют эту действительность. А теперь подумаем: все наше общество делится на мужчин и женщин, мы живем в непрерывном гендерном контакте, вся наша социальная жизнь – это сеть гендерных отношений, которые, в свою очередь, поддаются влиянию. СМИ сегодня – мощнейший источник влияния на общество. Соответственно, СМИ могут оказывать влияние и на систему гендерных отношений в обществе, формируя их характер, настроение, направления развития, атмосферу. Для понимания и контроля устройства современного общества важно всегда учитывать существование данного феномена. В этом заключается актуальность проблемы роли СМИ в конструировании гендерных отношений. Поиск решения этой проблемы, её изучение и анализ входит в область задач системы управления общественными отношениями. Этой теме и посвящена данная работа.

Объектом исследования в работе являются гендерные отношения, предметом исследования – феномен  конструирования гендерных отношений  различными СМИ. Цель исследования –  понять, в чем важность конструирования  гендерных отношений и какую  роль играют СМИ в процессе их конструирования. Соответственно, задачами для достижения данной цели являются следующие: 1) изучить суть гендерной теории устройства общества; 2) изучить суть идеи о возможности конструирования гендерных отношений; 3) выяснить, что позволяет СМИ оказывать влияние на формирование гендерных отношений; 4) проанализировать современные тенденции влияния СМИ на гендерные отношения.

1. Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического

Все мы разные, и с тем, что общество поделено на мужчин и женщин, ничего поделать невозможно. Так было обусловлено самой Природой, Богом, Абсолютом, как угодно, - суть остается одна: будучи представителями одного биологического вида, мы невероятно отличаемся друг от друга. И речь идет сейчас не о различиях в анатомо-физиологическом строении тела мужчин и женщин. С этой точки зрения в нас гораздо больше сходств, чем различий. Я говорю о разнице между мужчиной и женщиной в социокультурном аспекте (социальные роли, формы деятельности, поведение и эмоциональные характеристики между мужчинами и женщинами), о существовании «типично мужского» и «типично женского» и социальной взаимосвязи между ними. Именно эта разница вкладывается в понятие «гендер» («gender») на современном этапе человеческих отношений.

Напрашивается уместный вопрос: почему бы не оставить все как есть и не использовать лишь привычный термин «пол» («sex») для обозначения любых различий между мужчиной и женщиной? Однако разница принципиальна. «Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах» [1]. Соответственно, есть смысл в отделении социокультурного значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Это и объясняет необходимость введения в научных оборот понятия, принципиально отличного от понятия «пол», коим и стал «гендер», который впервые во внеграмматическом контексте был использован психологом Робертом Столлером, издавшим в 1968 г. работу под названием «Пол и гендер» («Sex and Gender»).  Термин «гендер» отрицает абсолютную биологическую предопределенность отношений между полами: есть биологический пол и есть гендер, то есть «социальный пол» [2, с.8].

В настоящее  время существует множество определений  понятия «гендер», что связано  с растущей популярностью темы гендорной  природы человека и общества в  целом в научных кругах, однако все они лишь подтверждают вышесказанное.

Гендер – это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Это инструмент для понимания социальных процессов  [3].

Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. [4].

Гендер – обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [1].

Существует  мнение, что изначально на свет мы появляемся психологически бесполыми [5], независимо от биологического пола. Однако гендер – понятие социальное, зачастую трактующееся в определенном смысле, как социальная роль. Социальные роли усваиваются нами в процессе социализации. Таким образом, на определенном этапе жизни каждый из нас приобретает свою гендерную роль. Согласно З. Фрейду, идентификация ребенка с полом происходит  в 5-6 лет. «Именно в этом возрасте возникает интерес к тому, как устроен человек, чем отличаются мужчины и женщины. Для психики осознание собственной сексуальной идентичности – важный период взросления и переход на другую, более зрелую стадию развития – освоение социальных ролей» [6]. По мнению Шона Берна, гендерная идентификация начинается ещё раньше, в возрасте 3 лет [7]. В любом случае, в данной работе для нас важно то, что всегда есть какой-то момент, момент самоприписывания себе пола, когда начинается переход ребенка от нулевого психологического пола (мало женского и мужского), к феминному (мало мужского, много женского), маскулинному (много мужского, мало женского) или андрогинному (много мужского, много женского), и усваиваются те или иные нормы и модели поведения, свойственные каждой группе.

Д. Кахилл, описывая опыт дошкольников, приходит к выводу, что смысл самоприписывания пола для ребенка заключается в идентификации себя как социально-компетентного субъекта [8]. Ребенок становится самостоятельным субъектом социально-общественных отношений и полноправно может в них участвовать. Ребенок называет себя соответственно мальчиком и девочкой, прежде всего, для того, чтобы быть взрослым в глазах других людей. Это может быть проанализировано на примере игры дошкольников. Вначале дети младшего дошкольного возраста идентифицируются окружением как маленькие, как дети - в единственном числе они обозначаются словом ребенок. В какой-то момент в процессе взросления они отказываются от своей идентификации с ребенком - с нерациональным, социально-некомпетентным существом. Перед ребенком открыты возможности идентифицироваться с группой через отнесение себя к категории по полу: можно называться (стать) либо мальчиком, либо девочкой. Характерный пример: девочка семи лет каждый раз в общественном транспорте, когда о ней говорят: «Осторожнее, здесь ребенок», - отвечает без запинки: «Я не ребенок - я девочка» [8].

Такой же пример приводит Кахилл, анализируя следующую  ситуацию. Ребенок в группе дошкольников играет с ожерельем и одевает  ожерелье себе на шею, пытается примерить, но хочет, чтобы этого никто не видел. Этот ребенок - мальчик. Подходит воспитательница и говорит: «Ты хочешь это надеть?» Мальчик говорит: «Нет, это носят девочки». – «Но это носит и король», - отвечает воспитательница. Ребенок возражает: «Я не король, я мальчик». Суть аргумента Кахилла в том, что роль мальчика выбрана в данном случае сознательно, этот молодой человек рекрутируется в категорию принадлежности по полу, потому что он хочет использовать ресурс компетентности, он хочет быть взрослым. Для того чтобы стать взрослым, для того чтобы стать существом, принадлежащим к этому социальному порядку, он может быть только мужчиной или женщиной [8].

Естественно, что  ребенок не с потолка выбирает себе гендер, на его выбор влияют определенные факторы. Социальные психологи считают, что есть две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям: нормативное давление, информационное давление.

 Термин «нормативное  давление» описывает механизм  того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его. Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное  давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым, пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям [9].

На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

2. Понятие гендерных  отношений

С момента самоидентификации  себя по гендерному признаку, человек  становится участником гендерных отношений, существующих в данном обществе.

Гендерные отношения – это формы взаимосвязи между мужчинами и женщинами. Гендерные отношения представлены как субъективно в виде представлений, ценностей, стереотипов и установок, так и объективно в виде реальных социально-психологических практик взаимодействия и реализации принципов конструирования гендерного порядка (неравенство) [10].

Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения включают социально нормированные взаимодействия половых классов и возрастных групп [11, с. 41].

Гендерные отношения - один из типов властных отношений, в настоящее время характеризующийся неравным распределением власти, ресурсов и прав между женщинами и мужчинами как гендерными группами. [1]

Гендерные отношения - это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности [12].

Хотя приведенные  определения слегка разнородны, поскольку  взяты из контекста различных  по тематики исследований, общее здесь одно:

гендерные отношения – это процесс взаимодействия людей как представителей определенного пола друг с другом и та форма, которую это взаимодействие принимает в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Очень важно  учитывать временной фактор и фактор принадлежности гендерных отношений к тому или иному обществу, поскольку для каждого общества в определенный период его развития характерны свои идеи, ценности, моральные принципы, нормы и представления об идеальном «типичном мужском» и «типичном женском».

Информация о работе Понятие гендера. Различие гендерного понимания устройства общества от биологического